Борьба мэрии с пылью: эксперты определились с виновником

Борьба мэрии с пылью: эксперты определились с виновником
Общество / 30 января 2019 / 19:42

Два научных учреждения провели исследования, чтобы выяснить природу пыли, которая наполняет новосибирский воздух летом. Если у СГУПС получилось, что пескосоляная смесь все же виновата, то приглашенный мэрией эксперт из института почвоведения был более осторожен в своих выводах. Исследователи разработали для мэрии Новосибирска рекомендации, а в муниципалитете ответили, что уже в прошлом году приступили к их выполнению.


Причины запыленности атмосферы в Новосибирске выявляли специалисты. Они изучили содержание взвесей в снежном покрове, а также сравнили состав пескосоляных смесей и грязевых отложений вдоль весенних дорог и взвеси в воздухе с грунтом на газонах летом. Исследователи института почвоведения и агрохимии СО РАН пришли к выводу, что и там и там достаточно много макрочастиц, которые не могут подниматься в воздух и запылять Новосибирск. «Однако при воздействии, имитирующем действие шин автотранспорта, количество частиц менее 10 микрон увеличилось в 2-7 раз», – отметил директор института почвоведения и агрохимии СО РАН Александр Сысо.


«Исследования показали, что в целом город Новосибирск даже на отдаленных участках от автомагистралей имеет общий пул в 20, 40 или даже 50 раз превышает фоновый уровень выпадения твердых веществ. Но это не превышает допустимый уровень пылевой нагрузки. Вблизи автомагистралей уровень выпадения возрастает до 80-110 и многократно превышает допустимый уровень загрязнения», – директор института почвоведения и агрохимии СО РАН Александр Сысо.


Что же попадает при дыхании в таком случае в легкие новосибирцев? Сысо привел следующие данные: при уровне запыленности до 1ПДК (предельно-допустимая концентрация) будет опасным уровень поступления в организм алюминия, при 5ПДК запыления атмосферы будет наблюдаться опасный уровень оксида кремния и оксида марганца, а при 10 ПДК запыления по взвешенным веществам к этой группе добавится еще и железо.


«Исследования показали, что даже при 10ПДК и выше избыточного поступления со взвешенными веществами в организм человека мышьяка, тяжелых металлов не наблюдается. То есть приоритет вот за этими четырьмя элементами», – уточнил эксперт.


Эксперт из СГУПС Денис Разуваев составил подробных перечень причин запыленности новосибирского воздуха. По его словам, в весенне время более 50% частиц – это остатки от пескосоляной смеси, еще 40% – это износ покрытия дорог и результат выветривания частиц с бордюров, тротуаров и плиток. И только по 5% отводится на грунт, вывозимый со стройплощадок и продукты выхлопа автомобилей. В летний период таких потенциальных источников 12. Пылят вытоптанные газоны, износ дорожного покрытия, выхлопы и продукты износа автомобильных шин, вынос почвы на колесах из пригородных зон, растительные компоненты, пыль от дорожных работ, дефекты элементов обустройства магистралей, грунтовые частносекторовские дороги, неукрепленные обочины, грязные трамвайные пути, строительные площадки и предприятия, производящие стройматериалы. Все причины перечислены в порядке уменьшения вреда для воздуха Новосибирска.


Эксперты СГУПСа составили ряд рекомендаций, чтобы снизить уровень пылевой нагрузки. Глобально – это перейти на более износоустойчивые материалы дорожных покрытий, сократить движение транзитного автотранспорта через город. На местах выделить технические полосы между газонами и дорогами, восстановить зеленые насаждения на вытоптанных газонах, обеспечить возвышение бордюров над газонами и благоустроить открытые участки грунта в городе. Еще один блок рекомендаций касается контроля, а именно – приведения к нормативным документам мест состыковки крупных магистралей и грунтовок, контроль над ремонтом трамвайных путей, над мытьем колес машин, выезжающих со стройплощадок и создание единого регламента очитки проезжей части от загрязнений.


В завершении выступил представитель главного управления благоустройства и озеленения мэрии Новосибирска (ГУБО) Евгений Антонов. Несмотря на то, что мэрия не признает «вину» пескосоляной смеси в запыленности Новосибирска, город при уборке будет постепенно переходить на смесь регентов и крошки – мраморной или гранитной, как, собственно, и рекомендовал эксперт из СГУПС. По словам Антонова, расход того же реагента в разы ниже, чем у пескосоляной смеси, однако он плавит снег и убрать остатки нужно в течение нескольких часов. На случай, если это не произойдет вовремя, в реагент стали добавлять мраморную или гранитную крошку для лучшей амортизации.


На вопрос, когда власти полностью перейдут на эту новую технологию обработки дорог, Антонов ответил неопределенно: «Мы пока сейчас думаем, как это применить. И есть ли какие-то нормативы на этот случай. Если таковых нет, то тогда, может быть, смысла не будет их мешать, и так же применять в дальнейшем «Бионорд» отдельно, а крошку – отдельно. И в этом году, если поймем, что это технически нам необходимо, то будем принимать решение по закупке необходимых компонентов».


При этом учитывать опыт других стран, где мраморную и гранитную крошку используют повторно, в Новосибирске не будут. Ее будут вывозить вместе со снегом на снегоотвалы.


Также Антонов отметил, что часть рекомендаций экспертов со своей стороны они уже начали выполнять в прошлом году, например, делать газоны ниже уровня барьеров и создавать технические полосы между магистралями и газонами.


Напомним, к этой зиме дорожные службы закупили 500 тонн реагента «Бионорд» для обработки магистральных улиц. Впервые об эксперименте по обработке новосибирских улиц реагентами заговорили еще в 2014 году при исполняющем обязанности мэра Владимире Знаткове. Тогда руководитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Валерий Жарков отмечал, что будут использоваться более дешевые отечественные реагенты, изготовленные Пермским заводом.



comments powered by HyperComments


Новости СМИ2