Лента новостей

Все новости

Популярное

Мегапроект «Транссиб 2.0»: идея, возможности, деньги

 Виктория Бурбилова   Фото: pxhere.com, скрины из презентации Ивана Старикова

Мегапроект «Транссиб 2.0»: идея, возможности, деньги

Проект строительства «Транссиба 2.0» представил федеральному правительству новосибирский политик Иван Стариков. Он предлагает протянуть высокоскоростную грузовую и пассажирскую магистраль по маршруту «Владивосток (Россия, Тихий океан) – Роттердам (Нидерланды, Атлантический океан)». Общая протяженность магистрали по территории России между поселком Посьет в Приморском крае и Брянском по проекту составляет более девяти тысяч километров, дорога пройдет по 23 субъектам страны. Стоимость проекта – около 18 тысяч триллионов рублей. Окупаемость – восемь лет с начала эксплуатации.

Иван Стариков предлагает включить проект второй «Транссибирской магистрали» в программу мероприятий по выполнению указа президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года». Комплексный план выполнения этого указа уже разработан федеральным правительством. В него вошли национальные проекты в различных сферах – от науки до экологии. Общий объем финансирования составляет 28 триллионов рублей – полтора годовых федеральных бюджета по расходам. 

«Рискну предположить, что все эти планы в очередной раз окажутся прекраснодушными мечтаниями, – отметил Иван Стариков. – Без сквозного мегапроекта «Трансиб 2.0» – точно. Например, одна из предложенных правительством стратегий – создание 15 макрорегионов-агломераций – вообще может провалиться, если не соединить их единой транспортной системой с новыми скоростями перевозок, технологиями обработки грузов». 

Какая в этом польза

По мнению Старикова, проект «Транссиб 2.0» сможет решить проблемы износа национальной инфраструктуры страны, деформации размещения производительных сил в условиях рыночной экономики, зависимости от импорта потребительских товаров и технологий, распада научно-технического потенциала, снижения уровня экономической, социальной и ментальной связности российских регионов. 

Новая магистраль сможет подтолкнуть страну и даже помочь выйти из-под режима экономических санкций, считает политик: обладая вторым «Транссибом» Россия может стать геоэкономическим интегратором на Евро-Азиатском континенте – проект предполагает солидарное, безопасное развитие всех цивилизационных центров вокруг страны. Появление, развитие и модернизация проекта может заинтересовать потенциальных партнеров возможностями совместной и взаимовыгодной реализации дальнейшего развития. 

«Очевидно, инерционное развитие России в рамках ныне существующей политико-экономической модели ведет к фактическому распаду и прекращению существования России как единой историко-политической сущности в перспективе 12-15 лет, – уверен Иван Стариков. – Чтобы нейтрализовать негативные тенденции необходимо использовать монопольный ресурс – территорию Евразийского пространства, уникально расположенного между Восточной Азией и Европой, между рынками с общим числом потребителей в четыре миллиарда человек (60% населения земного шара)». 

транссиб7.jpg

Также чистый прирост налоговых поступлений в бюджет в результате реализации проекта оценивается в размере порядка трех-шести триллионов рублей. При этом реализация проекта одновременно существенно повысит связность территорий, улучшит экономическое взаимодействие между регионами, создаст возможности для большей мобильности населения.

Проект затронет 23 субъекта России: Амурскую, Брянскую, Владимирскую, Иркутскую, Московскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Калужскую, Кемеровскую, Свердловскую, Томскую область, Тульскую, Тюменскую, Челябинскую области; Забайкальский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; республики Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Татарстан. 

Реализация проекта будет иметь значительный эффект для экономики этих регионов, включая повышение валового регионального продукта, создание новых рабочих мест, многих отраслей обрабатывающей промышленности, отмечает Стариков. Важным социальным эффектом проекта, как в железнодорожной, так и в смежных отраслях, является создание большого числа новых рабочих мест различной квалификации, убежден он. А общий штат высокоскоростной дороги может составить порядка 600-700 тысяч человек по всей линии.

транссиб6.jpg

Сколько это стоит

При построении финансовых прогнозов предполагалось, что размер капитальных затрат составит около одного миллиона рублей за километр. Это при том, если максимальная скорость поездов на линии составит 240 километров в час. Стоимость подвижных составов – 610 миллиардов рублей. Размер затрат на обслуживание основной и вспомогательной части инфраструктуры – четыре миллиона рублей на километр пути в год. Размер затрат на содержание составов – 39 миллионов в год на состав.
 
Суммарная величина капитальных затрат на прокладку железнодорожного полотна, со средней скоростью поездов 240 километров в час, – составит 16 800 миллиардов рублей. Затраты на закупку первой партии составов – 610 миллиардов. Полная стоимость реализации проекта – около 18 тысяч триллионов рублей.

транссиб4.jpg

«Вместе с подвижным составом, а все расчеты проверены, нужно примерно 270 миллиардов долларов. Ровно столько мы сожгли за три месяца с 2008 золотовалютных резервов, спасая банковскую систему, – сопоставил Стариков. – Прогнозируется, что в первый год эксплуатации объем перевозок составит один миллион TEU, через 15 лет после начала эксплуатации будет достигнут проектный объем перевозок в 20 миллионов TEU, который будет поддерживаться на данном уровне до конца проекта». 

Реальность планов и финансирование

Реализовать проект Иван Стариков предлагает по одной из двух правовых моделей: либо с монопольным участием государства, либо с привлечением частного капитала, при не менее 75% участии государства. Окупаемость – восемь лет с начала эксплуатации. 


Стариков полагает, что для реализации проекта можно использовать механизмы инфраструктурной ипотеки инфраструктурных облигаций, из бюджетов государств, которые будут участвовать в проекте. А также из бюджетов суверенных инвестиционных фондов и средств регионов, через которые пройдет магистраль.

Автор идеи также составил примерный график работ. По нему проект должен быть принят правительством в декабре 2018 года, а в январе 2019 – уже должны начаться первые работы на участке «Москва – Нижний Новгород». Пробная эксплуатация и прогоны откладываются на 2025 год, начало эксплуатации проекта по всей протяженности магистрали – на 2031. 

транссиб5.jpg

На эти тезисы Ивану Старикову уже пришел первый ответ от советника президента России Игоря Левитина. Предложение было проработано совместно с министерством транспорта и экспертным управлением президента.  

«В целом предложение, несомненно, заслуживает внимания, – значится в ответе. – Сдерживающим фактором в реализации такого проекта является отсутствие достаточного количества денежных средств из федерального бюджета на эти цели. В то же время, учитывая положительное значение такого проекта для всестороннего развития России, полагаю целесообразным рассмотреть возможность его реализации за счет привлечения частных инвестиций».

Напомним, в 2016 году исполнилось 100 лет со дня открытия сквозного движения от Москвы до Владивостока по Транссибирской железной дороге. В 2016 году Иван Стариков планировал снимать телесериал о строительстве Транссибирской магистрали, где в центре были бы две истории из прошлого и современности об инженерах-путейцах. И уже тогда он говорил о необходимости повторения этого опыта в XXI веке. 

Проект строительства «Транссиба 2.0» представил федеральному правительству новосибирский политик Иван Стариков. Он предлагает протянуть высокоскоростную грузовую и пассажирскую магистраль по маршруту «Владивосток (Россия, Тихий океан) – Роттердам (Нидерланды, Атлантический океан)». Общая протяженность магистрали по территории России между поселком Посьет в Приморском крае и Брянском по проекту составляет более девяти тысяч километров, дорога пройдет по 23 субъектам страны. Стоимость проекта – около 18 тысяч триллионов рублей. Окупаемость – восемь лет с начала эксплуатации.

Иван Стариков предлагает включить проект второй «Транссибирской магистрали» в программу мероприятий по выполнению указа президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года». Комплексный план выполнения этого указа уже разработан федеральным правительством. В него вошли национальные проекты в различных сферах – от науки до экологии. Общий объем финансирования составляет 28 триллионов рублей – полтора годовых федеральных бюджета по расходам. 

«Рискну предположить, что все эти планы в очередной раз окажутся прекраснодушными мечтаниями, – отметил Иван Стариков. – Без сквозного мегапроекта «Трансиб 2.0» – точно. Например, одна из предложенных правительством стратегий – создание 15 макрорегионов-агломераций – вообще может провалиться, если не соединить их единой транспортной системой с новыми скоростями перевозок, технологиями обработки грузов». 

Какая в этом польза

По мнению Старикова, проект «Транссиб 2.0» сможет решить проблемы износа национальной инфраструктуры страны, деформации размещения производительных сил в условиях рыночной экономики, зависимости от импорта потребительских товаров и технологий, распада научно-технического потенциала, снижения уровня экономической, социальной и ментальной связности российских регионов. 

Новая магистраль сможет подтолкнуть страну и даже помочь выйти из-под режима экономических санкций, считает политик: обладая вторым «Транссибом» Россия может стать геоэкономическим интегратором на Евро-Азиатском континенте – проект предполагает солидарное, безопасное развитие всех цивилизационных центров вокруг страны. Появление, развитие и модернизация проекта может заинтересовать потенциальных партнеров возможностями совместной и взаимовыгодной реализации дальнейшего развития. 

«Очевидно, инерционное развитие России в рамках ныне существующей политико-экономической модели ведет к фактическому распаду и прекращению существования России как единой историко-политической сущности в перспективе 12-15 лет, – уверен Иван Стариков. – Чтобы нейтрализовать негативные тенденции необходимо использовать монопольный ресурс – территорию Евразийского пространства, уникально расположенного между Восточной Азией и Европой, между рынками с общим числом потребителей в четыре миллиарда человек (60% населения земного шара)». 

транссиб7.jpg

Также чистый прирост налоговых поступлений в бюджет в результате реализации проекта оценивается в размере порядка трех-шести триллионов рублей. При этом реализация проекта одновременно существенно повысит связность территорий, улучшит экономическое взаимодействие между регионами, создаст возможности для большей мобильности населения.

Проект затронет 23 субъекта России: Амурскую, Брянскую, Владимирскую, Иркутскую, Московскую, Нижегородскую, Новосибирскую, Омскую, Калужскую, Кемеровскую, Свердловскую, Томскую область, Тульскую, Тюменскую, Челябинскую области; Забайкальский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края; республики Башкортостан, Бурятия, Марий Эл, Татарстан. 

Реализация проекта будет иметь значительный эффект для экономики этих регионов, включая повышение валового регионального продукта, создание новых рабочих мест, многих отраслей обрабатывающей промышленности, отмечает Стариков. Важным социальным эффектом проекта, как в железнодорожной, так и в смежных отраслях, является создание большого числа новых рабочих мест различной квалификации, убежден он. А общий штат высокоскоростной дороги может составить порядка 600-700 тысяч человек по всей линии.

транссиб6.jpg

Сколько это стоит

При построении финансовых прогнозов предполагалось, что размер капитальных затрат составит около одного миллиона рублей за километр. Это при том, если максимальная скорость поездов на линии составит 240 километров в час. Стоимость подвижных составов – 610 миллиардов рублей. Размер затрат на обслуживание основной и вспомогательной части инфраструктуры – четыре миллиона рублей на километр пути в год. Размер затрат на содержание составов – 39 миллионов в год на состав.
 
Суммарная величина капитальных затрат на прокладку железнодорожного полотна, со средней скоростью поездов 240 километров в час, – составит 16 800 миллиардов рублей. Затраты на закупку первой партии составов – 610 миллиардов. Полная стоимость реализации проекта – около 18 тысяч триллионов рублей.

транссиб4.jpg

«Вместе с подвижным составом, а все расчеты проверены, нужно примерно 270 миллиардов долларов. Ровно столько мы сожгли за три месяца с 2008 золотовалютных резервов, спасая банковскую систему, – сопоставил Стариков. – Прогнозируется, что в первый год эксплуатации объем перевозок составит один миллион TEU, через 15 лет после начала эксплуатации будет достигнут проектный объем перевозок в 20 миллионов TEU, который будет поддерживаться на данном уровне до конца проекта». 

Реальность планов и финансирование

Реализовать проект Иван Стариков предлагает по одной из двух правовых моделей: либо с монопольным участием государства, либо с привлечением частного капитала, при не менее 75% участии государства. Окупаемость – восемь лет с начала эксплуатации. 


Стариков полагает, что для реализации проекта можно использовать механизмы инфраструктурной ипотеки инфраструктурных облигаций, из бюджетов государств, которые будут участвовать в проекте. А также из бюджетов суверенных инвестиционных фондов и средств регионов, через которые пройдет магистраль.

Автор идеи также составил примерный график работ. По нему проект должен быть принят правительством в декабре 2018 года, а в январе 2019 – уже должны начаться первые работы на участке «Москва – Нижний Новгород». Пробная эксплуатация и прогоны откладываются на 2025 год, начало эксплуатации проекта по всей протяженности магистрали – на 2031. 

транссиб5.jpg

На эти тезисы Ивану Старикову уже пришел первый ответ от советника президента России Игоря Левитина. Предложение было проработано совместно с министерством транспорта и экспертным управлением президента.  

«В целом предложение, несомненно, заслуживает внимания, – значится в ответе. – Сдерживающим фактором в реализации такого проекта является отсутствие достаточного количества денежных средств из федерального бюджета на эти цели. В то же время, учитывая положительное значение такого проекта для всестороннего развития России, полагаю целесообразным рассмотреть возможность его реализации за счет привлечения частных инвестиций».

Напомним, в 2016 году исполнилось 100 лет со дня открытия сквозного движения от Москвы до Владивостока по Транссибирской железной дороге. В 2016 году Иван Стариков планировал снимать телесериал о строительстве Транссибирской магистрали, где в центре были бы две истории из прошлого и современности об инженерах-путейцах. И уже тогда он говорил о необходимости повторения этого опыта в XXI веке. 


Новости партнеров

В России и мире

Неочевидная причина запора, которая кроется далеко не в питании: устранить ее проще простого
Гречка получится рассыпчатой и вкусной благодаря трем хитростям
Эти продукты надежно защитят ваше сердце от инфаркта и омолодят его
Эти детали во внешнем виде женщины сделают из нее «дешевку», даже если она богатая
Удавятся за копейку: 3 самых корыстных и меркантильных знака Зодиака
Что лучше для зрения и для мозга – электронные или бумажные книги?
Вы ели эту ягоду и его и даже не представляли, какой мощный эффект она оказывала на мозг и сердце
Почему даже худеющим нельзя отказываться от мучного: совет нутрициолога
Трудности, с которыми сталкиваются на жизненном пути разные знаки Зодиака
Странные «кармашки» на ушах у котов и кошек: оказывается, они выполняют сразу несколько функций