Погорячился «на 360 градусов»: Греф получил «два» по математике

Погорячился «на 360 градусов»: Греф получил «два» по математике
Фото: anycoin.news
Общество / 17 октября 2018 / 20:26 / Ирина Долженко

Глава «Сбербанка» Герман Греф, выступая на международном форуме в Москве, высказался против узкоспециализированных «математических школ», назвав их «ловушкой» и «не очень хорошим опытом прошлого». Сибкрай.ru узнал мнение на этот счет у выпускников и преподавателей новосибирской ФМШ (с 1988 года СУНЦ НГУ). Сотрудники ФМШ с оценкой Грефа об узкоспециализированности поспорили. 

В своей речи на московском международном форуме «Открытые инновации» Герман Греф допустил высказывания относительно узкоспециализированных «математических школ». «Когда мы пытаемся сказать, что мы сейчас будем развивать специальности «математик» и «программист», мы попадем ровно в такую же ловушку, как у нас было какое-то время назад с юристами и экономистами», – цитирует Грефа РИА «Новости».
 
Также глава «Сбербанка» подчеркнул, что современные школьники должны быть развиты равномерно, «на 360 градусов». «Нужны все специальности, нужны люди всех дарований и таланты. И не нужны нам математические школы. По-моему, это пережиток прошлого. Я категорический противник математических школ <…> Так было в Советском Союзе, и мне кажется, что это не очень хороший опыт», – заявил Греф.

Что именно было вложено Германом Грефом в понятие «математическая школа» – вопрос. В Новосибирской области, например, есть школы, лицеи и гимназии с углубленным изучением математики, есть физматшкола НГУ, одно из наиболее известных и уважаемых в регионе учебных заведений общего образования. Сейчас ФМШ официально называется «Специализированный научно-учебный центр», но старое название остается на слуху.  

СУНЦ является структурным подразделением Новосибирского государственного университета. В центре одновременно обучаются 500 девяти- и одиннадцатиклассников, проживающих в условиях интерната. На девяти кафедрах СУНЦ работают 260 преподавателей, среди которых два академика РАН, два члена-корреспондента РАН, один академик РАО, 28 докторов наук, 115 кандидатов наук, 27 профессоров, 77 доцентов. Более половины преподавателей – ученые Сибирского отделения РАН, сотрудники НГУ. Работой СУНЦ НГУ руководит ученый совет, в который входят 32 сотрудника физматшколы, НГУ и институтов СО РАН, в том числе десять членов РАН. 

Редакция Сибкрай.ru собрала мнения выпускников и преподавателей СУНЦ НГУ о высказывании Грефа. Главу «Сбербанка» упрекнули в том, что он сказал это, не разобравшись в самом понятии «математических школ». Все опрошенные не согласились с тезисом, что физматшкола является узкоспециализированной и недостаточно внимания уделяет иным, например, гуманитарным, наукам. 

Светлана Барам, завкафедрой химии в СУНЦ НГУ, считает, что Греф просто не осведомлен относительно того, как строится работа физматшкол: «Желание очернить прошлое берет верх на всем разумным. В данном случае Герман Греф показывает свою неосведомленность в данном вопросе, что явно не к лицу человеку такого высокого ранга. ФМШ, когда зарождались давным-давно, действительно делали акцент на физику и математику. Сейчас наша ФМШ – специализированный учебно-научный центр с углубленным изучением физики, математики, химии, биологии. И помимо этих четырех предметов у нас много внимания уделяется гуманитарным предметам. И ребята совершенно спокойно и успешно поступают в лучшие вузы и на гуманитарные специальности. У нас организованы инженерные классы, они тоже работают очень успешно. Я думаю, это касается не только нашей ФМШ, но и других – московской, екатеринбургской. В данном случае, рассуждая так, он не показал себя человеком, развитым равномерно на 360 градусов, как он предлагает развивать школьников». 

«Герман Греф – очень умный человек, видимо, он погорячился немного. На мой взгляд, основная мысль была в том, что человек должен быть развит во всех направлениях. Не только понимать какую-то определенную часть, например, математику. А чтобы его знания можно было применять в других областях. И я с этим согласен. Даже если ты математик – ты должен понимать соседние области, например, физику, чтобы применять в ней свои знания», – поддержал коллегу по ФМШ Андрей Миронов, завкафедрой математических наук СУНЦ НГУ. 

И указал на иную проблему, которая может сказываться на выборе школьников, в какой вуз поступать, и на причину «перекосов» на рынке труда. «Представить, что мы отменим матклассы и спецшколы – просто невозможно. Потому что, чтобы заниматься наукой, надо начать заниматься ей со школы. И чем раньше, тем лучше. Иначе в университете в 18 лет человек не будет представлять, что такое математика. Но система ЕГЭ как раз на это и работает. Я много лет преподаю в университете. Раньше у школьников был выбор осознанный. Тот, кто хотел идти на матфак, – готовился к этому и долго шел. А когда ввели ЕГЭ – выбор стал хаотичный, – заметил Миронов. – Человек сдал ЕГЭ, а документы может посылать в разные вузы на разные специальности. Выбор не осознанный. Если вот это Греф имеет в виду, то это плохо. Без спецподготовки поступить и делать осознанный выбор тяжело. Что касается нашей школы СУНЦ – это одна из лучших школ в стране, там изучаются разные направления – физика, химия, биология, есть инженерный класс. И гуманитарная составляющая сильная, много интересных спецкурсов. Физматшкола – это полная противоположность того, что себе Греф представляет в спецшколе».

Наталья Ашкарина, доцент кафедры русской словесности СУНЦ НГУ, не понаслышке знает, что ученики физматшкол преуспевают не только в точных науках. Она отметила, что в 2011 году в НГУ было открыто отделение фундаментальной и прикладной лингвистики. Это, подчеркнула она, востребованная специальность, на которую поступают и выпускники СУНЦ НГУ. 

«Мнение, что физматшколы – это те школы, где детей пичкают одним предметом, – миф. Во-первых, есть государственный стандарт образования и специализированные учебные научные центры, конечно, его соблюдают: все предметы преподаются в полном объеме. И на очень высоком уровне, в том числе предметы гуманитарного цикла (я за другие СУНЦ ручаться не могу, но про свою школу я знаю очень хорошо). Немного фактов: у нас каждый год есть призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и по русскому и английскому языкам, литературе и экономике. Расскажу о том, что точно знаю. Моя коллега доцент кафедры русской словесности Елена Николаевна Брыкова уже много лет занимается со старшеклассниками олимпиадными задачами по русскому языку и литературе. Результат говорит сам за себя: в 2012 году ее ученица участвовала в финале Всероса по русскому языку, что нисколько не помешало девушке поступить в МФТИ; в 2013 у нас уже есть и призер, и  победитель финала, и они, кстати, поступили на филологические специальности в МГУ; участник финала по литературе 15 года побеждает на регионе в 16-ом и поступает на филологию; в 17 году на регион по русскому языку прошло от СУНЦ НГУ 18 человек и 15 из них стали победителями и призерами. Два года подряд наша команда выигрывала Гуманитарное первенство Новосибирской области, организованное Школой Пифагора», – рассказала Ашкарина. 

«Хочу сказать, что ФМШ – это жизнь, это не так, что ты уселся и только математикой своей занимаешься. Физматшколы всего три в России, это такой маленький процент детей, что говорить, будто они делают погоду в массовом образовании, нельзя – нет, это уникальный опыт, нужно его сохранить», – заключила она. 

Адвокат Александр Балян, выпускник ФМШ и представитель как раз той сферы, на обилие выпускников которой в последние годы сослался Герман Греф, обратил внимание на то, что конкретно о физматшколах Греф не говорил. И предположил, что его слова могли и могут истолковать неверно.

«Герман Греф, если я правильно понял, высказался про математические школы, а классические физматшколы он в интервью не упоминал. Собственно, физматшколы упомянуты только в заголовке, так что комментировать высказывания журналиста РИА считаю излишним. А собственно в высказывании самого Грефа, которое существует как прямая цитата, речь идет о специальностях «математик» и «программист», Видимо, имеется в виду специализированное образование в средней школе, – заметил Балян. – Если цитата в тексте статьи соответствует действительности, то Греф высказался не против математического образования, а против отсутствия других важных дисциплин в школьном образовании. Новосибирская физматшкола не является заведением с узкоспециализированным образованием, это всемирно признанная школа физико-математического, химико-биологического и спортивного профиля, которая теперь еще имеет специализации инженерную и робототехническую. Кроме того, с очень серьезной гуманитарной подготовкой. К примеру, показатели ЕГЭ по русскому языку наша ФМШ – одна из лучших в стране, и точно лучшие в Сибири».
 
«ФМШ входит в пятерку с лучшими результатами в восточной части страны по русскому языку, опережая десятки специализированных школ и классов гуманитарного профиля. Поэтому считаю высказывание Грефа направленным не против математической или физико-математической специализации, а против сокращения образовательной программы по другим дисциплинам», – заключил он.

Директор СУНЦ НГУ Николай Яворский, парируя Герману Грефу, отметил, что физико-математическое образование – нечто большее, чем уроки математики. «Основатель нашей ФМШ Михаил Алексеевич Лаврентьев в свое время говорил: «Мы приглашаем вас в физико-математическую школу, чтобы вы научились хорошо и быстро соображать», – вспомнил Яворский. – Умение правильно логически мыслить, отличать верные утверждения от ложных, понимать, почему неверное утверждение привело к плохому результату, – математика всему этому учит. Этому учат все естественно-научные предметы, которые работают с природой и ее законами».


Яворский отметил, что в этом году у выпускников ФМШ средний балл за ЕГЭ по русскому языку составил 82,87. И этот показатель выше, чем средний балл по физике и математике. Это, подчеркнул директор ФМШ, говорит о том, что все дисциплины взаимосвязаны: «Ребята, которые занимаются у нас литературой и русским языком, с одной стороны ценят тот естественно-научный багаж, который у них есть, а с другой – по иному смотрят на литературные произведения».


«Назвать физматшколы пережитком прошлого может только человек, который не разбирается в вопросе и не понимает, что такое образование в целом», – подытожил Николай Яворский.



comments powered by HyperComments