Лента новостей

Все новости

Популярное

Мэрия Новосибирска готовит концессию на 210 «комфортных» остановок двух типов

 Денис Калин   Фото: автора

Мэрия Новосибирска готовит концессию на 210 «комфортных» остановок двух типов

В Новосибирске переработали концессию на установку более двухсот остановок – почти за год изменилось даже название – с «умных» на «комфортные». Предыдущая версия концессии была воспринята как нереализуемая, на конкурс не заявился ни один коммерсант, проект стоил Александру Люлько должности главы департамента промышленности. Теперь же в мэрии подготовили проект по-новому, он предполагает два варианта размещения остановок в сибирской столице: по концессии и по инвестиционному соглашению.

Сегодня, 24 декабря, в мэрии представили предварительный план по реализации на территории Новосибирска проекта «Комфортные остановки». Речь о спорном проекте, который в 2020-2021 году шумно обсуждали чиновники, депутаты, коммерсанты и жители Новосибирска.

Проект по установке 250 «умных» остановок в Новосибирске связан с подготовкой к молодежному чемпионату мира по хоккею, который состоится зимой 2022-2023 годов. Предполагалось, что быстро – к сроку – закрыть вопрос поможет концессионное соглашение. Его проект подготовил департамент промышленности, инноваций и предпринимательства старого образца – на кресле главы тогда восседал опытный чиновник Александр Люлько. Вот только опыт сыграл не решающую роль в подготовке проекта и документации.

ZV3g90WUjuU.jpg

Проектом предлагалось ликвидировать 250 киосков и на их место водрузить продвинутые конструкции, что резонно возмутило собственников и работников малоформатной торговли. Бизнесмены лишались мест для торговли, а их сотрудники рабочих мест, ведь по условиям концессии все точки переходили в одни руки. Новосибирцы же раскритиковали остановки из-за того, что маловместительные и не защищают от ветра и осадков. Опираясь на эти доводы и на невыгодные условия концессионного соглашения для коммерсанта, депутаты горсовета признали работу департамента Люлько неудовлетворительной, он покинул пост. В марте 2021 года мэрия не смогла провести конкурс – не было подано ни одной заявки и власти заявили, что проект будет пересмотрен.

После Александра Люлько департамент промышленности, инноваций и предпринимательства возглавил Виталий Витухин. Область деятельности департамента была расширена, а сама работа переформатирована, в том числе в части инвест-проектов. Подготовкой нового проекта «Комфортные остановки» занялся Витухин совместно в другими подразделениями мэрии.

Виталий Витухин представил проект на заседании Совета по инвестиционной деятельности и содействию конкуренции на территории Новосибирска. Он пояснил, что мэрия планирует обойтись без использования бюджета города для обустройства современных остановок, так как очевиден интерес коммерсантов по использованию остановочного пространства.

KtmWjlqZrvw.jpg

«В августе текущего года департамент приступил к проработке нового проекта по размещению на территории города единообразных остановок. При этом, во избежание повторения предыдущего негативного опыта, было принято решение об изменении концепции проекта. Новая концепция предполагает отказ от предъявления избыточных требований к техническим характеристикам умных блоков и акцентирование внимания в первую очередь на удобстве и комфортности», – подчеркнул Витухин.

Таким образом, «умные» остановки несколько деградируют. Сравним то, какой должна была быть «начинка», и какой ее планируют сделать сейчас: Wi-Fi (останется), раздельный сбор мусора (не предусмотрен), интерактивная карта города для туристов (не предусмотрена), тревожная кнопка 112 (останется), зарядка для сотового телефона (останется), распознавание забытых предметов и противоправных действий (не предусмотрено). Между тем, также в остановках нового типа предполагается установка круглосуточного видеонаблюдения, информационного и навигационного оборудования.

Всего планируется обустройство «комфортных» остановок двух типов – обычный навес со всеми перечисленными функциями или такой же навес, но совмещенный с теплым павильоном.

«За счет эксплуатации этого блока для коммерческого использования планируется обеспечить окупаемость проекта, потому что в рамках концессионного соглашения планируется установить 140 модулей типа 1, то есть без теплого блока и 70 модулей типа 2. То есть потенциальный победитель конкурса, содержа 210 одинаковых единообразных красивых комфортных остановок 15 лет, зарабатывать и окупаться будет только с 70-ти», – пояснил Витухин.

Окончательные условия концессии рассмотрят 27 декабря. С ними департамент будет готов начать конкурс в январе: планируется уже до 17-го числа, но наверняка – к концу месяца.

Департамент решил «подстраховаться», или, как это назвал Виталий Витухин, проработать альтернативный вариант. Начальник подразделения сообщил, что появилась возможность заключить полноценные инвестиционные договоры по Федеральному закону № 39 – ранее чиновник и его сотрудники считали, что по нему возможно возведение капитальных объектов, но оказалось, что и «комфортные» остановки сойдут. Глаза ему, отметил Витухин, открыл правовой департамент мэрии.

W-AhVSc1bek.jpg

«Рассматривается размещение остановок в рамках инвестиционного договора в следующем виде: один инвестиционный проект – это три остановки, две из которых типа 1 – навесы и одна типа 2 – навес плюс павильон. Данное предложение проработано полностью, немного отличается вид сотрудничества – инвестор становится собственником павильона навсегда. А все три остановочных навеса со всем оборудованием переходит в собственность муниципалитета сразу», – рассказал начальник департамента.

Примечательно, что говоря об альтернативе – по сути о запасном варианте – Витухин добавил, что инвест-проекты и концессию можно реализовать параллельно.

«У нас более тысячи остановок в городе, умножим на две по сторонам улиц – больше двух тысяч. И 210 остановками по концессии мы не закроем весь город. Нами предлагается реализация параллельно двух вариантов сразу – и размещение концессии и размещение инвестиционных предложений», – провозгласил глава департамента, обратив взор на мэра Анатолия Локтя.

Градоначальник не поддался энтузиазму Витухина, посерьезнел и попросил назвать конкретные числа: сроки реализации и количество объектов. По заверению начальника департамента, у них есть все возможности для запуска инвестиционных проектов на 85 остановок уже в январе, но инициатором должно выступить подразделение мэрии, в ведении которых находится земля под остановки. Таким образом, администрации еще предстоит проработать, как именно будут заключаться подобные инвестиционные договоры.

Пожалуй, самое интересное в готовящемся проекте – то, как современные остановки будут содержаться после чемпионата мира. Если говорить о концессии, то муниципалитет имеет возможность прописать необходимые условия, а если будут заключены инвестиционные проекты, то кто будет следить за состоянием остановок и оборудования? Конечно, они перейдут муниципалитету, но будут ли за ними следить? Есть все основания ожидать, что произойдет то же, что с уже обустроенными остановками: появится ржавчина, половина функций перестанет работать, а стекла закрасят вандалы. Однако сейчас об этом в мэрии почему-то говорят не так подробно. 
В Новосибирске переработали концессию на установку более двухсот остановок – почти за год изменилось даже название – с «умных» на «комфортные». Предыдущая версия концессии была воспринята как нереализуемая, на конкурс не заявился ни один коммерсант, проект стоил Александру Люлько должности главы департамента промышленности. Теперь же в мэрии подготовили проект по-новому, он предполагает два варианта размещения остановок в сибирской столице: по концессии и по инвестиционному соглашению.

Сегодня, 24 декабря, в мэрии представили предварительный план по реализации на территории Новосибирска проекта «Комфортные остановки». Речь о спорном проекте, который в 2020-2021 году шумно обсуждали чиновники, депутаты, коммерсанты и жители Новосибирска.

Проект по установке 250 «умных» остановок в Новосибирске связан с подготовкой к молодежному чемпионату мира по хоккею, который состоится зимой 2022-2023 годов. Предполагалось, что быстро – к сроку – закрыть вопрос поможет концессионное соглашение. Его проект подготовил департамент промышленности, инноваций и предпринимательства старого образца – на кресле главы тогда восседал опытный чиновник Александр Люлько. Вот только опыт сыграл не решающую роль в подготовке проекта и документации.

ZV3g90WUjuU.jpg

Проектом предлагалось ликвидировать 250 киосков и на их место водрузить продвинутые конструкции, что резонно возмутило собственников и работников малоформатной торговли. Бизнесмены лишались мест для торговли, а их сотрудники рабочих мест, ведь по условиям концессии все точки переходили в одни руки. Новосибирцы же раскритиковали остановки из-за того, что маловместительные и не защищают от ветра и осадков. Опираясь на эти доводы и на невыгодные условия концессионного соглашения для коммерсанта, депутаты горсовета признали работу департамента Люлько неудовлетворительной, он покинул пост. В марте 2021 года мэрия не смогла провести конкурс – не было подано ни одной заявки и власти заявили, что проект будет пересмотрен.

После Александра Люлько департамент промышленности, инноваций и предпринимательства возглавил Виталий Витухин. Область деятельности департамента была расширена, а сама работа переформатирована, в том числе в части инвест-проектов. Подготовкой нового проекта «Комфортные остановки» занялся Витухин совместно в другими подразделениями мэрии.

Виталий Витухин представил проект на заседании Совета по инвестиционной деятельности и содействию конкуренции на территории Новосибирска. Он пояснил, что мэрия планирует обойтись без использования бюджета города для обустройства современных остановок, так как очевиден интерес коммерсантов по использованию остановочного пространства.

KtmWjlqZrvw.jpg

«В августе текущего года департамент приступил к проработке нового проекта по размещению на территории города единообразных остановок. При этом, во избежание повторения предыдущего негативного опыта, было принято решение об изменении концепции проекта. Новая концепция предполагает отказ от предъявления избыточных требований к техническим характеристикам умных блоков и акцентирование внимания в первую очередь на удобстве и комфортности», – подчеркнул Витухин.

Таким образом, «умные» остановки несколько деградируют. Сравним то, какой должна была быть «начинка», и какой ее планируют сделать сейчас: Wi-Fi (останется), раздельный сбор мусора (не предусмотрен), интерактивная карта города для туристов (не предусмотрена), тревожная кнопка 112 (останется), зарядка для сотового телефона (останется), распознавание забытых предметов и противоправных действий (не предусмотрено). Между тем, также в остановках нового типа предполагается установка круглосуточного видеонаблюдения, информационного и навигационного оборудования.

Всего планируется обустройство «комфортных» остановок двух типов – обычный навес со всеми перечисленными функциями или такой же навес, но совмещенный с теплым павильоном.

«За счет эксплуатации этого блока для коммерческого использования планируется обеспечить окупаемость проекта, потому что в рамках концессионного соглашения планируется установить 140 модулей типа 1, то есть без теплого блока и 70 модулей типа 2. То есть потенциальный победитель конкурса, содержа 210 одинаковых единообразных красивых комфортных остановок 15 лет, зарабатывать и окупаться будет только с 70-ти», – пояснил Витухин.

Окончательные условия концессии рассмотрят 27 декабря. С ними департамент будет готов начать конкурс в январе: планируется уже до 17-го числа, но наверняка – к концу месяца.

Департамент решил «подстраховаться», или, как это назвал Виталий Витухин, проработать альтернативный вариант. Начальник подразделения сообщил, что появилась возможность заключить полноценные инвестиционные договоры по Федеральному закону № 39 – ранее чиновник и его сотрудники считали, что по нему возможно возведение капитальных объектов, но оказалось, что и «комфортные» остановки сойдут. Глаза ему, отметил Витухин, открыл правовой департамент мэрии.

W-AhVSc1bek.jpg

«Рассматривается размещение остановок в рамках инвестиционного договора в следующем виде: один инвестиционный проект – это три остановки, две из которых типа 1 – навесы и одна типа 2 – навес плюс павильон. Данное предложение проработано полностью, немного отличается вид сотрудничества – инвестор становится собственником павильона навсегда. А все три остановочных навеса со всем оборудованием переходит в собственность муниципалитета сразу», – рассказал начальник департамента.

Примечательно, что говоря об альтернативе – по сути о запасном варианте – Витухин добавил, что инвест-проекты и концессию можно реализовать параллельно.

«У нас более тысячи остановок в городе, умножим на две по сторонам улиц – больше двух тысяч. И 210 остановками по концессии мы не закроем весь город. Нами предлагается реализация параллельно двух вариантов сразу – и размещение концессии и размещение инвестиционных предложений», – провозгласил глава департамента, обратив взор на мэра Анатолия Локтя.

Градоначальник не поддался энтузиазму Витухина, посерьезнел и попросил назвать конкретные числа: сроки реализации и количество объектов. По заверению начальника департамента, у них есть все возможности для запуска инвестиционных проектов на 85 остановок уже в январе, но инициатором должно выступить подразделение мэрии, в ведении которых находится земля под остановки. Таким образом, администрации еще предстоит проработать, как именно будут заключаться подобные инвестиционные договоры.

Пожалуй, самое интересное в готовящемся проекте – то, как современные остановки будут содержаться после чемпионата мира. Если говорить о концессии, то муниципалитет имеет возможность прописать необходимые условия, а если будут заключены инвестиционные проекты, то кто будет следить за состоянием остановок и оборудования? Конечно, они перейдут муниципалитету, но будут ли за ними следить? Есть все основания ожидать, что произойдет то же, что с уже обустроенными остановками: появится ржавчина, половина функций перестанет работать, а стекла закрасят вандалы. Однако сейчас об этом в мэрии почему-то говорят не так подробно. 

Новости партнеров

В России и мире

Запросы во Вселенную и аффирамции: как они работают на самом деле
Самые опасные мужчины по знаку Зодиака – не повезет тем, кто перешел им дорогу
Суперпродукты для долголетия – съедайте хотя бы один каждый день, и сможете отпраздновать столетний юбилей!
Когда покупать лук-севок и как его правильно выбрать?
1 апреля начинается призыв: кто из срочников попадет служить в зону СВО
Мигранты в России – хитрый план Запада и российской пятой колонны
Что нужно мужчине, чтобы чувствовать себя счастливым рядом с женщиной?
Если беспокоит запах пота и не помогает даже дезодорант – 2 натуральных средства для избавления от этой проблемы
5 знаков Зодиака, у которых есть все шансы познакомиться с будущей второй половинкой в апреле 2024
Моль исчезнет и больше не появится: советы по избавлению от надоедливого вредителя, который портит ваши вещи