Лента новостей

Все новости

Популярное

Курс по «мемам»: филологи научат работать с рэпом и репостами

 Виктория Бурбилова

Курс по «мемам»: филологи научат работать с рэпом и репостами

Преподаватели кафедры филологии НГТУ разработали специальную программу для школьных учителей – «Коммуникационная культура интернета». Филологи предлагают новосибирским педагогам научиться правильно общаться в социальных сетях, анализировать посты и комментарии в них, разрабатывать занятия по интернет-общению для школьников. Подобные курсы уже существуют на базе НГТУ для студентов негуманитарных специальностей. Корреспондент Сибкрай.ru пообщалась с филологами и узнала, как с помощью мемов можно развить аналитические способности, почему важно уметь оформлять сообщения в электронной почте, и как не сесть за репост. 

Дополнительная профессиональная программа появится в списке программ повышения квалификации НГТУ в начале нового семестра – в феврале 2019 года. Главными слушателями спецкурса станут новосибирские учителя, которые смогут пройти повышение квалификации в университете. Завершением курса станет разработка урока по информационной безопасности в интернете. По Концепции информационной безопасности детей, принятой в России, учителям необходимо проводить подобные занятия ежегодно. 

«Конечно, нынешние школьники постоянно находятся в интернете и, кажется, что они знают о нем буквально все, – прокомментировала доцент кафедры филологии и один из разработчиков проекта Анастасия Кротова. – Но это знание кажущееся. Они имеют представление о том, как общаться в соцсетях, где скачать реферат, знают про «Википедию» и сетевые игры – и, пожалуй, все. Их круг знаний ограниченный, как и круг общения в интернете. Наша задача, во-первых, познакомить учителей с возможностями интернета как коммуникативной площадки. А во-вторых, мы хотим, чтобы учителя после прохождения курсов смогли объяснить детям, что интернет – это не только «ВКонтакте» и развлечения».  

Упор филологи делают на понятие «коммуникация». Преподаватели отмечают, что общение между учеником и учителем часто ограничивается уроками и домашним заданием. А разговоры на темы, которые понятны нынешним школьникам, приблизят к ним педагогов, позволят открыться, обсуждать вместе подростковые проблемы, находить общий язык. Например, учителя с пониманием смогут говорить о кибербуллинге, эльфинге, троллинге и помогать детям бороться с этими явлениями. 

Курс состоит из трех модулей. В первом филологи расскажут об интернет-коммуникации как феномене, части культуры общества. Попытаются объяснить старшему поколению, что интернет – это не «вселенское зло», а важная составляющая современности, которая поможет наладить связь поколений. Второй модуль посвящен языку интернета – сленгу, мемам, блогам и отношению к ним, правильному восприятию. Блок поможет ответить на вопросы, нужно ли с этим бороться, и как разговаривать об этом с детьми? В третьем модуле учителям расскажут о сетевой литературе, этикете в интернете, деловом общении в соцсетях, различных образовательных ресурсах и прочем. 
 
«В нашем курсе очень много практики и очень много творчества, – считает доцент кафедры филологии Елена Дубровская. – Ведь курс будет проходить в форме обсуждения различных теоретического материала и текстов из интернета, дискуссий, проектной деятельности. То же самое касается и дальнейшей работы с учениками – в домашнем задании они могут анализировать самостоятельно какие-то тексты из интернета, блог понравившегося человека. И это также приблизит педагогов к школьникам. Так можно улавливать тенденции, распространенные среди молодежи, понимать, о чем они думают и чем живут». 

Студенты НГТУ, освоившие курс «Коммуникационная культура интернета», на зачетной работе анализируют с точки зрения эксперта конфликтногенность материала, который размещается в новостной статье или тексте блога. Разбирают, какие интенции были у автора, чего он добился и достиг ли цели, которую перед собой ставил. Все это представляет собой большую презентацию со скриншотами, аргументами и подробным анализом того, что студенты регулярно пролистывают в интернете. 

«Внимание при подготовке зачетной работы мы уделяем и комментариям, – добавила Елена Карпова, доцент кафедры филологии НГТУ. – Мы учимся интерпретировать их. Существуют языковые средства, на основании которых можно делать определенные выводы о личности человека и правильно строить с ним коммуникацию. Сами студенты могут делать эти выводы интуитивно, не всегда верно, что подчас оказывается причиной конфликтов. Важны проблемы троллинга в сети, необходимы навыки распознавания фейков, фактов оскорбления личности и достоинства человека и так далее. Знакомство со спецификой комментария как интернет-жанра в числе прочего способствует формированию внимательного отношения к коммуникации вообще и интернет-коммуникации, в частности». 

Учителей, конечно, не научат вычислять комментатора по IP. Для лингвистов важна работа с текстом и языковыми средствами. При этом в курсе используются активные образовательные технологии. Так, например, на практических занятиях студенты играют в «уголки», участвуют в дискуссиях. Преподаватели предлагают дискуссионную тему, например «Умирает ли русский язык в интернете?», а группы студентов готовят по ней аргументы. Представляя себя «комментаторами» в сети, студенты учатся доказывать свою правоту, обращая внимание на аргументированность, грамотную форму подачи. Или, например, на одном из занятий, посвященных научным ресурсам в интернете, студентам предлагается зарегистрироваться на любой из бесплатных образовательных платформ и пройти несколько занятий с тем, чтобы получить представление о возможностях такого рода ресурсов. Многие идут дальше и проходят курсы до конца. Так некоторые слушатели программы НГТУ освоили, например, курсы по испанскому языку, по языкам программирования, игре на гитаре, таргетингу. 

Филологи считают, что такая практика позволяет молодым людям углубиться в то, что их волнует, и помогает получить знания по интересному им предмету. Преподаватели говорят о научных ресурсах, которые становятся для слушателей открытием, помогают выйти за рамки вики-ресурсов.  

«В рамках курсов для преподавателей и учителей, – отмечает Елена Карпова, – речь идет о таких важных сегодня вещах, как нахождение общего языка со школьниками, обсуждение возможностей «серфинга» в глобальной сети, экспертиза интернет-текста, аргументация собственного мнения, шире – развитие критического мышления. Интернет может вызывать отторжение из-за определенных негативных тенденций, связанных, например, с интернет-зависимостью. Но мы не психологи, мы просто учим работать с речью. И как отнесутся к нашему курсу учителя – нам интересно самим». 

Специальные уроки по информационной безопасности учителя должны проводить ежегодно, согласно Концепции, принятой в России. Преподаватели НГТУ обсудят с педагогами школ методические идеи для разработки таких уроков. Главное, считают филологи, это ориентироваться на аудиторию, то есть на школьников. Например, если уж говорить о лингвистической экспертизе, то нужно рассматривать реально существующие дела, которые связаны с «преступными» репостами. Если разбирать вирусные тексты, то лучше смотреть анализ VersusBattle рэперов Гнойного и Оксимирона, который видели все. Преподаватели берут нашумевшие дела, связанные с общением в интернете, и предлагают анализировать их с точки зрения экспертов. Таким образом, студенты понимают, какой репост может повлечь за собой ответственность, и, например, что в России признается экстремизмом. 

Еще одна популярная часть курса – это деловое общение. Учителя смогут усовершенствовать навыки в области составления деловых электронных писем, чтобы затем научить школьников азам деловой коммуникации в Сети. Преподаватели уверены, что деловая переписка поможет студентам и школьникам в будущем общаться с работодателем, составлять резюме или переписываться с клиентами.  

«Нам забавно узнавать, что, кажется, взрослые люди совсем не умеют писать электронные деловые письма, – рассказывает Анастасия Кротова. – Студенты могут выслать файл без приветствия или прощания, без представления себя, без сопровождающей информации. И файл еще назовут «домашка» или «курсач». Электронного этикета они совсем не знают. Ведь в интернете ребята чувствуют себя совершенно по-другому, свободно и расслабленно. Например, у меня было вполне нормальное общение со студенткой в интернете. А потом в конце она выдала – «оки доки, споки ноки». Это была ее заключительная фраза нашей, до этого момента, вполне деловой коммуникации. С учителями стоит об этом говорить, чтобы школьники сразу, до университета, учились писать правильно». 

Разрабатывать практические занятия учителям предлагается, опираясь на мнение школьников. Если они хотят анализировать мемы, то можно делать обзоры лучших «мемасиков» за неделю, изучать их историю и особенности функционирования в интернете. Такой опыт развивает аналитические навыки, учит погружаться в историю, вписывать популярные явления в культурные процессы.  

На этих уроках телефоны у школьников вряд ли стоит забирать. Ведь если ученик сидит в телефоне, то он, вероятнее всего, ищет пример по теме. И может после этого выдать что-то гениальное. 

«Серьезность отношения студентов к занятиям поражает, ведь они занимаются тем, что им интересно, – делится Елена Дубровская. – Интернет-лингвистика – наука не скучная. Проекты можно делать о мемах, хештегах, интернет-фразеологизмах, изучать языковую специфику Twitter и Instagram. Учителя могут относиться к этому скептически, мол, это разрушает русских язык, эти явления временные, не стоит их изучать. Но на самом деле все, что используется в интернете, можно изучать лингвистически – это живо и существует среди нас. Мы хотим, чтобы курс максимально сблизил учеников и учителей. Чтобы педагоги и школьники поняли, что между ними не пропасть. И чем больше точек соприкосновения, тем ближе друг к другу будут стороны». 

Преподаватели кафедры филологии НГТУ разработали специальную программу для школьных учителей – «Коммуникационная культура интернета». Филологи предлагают новосибирским педагогам научиться правильно общаться в социальных сетях, анализировать посты и комментарии в них, разрабатывать занятия по интернет-общению для школьников. Подобные курсы уже существуют на базе НГТУ для студентов негуманитарных специальностей. Корреспондент Сибкрай.ru пообщалась с филологами и узнала, как с помощью мемов можно развить аналитические способности, почему важно уметь оформлять сообщения в электронной почте, и как не сесть за репост. 

Дополнительная профессиональная программа появится в списке программ повышения квалификации НГТУ в начале нового семестра – в феврале 2019 года. Главными слушателями спецкурса станут новосибирские учителя, которые смогут пройти повышение квалификации в университете. Завершением курса станет разработка урока по информационной безопасности в интернете. По Концепции информационной безопасности детей, принятой в России, учителям необходимо проводить подобные занятия ежегодно. 

«Конечно, нынешние школьники постоянно находятся в интернете и, кажется, что они знают о нем буквально все, – прокомментировала доцент кафедры филологии и один из разработчиков проекта Анастасия Кротова. – Но это знание кажущееся. Они имеют представление о том, как общаться в соцсетях, где скачать реферат, знают про «Википедию» и сетевые игры – и, пожалуй, все. Их круг знаний ограниченный, как и круг общения в интернете. Наша задача, во-первых, познакомить учителей с возможностями интернета как коммуникативной площадки. А во-вторых, мы хотим, чтобы учителя после прохождения курсов смогли объяснить детям, что интернет – это не только «ВКонтакте» и развлечения».  

Упор филологи делают на понятие «коммуникация». Преподаватели отмечают, что общение между учеником и учителем часто ограничивается уроками и домашним заданием. А разговоры на темы, которые понятны нынешним школьникам, приблизят к ним педагогов, позволят открыться, обсуждать вместе подростковые проблемы, находить общий язык. Например, учителя с пониманием смогут говорить о кибербуллинге, эльфинге, троллинге и помогать детям бороться с этими явлениями. 

Курс состоит из трех модулей. В первом филологи расскажут об интернет-коммуникации как феномене, части культуры общества. Попытаются объяснить старшему поколению, что интернет – это не «вселенское зло», а важная составляющая современности, которая поможет наладить связь поколений. Второй модуль посвящен языку интернета – сленгу, мемам, блогам и отношению к ним, правильному восприятию. Блок поможет ответить на вопросы, нужно ли с этим бороться, и как разговаривать об этом с детьми? В третьем модуле учителям расскажут о сетевой литературе, этикете в интернете, деловом общении в соцсетях, различных образовательных ресурсах и прочем. 
 
«В нашем курсе очень много практики и очень много творчества, – считает доцент кафедры филологии Елена Дубровская. – Ведь курс будет проходить в форме обсуждения различных теоретического материала и текстов из интернета, дискуссий, проектной деятельности. То же самое касается и дальнейшей работы с учениками – в домашнем задании они могут анализировать самостоятельно какие-то тексты из интернета, блог понравившегося человека. И это также приблизит педагогов к школьникам. Так можно улавливать тенденции, распространенные среди молодежи, понимать, о чем они думают и чем живут». 

Студенты НГТУ, освоившие курс «Коммуникационная культура интернета», на зачетной работе анализируют с точки зрения эксперта конфликтногенность материала, который размещается в новостной статье или тексте блога. Разбирают, какие интенции были у автора, чего он добился и достиг ли цели, которую перед собой ставил. Все это представляет собой большую презентацию со скриншотами, аргументами и подробным анализом того, что студенты регулярно пролистывают в интернете. 

«Внимание при подготовке зачетной работы мы уделяем и комментариям, – добавила Елена Карпова, доцент кафедры филологии НГТУ. – Мы учимся интерпретировать их. Существуют языковые средства, на основании которых можно делать определенные выводы о личности человека и правильно строить с ним коммуникацию. Сами студенты могут делать эти выводы интуитивно, не всегда верно, что подчас оказывается причиной конфликтов. Важны проблемы троллинга в сети, необходимы навыки распознавания фейков, фактов оскорбления личности и достоинства человека и так далее. Знакомство со спецификой комментария как интернет-жанра в числе прочего способствует формированию внимательного отношения к коммуникации вообще и интернет-коммуникации, в частности». 

Учителей, конечно, не научат вычислять комментатора по IP. Для лингвистов важна работа с текстом и языковыми средствами. При этом в курсе используются активные образовательные технологии. Так, например, на практических занятиях студенты играют в «уголки», участвуют в дискуссиях. Преподаватели предлагают дискуссионную тему, например «Умирает ли русский язык в интернете?», а группы студентов готовят по ней аргументы. Представляя себя «комментаторами» в сети, студенты учатся доказывать свою правоту, обращая внимание на аргументированность, грамотную форму подачи. Или, например, на одном из занятий, посвященных научным ресурсам в интернете, студентам предлагается зарегистрироваться на любой из бесплатных образовательных платформ и пройти несколько занятий с тем, чтобы получить представление о возможностях такого рода ресурсов. Многие идут дальше и проходят курсы до конца. Так некоторые слушатели программы НГТУ освоили, например, курсы по испанскому языку, по языкам программирования, игре на гитаре, таргетингу. 

Филологи считают, что такая практика позволяет молодым людям углубиться в то, что их волнует, и помогает получить знания по интересному им предмету. Преподаватели говорят о научных ресурсах, которые становятся для слушателей открытием, помогают выйти за рамки вики-ресурсов.  

«В рамках курсов для преподавателей и учителей, – отмечает Елена Карпова, – речь идет о таких важных сегодня вещах, как нахождение общего языка со школьниками, обсуждение возможностей «серфинга» в глобальной сети, экспертиза интернет-текста, аргументация собственного мнения, шире – развитие критического мышления. Интернет может вызывать отторжение из-за определенных негативных тенденций, связанных, например, с интернет-зависимостью. Но мы не психологи, мы просто учим работать с речью. И как отнесутся к нашему курсу учителя – нам интересно самим». 

Специальные уроки по информационной безопасности учителя должны проводить ежегодно, согласно Концепции, принятой в России. Преподаватели НГТУ обсудят с педагогами школ методические идеи для разработки таких уроков. Главное, считают филологи, это ориентироваться на аудиторию, то есть на школьников. Например, если уж говорить о лингвистической экспертизе, то нужно рассматривать реально существующие дела, которые связаны с «преступными» репостами. Если разбирать вирусные тексты, то лучше смотреть анализ VersusBattle рэперов Гнойного и Оксимирона, который видели все. Преподаватели берут нашумевшие дела, связанные с общением в интернете, и предлагают анализировать их с точки зрения экспертов. Таким образом, студенты понимают, какой репост может повлечь за собой ответственность, и, например, что в России признается экстремизмом. 

Еще одна популярная часть курса – это деловое общение. Учителя смогут усовершенствовать навыки в области составления деловых электронных писем, чтобы затем научить школьников азам деловой коммуникации в Сети. Преподаватели уверены, что деловая переписка поможет студентам и школьникам в будущем общаться с работодателем, составлять резюме или переписываться с клиентами.  

«Нам забавно узнавать, что, кажется, взрослые люди совсем не умеют писать электронные деловые письма, – рассказывает Анастасия Кротова. – Студенты могут выслать файл без приветствия или прощания, без представления себя, без сопровождающей информации. И файл еще назовут «домашка» или «курсач». Электронного этикета они совсем не знают. Ведь в интернете ребята чувствуют себя совершенно по-другому, свободно и расслабленно. Например, у меня было вполне нормальное общение со студенткой в интернете. А потом в конце она выдала – «оки доки, споки ноки». Это была ее заключительная фраза нашей, до этого момента, вполне деловой коммуникации. С учителями стоит об этом говорить, чтобы школьники сразу, до университета, учились писать правильно». 

Разрабатывать практические занятия учителям предлагается, опираясь на мнение школьников. Если они хотят анализировать мемы, то можно делать обзоры лучших «мемасиков» за неделю, изучать их историю и особенности функционирования в интернете. Такой опыт развивает аналитические навыки, учит погружаться в историю, вписывать популярные явления в культурные процессы.  

На этих уроках телефоны у школьников вряд ли стоит забирать. Ведь если ученик сидит в телефоне, то он, вероятнее всего, ищет пример по теме. И может после этого выдать что-то гениальное. 

«Серьезность отношения студентов к занятиям поражает, ведь они занимаются тем, что им интересно, – делится Елена Дубровская. – Интернет-лингвистика – наука не скучная. Проекты можно делать о мемах, хештегах, интернет-фразеологизмах, изучать языковую специфику Twitter и Instagram. Учителя могут относиться к этому скептически, мол, это разрушает русских язык, эти явления временные, не стоит их изучать. Но на самом деле все, что используется в интернете, можно изучать лингвистически – это живо и существует среди нас. Мы хотим, чтобы курс максимально сблизил учеников и учителей. Чтобы педагоги и школьники поняли, что между ними не пропасть. И чем больше точек соприкосновения, тем ближе друг к другу будут стороны». 


Новости партнеров

В России и мире

9 знаков от вашей интуиции, что вы нашли свою родственную душу
Полиция объявила в розыск нелегала, зарезавшего москвича из-за замечания
Теперь вы не пройдете мимо нее в магазине: куриная печень – новый «суперфуд» 21 века
В Кремле сделали ставку на Даванкова: он признан
4 знака Зодиака, которых Высшие силы наградили особыми дарами и особой ответственностью
У людей, которые соблюдают эти 2 правила, почти нулевой шанс образования тромбов!
Благодаря одному секретному компоненту жареная рыба всегда будет хрустящей и сочной
«Накормите» свой мозг: как с помощью питания в разы улучшить свои умственные способности
Самые притягательные мужчины по знаку Зодиака, которые удивляют красивыми поступками
Какие физические упражнения могут навредить людям старше 50