Ученые СО РАН разрабатывают новый способ диагностики рака

Артем Васильев   Фото: sbras.info

Ученые СО РАН разрабатывают новый способ диагностики рака

Новосибирские исследователи ищут новые способы обнаружить раковую опухоль на раннем этапе заболевания. Они предлагают использовать для обнаружения злокачественных образований микроРНК.

Об исследовании Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН сообщает «Наука в Сибири», материалы новосибирских ученых были опубликованы в журнале Scientific Reports. Младший научный сотрудник Института Иван Запорожченко рассказал, что ученые попробуют использовать для диагностики рака легких на ранней стадии микроРНК, которые содержатся в организме человека.

«На данный момент в онкодиагностике развивается так называемая жидкостная биопсия –  исследование в крови онкомаркеров: фрагментов ДНК, мутаций, генетических меток, а также изменений количества таких последовательностей. Мы же использовали в качестве индикаторов микроРНК – малые некодирующие молекулы РНК. Они могут как способствовать, так и препятствовать развитию опухоли, а их трансформации при этом транслируются в кровь. Кроме того, мРНК обладают высокой стабильностью и не деградируют под действием ферментативных систем крови – то есть не так быстро поглощаются или фильтруются ее клетками», – объяснил Запорожченко.

Искать новый способ диагностики рака побудило несовершенство современных методов. Чтобы диагностировать тип заболевания, онкологи делают гистологический срез с опухоли, однако клетки новообразования могут обладать разной совокупностью генов. На срезе обычно оказываются одна популяция клеток, а наиболее злокачественные находятся на другой части опухоли.

Ученые отобрали 14 маркеров, по которым можно идентифицировать тип раковой опухоли. Исследования специалистов могут помочь в прогнозе динамики болезни и выявлении изменений рака легких. Это невозможно сделать клиническими способами. Данные сибирских ученых статистически достоверны, но имеющейся выборки недостаточно. Исследователи будут собирать сведения больших масштабов и продолжат наблюдение за выявленными показателями.

«Условно, здоровые люди находятся на одном конце спектра, онкологические больные – на другом, а между ними остается множество пограничных состояний. Мы попытались закрыть этот пробел, чтобы найти более точный индикатор злокачественности процесса», – добавил Иван Запорожченко.