Лента новостей

Все новости

Популярное

Дать понять, что вы в безопасности: психолог о работе в МЧС

    Фото: ГУ МЧС по Новосибирской области

Дать понять, что вы в безопасности: психолог о работе в МЧС

В сентябре Центру экстренной психологической помощи МЧС России исполнилось 20 лет. Ведомственная служба объединяет порядка 800 специалистов, работающих по всей стране. О сложностях оказания помощи попавшим в беду и специфике работы психологической службы рассказал старший психолог-инспектор ГУ МЧС России по Новосибирской области Сергей Ескевич.

– Расскажите, что представляет собой работа психолога МЧС. Как часто сами пожарные и спасатели обращаются к вам за помощью?

– Перед специалистами психологической службы МЧС России стоят две основных задачи: первая – работа с личным составом, вторая – оказание экстренной психологической помощи людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. В повседневной деятельности мы оказываем пожарным и спасателям психологическую помощь и поддержку, изучаем социально-психологический климат в коллективах. Наша профессия не терпит застоя и бездействия. Поэтому мы постоянно повышаем свою квалификацию и участвуем в различных учебно-методических сборах, мероприятиях, в том числе активно развиваем Всероссийский проект «Научись спасать жизнь!». Также мы регулярно проводим психологические тестирования пожарных и спасателей, чтобы подтвердить их готовность к реагированию на любое происшествие. Так, например, в течение двух недель 85 человек личного состава аэромобильной группировки Главного управления МЧС России по Новосибирской области оказывали помощь жителям Иркутской области в стабилизации обстановки с природными пожарами. После их прибытия в пункт постоянной дислокации психологи занимаются так называемой постэкспедиционной работой, которая заключается в том, что с пожарными и спасателями проводятся мероприятия, помогающие выяснить состояние и выявить полученный уровень стресса, что в дальнейшем позволит по результатам психодиагностики и психокоррекции оптимизировать психологическое состояние каждого сотрудника.

– Каким образом принимается решение о том, когда стоит привлекать психологов?

– Старший оперативный дежурный получает оперативную информацию о происшествии на территории Новосибирской области и, изучив первичные данные, при необходимости направляет на место происшествия психологов, а в случае масштабной чрезвычайной ситуации начальник главного управления МЧС России по Новосибирской области принимает решение об открытии «горячей линии». Работа на телефоне имеет свои нюансы, так как приходится оказывать психологическую помощь дистанционно, не видя человека, без возможности отслеживания дальнейшей реакции.

­– В чем специфика вашей работы?

– Человек, который попал в стрессовую ситуацию, в первую очередь испытывает шок: он потрясен, растерян, дезорганизован. Человеческая психика имеет свойство защищаться, и любая реакция будь то истерика, агрессия, ступор или просто плачь – это совершенно нормальная реакция и каждый имеет право на ту реакцию, которая может с ним произойти. Одними из первых действий, которые могут помочь в такой момент – дать понять, что он не один, что он в безопасности.

– А с какой реакцией труднее всего справиться?

– Любая реакция – это крик о помощи. Психолог МЧС России работает с конкретным эмоциональным состоянием, чтобы помочь человеку преодолеть этапы горя и прийти к состоянию, которое можно назвать «светлой грустью». После эмоционального реагирования человек обретает способность к совершению более рациональных и целенаправленных действий, он может использовать свои собственные внешние и внутренние ресурсы для того, чтобы совладать с ситуацией. Для нас главное, чтобы человек вышел за рамки своего горя и увидел посторонних людей.

– Можете ли вы поделиться самым тяжелым моментом в вашей работе?

– Наверное, самые первые выезды на место происшествия запоминаются больше всего. Одним из таких событий в моей жизни было дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибли молодые ребята, направляющиеся отдыхать на Алтай. Передо мной стояла задача - сопровождение матери после сообщения медицинскими работниками о гибели ребенка. Я до сих пор помню то время ожидания, терзающие мысли о том, как и что говорить, и размышления о боли, которую предстоит испытать матери погибшего сына. Но в ту секунду, когда женщину оповестили, я сразу же отключил все эмоции и действовал именно так, как был обязан психолог МЧС России, оказав весь необходимый уровень поддержки.

­– Насколько сложнее работа с детьми в момент чрезвычайной ситуации?

– Каждый ребенок по-своему переживает горе и чаще всего, само поведение и настроение может меняться. Например, он может плакать, затем отвлечься на игры, а потом резко снова начать плакать. Кроме чередования настроения, в момент чрезвычайной ситуации взрослые могут из-за стресса забыть о ребенке, поэтому на наших плечах лежит забота о детях на месте происшествия и не оставлении их в одиночестве.

– Чего ни в коем случае нельзя говорить оказавшемуся в критической ситуации человеку?

– В самый острый момент переживаний важно дать человеку ощущение, что его слушают, понимают, дают ему возможность выразить чувства, которые его переполняют. У нас нет четкого алгоритма в работе, тем более шаблонных фраз. Каждая ситуация индивидуальна, и для каждого человека с определенной стрессовой реакцией мы пытаемся подобрать нужные слова. На мой взгляд, не стоит говорить такие фразы, как: «Все пройдет», «Бог забирает лучших», «Время лечит», «Всё самое страшное уже позади» и тому подобное. Каких-либо точных запретов нет, но, главное, мы не должны вселять пустые надежды, мы должны правильно доводить достоверную информацию.

– Психологи МЧС России – кто они?

– Психологи МЧС – это связующее звено между пострадавшим и спасательными службами, ведь главная помощь в спасении – это помощь человеку, попавшему в беду. Жизнь человека навсегда делится «до» и «после» происшествия. Психолог МЧС России должен дать опору на ближайшее время и найти ресурсы, чтобы справиться с трагедией. В дальнейшем психологическая поддержка немаловажна, и она берется на особый контроль психологами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, с кем налажено тесное взаимодействие и в задачи которых стоит установление контакта с пострадавшими и с родственниками, которым может понадобиться отсроченная по времени психологическая помощь, чтобы привести человека к более стабильному состоянию.

В сентябре Центру экстренной психологической помощи МЧС России исполнилось 20 лет. Ведомственная служба объединяет порядка 800 специалистов, работающих по всей стране. О сложностях оказания помощи попавшим в беду и специфике работы психологической службы рассказал старший психолог-инспектор ГУ МЧС России по Новосибирской области Сергей Ескевич.

– Расскажите, что представляет собой работа психолога МЧС. Как часто сами пожарные и спасатели обращаются к вам за помощью?

– Перед специалистами психологической службы МЧС России стоят две основных задачи: первая – работа с личным составом, вторая – оказание экстренной психологической помощи людям, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций. В повседневной деятельности мы оказываем пожарным и спасателям психологическую помощь и поддержку, изучаем социально-психологический климат в коллективах. Наша профессия не терпит застоя и бездействия. Поэтому мы постоянно повышаем свою квалификацию и участвуем в различных учебно-методических сборах, мероприятиях, в том числе активно развиваем Всероссийский проект «Научись спасать жизнь!». Также мы регулярно проводим психологические тестирования пожарных и спасателей, чтобы подтвердить их готовность к реагированию на любое происшествие. Так, например, в течение двух недель 85 человек личного состава аэромобильной группировки Главного управления МЧС России по Новосибирской области оказывали помощь жителям Иркутской области в стабилизации обстановки с природными пожарами. После их прибытия в пункт постоянной дислокации психологи занимаются так называемой постэкспедиционной работой, которая заключается в том, что с пожарными и спасателями проводятся мероприятия, помогающие выяснить состояние и выявить полученный уровень стресса, что в дальнейшем позволит по результатам психодиагностики и психокоррекции оптимизировать психологическое состояние каждого сотрудника.

– Каким образом принимается решение о том, когда стоит привлекать психологов?

– Старший оперативный дежурный получает оперативную информацию о происшествии на территории Новосибирской области и, изучив первичные данные, при необходимости направляет на место происшествия психологов, а в случае масштабной чрезвычайной ситуации начальник главного управления МЧС России по Новосибирской области принимает решение об открытии «горячей линии». Работа на телефоне имеет свои нюансы, так как приходится оказывать психологическую помощь дистанционно, не видя человека, без возможности отслеживания дальнейшей реакции.

­– В чем специфика вашей работы?

– Человек, который попал в стрессовую ситуацию, в первую очередь испытывает шок: он потрясен, растерян, дезорганизован. Человеческая психика имеет свойство защищаться, и любая реакция будь то истерика, агрессия, ступор или просто плачь – это совершенно нормальная реакция и каждый имеет право на ту реакцию, которая может с ним произойти. Одними из первых действий, которые могут помочь в такой момент – дать понять, что он не один, что он в безопасности.

– А с какой реакцией труднее всего справиться?

– Любая реакция – это крик о помощи. Психолог МЧС России работает с конкретным эмоциональным состоянием, чтобы помочь человеку преодолеть этапы горя и прийти к состоянию, которое можно назвать «светлой грустью». После эмоционального реагирования человек обретает способность к совершению более рациональных и целенаправленных действий, он может использовать свои собственные внешние и внутренние ресурсы для того, чтобы совладать с ситуацией. Для нас главное, чтобы человек вышел за рамки своего горя и увидел посторонних людей.

– Можете ли вы поделиться самым тяжелым моментом в вашей работе?

– Наверное, самые первые выезды на место происшествия запоминаются больше всего. Одним из таких событий в моей жизни было дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погибли молодые ребята, направляющиеся отдыхать на Алтай. Передо мной стояла задача - сопровождение матери после сообщения медицинскими работниками о гибели ребенка. Я до сих пор помню то время ожидания, терзающие мысли о том, как и что говорить, и размышления о боли, которую предстоит испытать матери погибшего сына. Но в ту секунду, когда женщину оповестили, я сразу же отключил все эмоции и действовал именно так, как был обязан психолог МЧС России, оказав весь необходимый уровень поддержки.

­– Насколько сложнее работа с детьми в момент чрезвычайной ситуации?

– Каждый ребенок по-своему переживает горе и чаще всего, само поведение и настроение может меняться. Например, он может плакать, затем отвлечься на игры, а потом резко снова начать плакать. Кроме чередования настроения, в момент чрезвычайной ситуации взрослые могут из-за стресса забыть о ребенке, поэтому на наших плечах лежит забота о детях на месте происшествия и не оставлении их в одиночестве.

– Чего ни в коем случае нельзя говорить оказавшемуся в критической ситуации человеку?

– В самый острый момент переживаний важно дать человеку ощущение, что его слушают, понимают, дают ему возможность выразить чувства, которые его переполняют. У нас нет четкого алгоритма в работе, тем более шаблонных фраз. Каждая ситуация индивидуальна, и для каждого человека с определенной стрессовой реакцией мы пытаемся подобрать нужные слова. На мой взгляд, не стоит говорить такие фразы, как: «Все пройдет», «Бог забирает лучших», «Время лечит», «Всё самое страшное уже позади» и тому подобное. Каких-либо точных запретов нет, но, главное, мы не должны вселять пустые надежды, мы должны правильно доводить достоверную информацию.

– Психологи МЧС России – кто они?

– Психологи МЧС – это связующее звено между пострадавшим и спасательными службами, ведь главная помощь в спасении – это помощь человеку, попавшему в беду. Жизнь человека навсегда делится «до» и «после» происшествия. Психолог МЧС России должен дать опору на ближайшее время и найти ресурсы, чтобы справиться с трагедией. В дальнейшем психологическая поддержка немаловажна, и она берется на особый контроль психологами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации, с кем налажено тесное взаимодействие и в задачи которых стоит установление контакта с пострадавшими и с родственниками, которым может понадобиться отсроченная по времени психологическая помощь, чтобы привести человека к более стабильному состоянию.


Новости партнеров

В России и мире

Эти нюансы в поведении зрелой женщины заставляют мужчин ее опасаться
Израиль угрожает спецдокладчику ООН о сионистском геноциде в Газе: оккупанты боятся правды
Внимание на состав: компонент в косметике, который «убьет» вашу кожу за короткое время
5 знаков Зодиака, которые станут счастливыми в течение 2024 года: что именно произойдет в их жизни?
10 безошибочных признаков присутствия сильного Ангела-Хранителя за вашей спиной
В каких случаях нужно незамедлительно вызывать скорую помощь при температуре?
Выбираем идеальное место в квартире для денежного дерева
Знахарское средство из 3 компонентов для облегчения суставной боли – попробуйте и не пожалеете
Астрологи рассказали, сколько браков будет у каждого знака Зодиака в течение жизни
Пьющую женщину видно сразу: как на самом деле алкоголь влияет на организм и внешность