Друг ребенка из детдома: четыре истории наставничества

Друг ребенка из детдома: четыре истории наставничества
Фото: news.medsbla.com, предоставлены участниками проекта
Общество / 11 июля 2019 / 16:54 / Рая Абдуллаева

Детям, которые с самого раннего возраста живут в детском доме, очень тяжело приспособиться к самостоятельной жизни, вырваться из-под тени детского дома. Чтобы помочь им, с 2014 года детский благотворительный фонд «Солнечный город» ведет проект «Наставничество», позволяя детям найти взрослого друга, готового помочь, подсказать путь и поддержать в трудную минуту. Корреспондент Сибкрай.ru поговорила с несколькими наставниками проекта и узнала, что дает такое общение как детям, так и взрослым. 

Наставник – это не воспитатель, который сопровождает сирот некоторое время, это именно друг, готовый помочь в социализации и выслушать то самое личное и сокровенное, что прячется в душе каждого ребенка: у некоторых это мысли о семье, о взаимоотношениях, у других же – размышления о будущем и сокровенной мечте. Наставники стараются встречаться с детьми хотя бы раз в неделю. 

«Сережа научил меня терпению»

Татьяне 31 год, она занимается организацией мероприятий, а в свободное время – благотворительностью. Она давно знакома с фондом «Солнечный город» и поняла, что пора помогать адресно, конкретным детям. Ее сразу пригласили на собеседование после заполнения анкеты. Вероника (психолог проекта) беседует с кандидатами и детьми, чтобы составить пары, которые больше подходят друг другу по психотипу. 

«Мой подопечный Сережа – ему вчера исполнилось 16 – сейчас в лагере, вернется, и мы обязательно отметим. Сережа закрытый, даже немного недоверчивый, детский дом накладывает отпечаток», – рассказывает Татьяна.
 
Поначалу она переживала, что тесный контакт с ребенком вызовет в ней  чувство жалости – у нее уже был опыт визита в детский дом. Появлялись разные мысли: «А не привяжется ли ребенок?», «Как это все будет?»; останавливало эмоциональное напряжение. По словам Татьяны, справиться с этими сомнениями помогают кураторы, все подобные вопросы обсуждают на тренингах. Ее подопечный Сережа долгое время избегал встречи, не хотел общаться, но сейчас их отношения начали налаживаться.

1.1.1.png

«Я переживала, когда он не хотел со мной встречаться, не понимала причину его отказов. Только я постоянно писала, спрашивала и интересовалась. И получалась игра в одни ворота. Сережа научил меня терпению, не опускать руки, а просто ждать, – делится Татьяна. – Теперь мы хорошие приятели. Занимаемся тем, что интересно для нас обоих, в кино очень любим ходить. Он заинтересован в футболе, в детском доме ходит в секцию, только видно было, что непрофессионально это все, поэтому думаю, приедет, подыщем что-нибудь посерьезнее».

Кураторы рассказывают, что дети после общения со своими наставниками меняются. Был случай, когда подопечный на одной из встреч сам оплачивал все расходы во время прогулки. Многие ребята становятся более приспособленными к жизни, самостоятельными. 

«Мы обсуждаем абсолютно все: какую специальность выбрать, почему люди поступают так, а не иначе. Для меня это тоже большой рост, опыт, узнаю себя с другой стороны. Я никогда его не наставляю, как мама или учитель. И Сережа спокойно говорит о своих проблемах в семье, – рассказывает Татьяна. – Его мама жива, но обиду он на нее не держит. Я выступаю старшим товарищем, именно наставником, который готов все выслушать. Взрослый, к которому он может обратиться. Это дает ему уверенность в завтрашнем дне. Мне кажется, что эта связь на всю жизнь».  

«Макс, прости»

«У меня самый лучший ребенок в проекте, – говорит наставник Максим о своем подопечном Хасане. Максим уже два года принимает участие в проекте «Солнечного города». – Сначала было сложно проходить лекции, строить общение с ребенком. И всегда задавался вопросом: «Почему именно Хасан?» Сейчас же понимаю, что мы с ним схожи по характеру, понимаем друг друга с полуслова, нам никогда не бывает скучно вместе».


Две недели назад Максим и Хасан побывали в приюте для бездомных животных, помогли с уборкой и покормили постояльцев приюта. Хасан всегда рад оказать помощь. Мальчик очень открыт перед своим наставником, рассказывает все, что происходит в жизни. Максим всегда знает о подопечном больше, чем детский дом. 

«Я чувствую доверие с его стороны. Это дружба, которой он очень дорожит, которую хочет сохранить. Как-то он сбежал из приюта, и даже тогда он написал: «Макс, прости. Я убежал». Он ни перед кем так не отчитывается, поэтому для меня это очень ценно», – рассказывает Максим.


2.jpg

Они многому научились вместе. Хасан думает не только про себя, он ведет диалог и интересуется мнением Максима. Наставник набрался терпимости: по натуре он вспыльчивый, но в процессе научился держать эмоции под контролем. 

«Жена некоторое время сомневалась, считала, что я не смогу участвовать долго в проекте из-за своей непостоянности, но я ни разу не пожалел. Сейчас он (Хасан – прим. ред.) в лагере, поэтому редко общаемся, в понедельник вот приедет, на два дня останется у нас в гостях», – говорит Максим. 


«Принимаем друг друга такими, какие мы есть»

Валерии Барковой 26 лет, она бухгалтер в компании, занимается боксом, танцами. «Захотела принять участие, получить интересный опыт общения с детьми, – рассказывает она. – Моя подопечная – Валерия, она живет в центре «Созвездии», также занимается танцами, у нас много общего».

Они очень активно проводят время вместе: катаются на велосипеде, занимаются скалолазанием. Лера очень энергичная, любит активный отдых. Вместе с Валерией они учатся дарить подарки, радовать друг друга. Наставница чувствует себя сестрой в общении с Лерой, сестрой, которая может поддержать и  выслушать. 

3.3.3..png

«Со сложностями, думаю, каждый сталкивается, когда непросто принять какие-либо привычки друг друга, привыкнуть. В процессе общения каждый раскрывается, начинает доверять и рассказывать даже что-то личное. Я вижу, как она меняется: управляет своими эмоциями, сейчас от нее чаще можно услышать слова: «люблю», «чувствую». Я рада, что повлияла на нее в таком ключе, – отмечает наставница Валерия. – Но у меня никогда не было цели ее как-то исправить, воспитать. Порой она совершает поступки, которые я не понимаю: как-то сбежала с детдома. Это мне и нравится в нашем общении ─ мы научились принимать друг друга».
 
«Мне нужно, чтобы ты меня просто послушала»

Коля и Кристина общаются уже год. За это время они успели многое узнать не только друг о друге, но и о себе. У Коли был сложный период, когда он поругался с друзьями, и в школе были проблемы, а Кристина пыталась поддерживать, наставляя и читая нравоучения.  

«Мне нужно было, чтобы ты меня просто послушала», – отвечал Коля. Ребятам не нужны типичные наставления родителей и учителей, они хотят видеть рядом товарища, с которым можно поделиться тем, что происходит в их жизни. 


«Коля показал мне, что, в первую очередь, нужно научиться слышать. Сейчас даже осознанно в повседневной жизни стараюсь применять это», – отмечает Кристина. 


4.4.4.png


Николай творческий, открытый и разносторонний: пишет стихи и читает рэп, занимается спортом. Обращается к Кристине по разным поводам от отношений и школы до бытовых вопросов.

«Наше общение меняет меня, я учусь смотреть на мир его глазами. В его мире всегда восторжествует справедливость, каждый человек может достичь своей цели. Он за это время передал мне свой азарт, некую простоту в отношении к жизни. Сейчас я понимаю, что это не разовые встречи, а крепкая связь», – признается Кристина.

 
У каждого наставника своя история, свои ошибки и победы. Но каждый в проекте чему-то учится, что-то узнает и обретает опыт. Наставником для ребенка с непростой судьбой может стать любой – достаточно заполнить анкету и прийти на встречу в благотворительный фонд «Солнечный город». Подробную информацию о проекте можно найти на сайте фонда, здесь же можно оставить заявку



comments powered by HyperComments


Новости СМИ2