История юного стрелка из Барабинского филиала Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Лунина стала поводом для многочисленных проверок и усиления мер безопасности во всех учебных заведениях области. Директор Лунинского колледжа Мария Кирсанова рассказала о том, каким человеком был стрелявший, случались ли у него серьезные конфликты с сокурсниками, и что теперь будут делать педагоги.
10 мая около 09.13 Игнат (имя изменено) пришел на учебу в свой колледж. Он очень спешил, занятия начались в 09.00, и на него никто не обратил внимания: парень был опрятно одет, в форме, с рюкзаком. Позднее он, укрывшись в туалете, вытащит из этого рюкзака ружье, соберет его и пойдет в кабинет, чтобы открыть стрельбу.
По словам сокурсников Игната, он стрелял беспорядочно, не пытаясь ранить кого-то одного. Так вышло, что пуля попала в плечо одному из студентов, остальные ранений не получили. Однако еще двое были госпитализированы с переломами, они выпрыгнули в окно, когда началась стрельба. Игнат покончил с собой.
Он был первокурсником, успел проучиться в колледже всего восемь месяцев. После учебы Игнат сразу садился в автобус и ехал домой, в соседний с Барабинском Куйбышев. Там, по его словам, помогал родителям по хозяйству и делал уроки.
Педагоги отзывались о нем как о не очень успешном ученике, но при этом его поведение никаких нареканий не вызывало: парень неконфликтный, активный, уравновешенный. Об этом говорили все. Вместе с тем, директор Новосибирского колледжа транспортных технологий Мария Кирсанова заметила, что если подросток и принимал участие во внеклассных мероприятиях, то только потому, что педагоги сами пытались его вовлечь. Первым он обычно не вызывался.
Почти все, кто его знал, говорят, что он был тихим и необщительным подростком, но особых врагов у него не было. Впрочем, и друзей тоже. Директор колледжа его характеризует как мальчика молчаливого и очень замкнутого в себе, которому было некомфортно в обществе.
«Его мама говорила о том, что у нее не было контакта с ребенком. Не было понимания. Она сама признавалась: я не знаю, какой у него внутренний мир, мы с ним не находим общего языка. Папу он боится, а меня он вообще не признает. Вот ее эмоциональные слова», – поделилась директор с корреспондентом Сибкрай.ru.
В тот день отец Игната был в Новосибирске, он работает вахтовым методом, а мать подростка даже не знала, где хранится оружие.
С отцом у Игната были общие интересы, например, они вместе ходили на охоту. По словам директора, подросток умел обращаться с оружием и даже метко стрелял.
«Он пришел в колледж, зашел в кабинет, вытащил ружье и говорит: «Дошутились, суки?» И рандомно пули просто летят, одному пробили плечо. Трое сразу выпрыгнули в окно со второго этажа, двое с переломанными ногами лежат в больнице, один не пострадал. Раненый тоже в больнице. Потом он [стрелок] вышел в коридор и покончил с собой», – говорил один из сокурсников Игната о случившемся.
В колледже рассказали, что сразу после случившегося педагоги вывели всех из помещения. Внутри осталась только группа Игната. Студентов отпоили чаем, накормили; в это время с детьми уже были психологи и медики.
«Сотрудники колледжа сработали оперативно, они своевременно вызвали «скорую» помощь для пострадавших, полицию, тут же приехали психологи. Все службы сработали в течение считанных минут. Благо, филиал колледжа находится в центре», – отметила Мария Кирсанова.
Занятия в колледже возобновились на следующий день после происшествия. По словам руководителя, студенты чувствуют себя удовлетворительно, но на месте до сих пор продолжают работать психологи. Педагоги стали относиться к студентам более чутко и внимательно, хотя индивидуальный подход был и раньше. Так говорит директор.
«По факту мы естественно сейчас усиливаем индивидуальную работу. А мы ведь столько проводили совещаний по этим школьным терактам, которые были, там, в Перми и не только… Приказы у нас есть и разъяснения. Кто-то теперь говорит, что нужны металлоискатели. Теперь почти весь педколлектив детей встречает для того, чтобы внимательно каждому в глаза посмотреть. Я думаю, что это уроком для всех послужит. Мы же столько делаем, мы же Лунинский колледж, мы такую работу проводим с детьми, мы на традициях их воспитываем. Времени было мало», – сокрушается директор. По голосу слышно, что этот разговор ей дается нелегко.
Накануне на место происшествия выезжала целая делегация из представителей областного правительства, в том числе, врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Вместе с ними место происшествия посетила и уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Любовь Зябрева. Она встретилась с детьми и родителями, побеседовала с педагогами, представителями местных органов власти, посетила колледж, студенческое общежитие и больницу, где находятся пострадавшие студенты.
«Сейчас в больнице находятся трое, – рассказала детский омбудсмен. – Один парень с огнестрельным ранением, ему уже есть 18 лет, и двое с травмами ступней после падения из окна. Мне удалось пообщаться со всеми ребятами и с мамой одного из них. Все пострадавшие находятся в стабильном состоянии, угрозы жизни нет. Парень, получивший ранение, сейчас в реанимации. Ему проведена операция, но он уже находится в сознании, мы поговорили. Он, конечно, шокирован случившимся и растерян: говорит, что не ожидал такого от сокурсника и никогда с ним не конфликтовал».
В общежитии Зябрева рассказала подросткам об их правах, в том числе при проведении следственных действий, и убедилась, что давления со стороны педагогов и других взрослых на ребят не оказывается.
«Версий может быть много, мнений я тоже услышала много, и совершенно разных. Но пока все это – лишь предположения. Достоверно установить мотивы сможет только следствие», – заметила Зябрева.
Как объяснил психолог высшей категории, директор психологического центра «Сфера» Виктор Новиков, во избежание таких ситуаций надо заранее проводить профилактику: внеклассные мероприятия, тренинги, индивидуальная работа с психологами. «На самом деле признаки напряжения возникают заранее, их можно косвенно видеть. У подростка начинаются перепады настроения, головные боли, меняется мышечный тонус, появляются закрытость и замкнутость. Подросток не чувствует себя по большому счету защищенным, впадает в псих, в истерику, калечит себя и окружающих. То, что происходит, это следствие того, на что не обращали внимания еще раньше, – полагает Виктор Новиков. – Забитые, тихие дети склонны к этому больше. Если ребенок хочет быть слишком удобным, послушным, постоянно сдерживает агрессию – на таких детей стоит обращать внимание, они в группе риска».
Добавим, что по факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье «Покушение на убийство», расследование взял на личный контроль глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. В том числе следствию предстоит оценить действия сотрудников колледжа, охранного предприятия и родителей студентов – последних на предмет ненадлежащего хранения оружия.