Спор о благоустройстве: парк с жильем и велодорожка на Красном

Спор о благоустройстве: парк с жильем и велодорожка на Красном
Фото: Ирина Долженко, мэрия Новосибирска
Общество / 07 марта 2018 / 10:23 / Ирина Долженко

Подготовка к реализации в Новосибирске федерального проекта «Комфортная городская среда» выходит на финишную прямую. Территории, которые будут благоустроены в 2019 году, выберут в ходе рейтингового голосования 18 марта. Выбирать горожанам предстоит из десяти объектов, для которых разработаны дизайн-проекты. Открытое обсуждение этих дизайн-проектов по Центральному округу – улицы и площади Ленина, бульвара на Красном проспекте и Заельцовского парка –  прошло накануне. Оказалось, что предложенные проекты вызывают вопросы не только у общественности, но и у сотрудников муниципалитета и муниципальных учреждений. 

Обсуждение проектов благоустройства трех территорий в Центральном округе Новосибирска прошло 6 марта в администрации округа. Чтобы высказать свое мнение о нашумевших последнее время проектах, в большой зал администрации пришли около 60 человек. Проекты благоустройства Красного проспекта, а также улицы и площади Ленина представила директор Сибирского центра содействия архитектуре Татьяна Иваненко. 

«Проект затеян для того, чтобы пересмотреть баланс городских территорий и отнестись к городской земле, как к ресурсу развития», – заявила архитектор. Она ввела термин «автомобильного ожирения», борьбу с которым видит не в увеличении количества полос  и парковок («Еще одна 28 полоса и все поедет!»), а в упоре на общественный транспорт,  велосипеды и создании комфортных условий для пешеходов, включая граждан с ограниченными возможностями. Именно этим задачам должен отвечать проект по созданию комфортной городской среды, сообщила архитектор.

Красный проспект

Согласно задумке, бульвар посреди Красного проспекта должен выполнять три функции: экологическую, рекреационную и коммуникативную. Две последние функции он не выполняет из-за разорванности главной зеленой аллеи: «Все потому, что улицы, которые пересекают бульвар, становятся непреодолимым препятствием», – заметила архитектор.

Решение этой проблемы архитекторы, а над проектом реконструкции Красного проспекта работали специалисты московского КБ «Стрелка» еще в прошлом году, видят в создании островков безопасности и закрытии проезда. «Некоторые пересечения мы просто убираем, закрываем проезд, например, там, где у нас улица Чаплыгина», – рассказала Иваненко.

Она также обратила внимание на часть Красного проспекта перед Никольской часовней. По ее словам, особое значение это место имеет для молодоженов. Именно для того, чтобы им было комфортнее, она предложила убрать въезд с Чаплыгина, а также сделать парковку для лимузинов. Это выглядит особенно странно на фоне того, что от большинства парковок в центре города предлагают отказаться.

красный2.jpg

Соболей (скульптурная композиция «Сибирские просторы»), которых мэр пообещал подарить любому владельцу земли, в результате этой реконструкции уже точно уберут. На этом месте будет разбит сквер, а вместо Соболей хотят посадить дуб. Проезд для автомобилей на этом участке закроют. Иваненко посетовала, что это место непривлекательно для пешеходов, так как со всех сторон отрезано дорогой.

Вопрос о безопасности транзитных пешеходов задал Вячеслав Ашурков, председатель Новосибирского отделения Федерации автовладельцев России.

«Будет ли предусмотрено светофорное регулирование на пешеходном переходе возле часовни, как раз на перекрестке Красного проспекта и Октябрьской магистрали? Дело в том, что неконтролируемый и никак не организованный поток пешеходов очень часто создает пробку как раз на пересечении Красного проспекта и улицы Горького. У нас по ПКД даже уже был там согласован светофор, пока не появился ваш проект», – заметил Ашурков. В ответ Иваненко сказала, что светофор там не запланирован, и, по ее личным наблюдениям, там нет аварийно-опасного участка. На чем основаны ее наблюдения, она не сообщила.  

проект7.jpg

Вячеслав Ашурков спросил также, куда будут идти все пешеходы, о которых говорят проектировщики: «По опыту других городов, дорога ведет куда-то. Например, в Барселоне мы идем по Рамбле к памятнику Колумбу на набережную. Куда ведет данная дорога, учитывая, что у нас сейчас аллеи безлюдные по всему Красному проспекту?».

В Новосибирске транзит пешеходов по Красному проспекту также должен был быть в сторону набережной. Оказывается, разработчики даже предложили технологическое решение  для безбарьерного движения. Однако его не удалось уложить в рамки финансирования проекта «Комфортная городская среда».

Еще один вопрос, остро волнующий автомобилистов, задала архитектор Татьяна Каменская. Дело в том, что согласно проекту, перед Государственным концертным залом имени Каца исчезнет парковка. Несколько десятков парковочных мест останутся перед зданием областного правительства, но этого явно недостаточно. «Мы как раз предлагаем горожанам еще один возможный сценарий развития событий, например, прибывать на концерт на такси», – ответила Иваненко.

красный3.jpg

Депутат горсовета Валерий Науменко высказал немало претензий к проекту. В частности, он раскритиковал идею делать ставку на велосипедистов (предполагается обустроить велодорожку на Красном проспекте, сузив проезжую часть), заявив, что люди к этому не готовы. 

«Не дай бог у нас народ начнет пересаживаться на велосипеды. Сразу резко возрастет количество ДТП», – заметил он. Его поддержал Вячеслав Ашурков, напомнив, что Сибирь пригодна для передвижения на данном виде транспорта максимум пять месяцев в году, все остальное время за велодорожками будет необходимо ухаживать, при том, что ими будет пользоваться лишь небольшое число экстремалов. 

Улица и площадь Ленина

Главное, что было сказано по поводу самого спорного проекта благоустройства в Новосибирске: разработчики отказались как от пешеходной, так и от однополосной улицы Ленина. Победу местных общественников и депутатов ознаменовало сохранение двустороннего движения. Иваненко при этом отметила, что улицу Ленина решили оставить с полным транспортным функционалом из-за того, что «сюда необходимо приехать на короткий период времени именно на автомобиле». 

Таким образом, судя по всему, проект того же КБ «Стрелка», опубликованный на портале «Зеленый Новосибирск» для ознакомления жителей с концепциями благоустройства, не является актуальным. Им все еще предполагается создание однополосного движения на улице Ленина, плоскостной парковки с озеленением на одноименной площади. Последнее, к слову, угрожает превратить площадь в обычный перекресток.

ленина.jpg

Что касается пешеходной зоны, то ее решено усовершенствовать, разделив на два яруса. Один ярус будет расположен на отметке первого этажа, чтобы пешеходы имели доступ к кафе и магазинам. Внизу, ближе к проезжей части проложат дорогу для тех, кто  спешит. Променады разделит приподнятое озеленение, то есть, деревья, высаженные под уклоном, а также так называемые набегающие ступени. Уклон будет составлять не более 60 сантиметров, рассказала проектировщик. «Это очень важное пространственное решение, которое даст положительный эффект для развития торговли», – добавила она.

Голос из зала указал на вероятность того, что корневая система деревьев может повредить тротуар. На что был дан ответ: деревья высаживаться будут в траншею, а дальше пусть их корни развиваются не в стороны, а вниз. После чего Иваненко поспешно уточнила, что не является экспертом и обратится к дендрологам с этим вопросом.

«Есть такое понятие, как культурный центр города, а есть бизнес-среда. И судя по тому, что происходит с дорогами, у меня есть ощущение, что культурный центр будет отсоединяться от бизнес-центра», – заметила представительница бизнес-сообщества Юлия Власова.


проект6.jpg


Татьяна Иваненко в ответ предположила, что время четкого зонирования осталось в прошлом.  «Есть такой английский термин, в русском пока аналога нет, mix use. То есть, смешанное использование. На улице Ленина мы имеем уникальный для нашего города пример этого mix use», – сообщила она, отметив, что теперь стоит задача это направление поддержать и развить.

ленина3.jpg

Далее проектировщик прошлась по концепции обновленной площади Ленина. Согласно проекту, на площади Ленина хотят воссоздать геометрию правильного перекрестка, которая была нарушена, когда пробивалась Вокзальная магистраль. Поэтому пространство перед  Центробанком превратят в пешеходно-парковочную зону, разделив парковку деревьями в кадках. Пешеходный переход будет перенесен от выхода метро ближе к пересечению Вокзальной магистрали и Красного проспекта.

ленина2.jpg

Валерий Белкин, начальник организации дорожного движения ГУБО, заметил, что до сих пор не найден компромисс в плане организации дорожного движения. Он обратил внимание на ликвидацию дорожного пешеходного перехода перед остановкой «Центр», при том, что остановка общественного транспорта останется на прежнем месте. «Мы провоцируем людей перебегать в неположенном месте», – высказал он свою озабоченность. 

проект3.jpg

Еще одну проблему обозначил Вячеслав Ашурков, она касается общественных туалетов:  «Когда перекрывали Ленина на выходных летом 2017 года, стало ясно, что проблема очень серьезная». Также председатель Новосибирского отделения ФАР напомнил о плачевном виде фасадов некоторых домов по улице Ленина. Все предложения пообещали внести в протокол встречи.
 
Заельцовский парк

Заельцовский парк попал в число объектов, которые могут быть благоустроены по проекту формирования комфортной городской среды по итогам сбора предложений от горожан. Дизайн-проект для этой территории разработали в Новосибирском государственном университете архитектуры, дизайна и искусств, необходимо отметить, что специалисты также поработали и с генпланом Новосибирска – представленный проект учитывает заложенные в генплане перспективы. 

В Заельцовском парке проектировщики предлагают создать маршрутную сеть для разных групп населения – велосипедистов, обычных пешеходов, тихоходящих и маломобильных граждан. Здесь также предусмотрено создание трассы конного маршрута, лыжной базы, бассейна, этнические зоны, экотропы, парковок и мест для занятия различными видами спорта. К парку и по его западной границе предполагается провести магистральную дорогу районного значения с линией скоростного трамвая и дальнейшим выходом на мост – в генплане предусмотрено строительство переправы в Заельцовском районе. Представила проект  доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры НГУАДИ Татьяна Дудина.

заельцовский2.jpg

Проект реконструкции Заельцовского парка вызвал в первую очередь вопросы у директора парка Дарьи Нарыжниковой. Оказалось, что он разрабатывался без выхода на руководителя площадки, и она изучала проект на сайте «Зеленый Новосибирск», как и остальные горожане и большинство присутствующих.

«Я, как руководитель парка, очень рада, что мы попали в данную программу, что сейчас ведутся обсуждения, и есть возможность улучшить эту территорию, тем более, что возможности очень большие. Просто желательно данный проект делать с выходом на территорию», – отметила Дарья Нарыжникова.

Она указала на ряд неточностей, в частности, на неправильно обозначенные границы территории парка. «Возможно, вы предлагаете нам присоединить еще территорию, зеленый участок Горзеленхоза? Тогда возникнут проблемы с оформлением земельного участка, изменением назначения. А также вопросы освещения, потому что магистральная линия, которая ведет от конечной остановки до базы «Локомотив», не освещается», – заметила директор парка.

проект4.jpg

Дудина сообщила, что с юга к парку подступит многоэтажный жилой массив. «Вы оперируете ситуацией, которая существует сейчас. По проекту планировки с улицы Сухарной будет построен многоэтажный жилой район. До него пройдет районная магистраль», – объяснила Иваненко.  

Во время общественных обсуждений всплыла еще одна деталь. Оказывается, семь лет назад мастерская Владимира Авксинтюка уже готовила проект благоустройства Заельцовского парка. 

«Почему вы не обратились сразу к нам? – спросила архитектор Татьяна Каменская. – Это вопрос к администрации. Ведь на новый проект пошли деньги налогоплательщиков».

Встречу подытожил глава Центрального округа Сергей Канунников. Он подчеркнул, что проекты необходимо доработать совместно со специалистами «Горзеленхоза», ГУБО, департаментом транспорта, представителями администраций и общественниками. «По всем трем проектам нужна серьезная профессиональная экспертиза. У разработчиков проекта видение проблемы теоретическое, а теперь все это необходимо наложить в практическую плоскость», – заключил Канунников.

проект8.jpg

Напомним, что к реализации проекта формирования комфортной городской среды в Новосибирске у депутатского корпуса и общественности есть определенные вопросы. Городские власти упрекали в лоббировании разработанных московским КБ «Стрелка» проектов, закрытости процедуры отбора территорий под благоустройство, несмотря на организованный сбор предложений. В частности, речь идет о том, что изначально в Новосибирске было установлено мало пунктов сбора, правила и требования к заявкам менялись в процессе. Кроме того, подсчет голосов жителей на этапе сбора предложений подставил под сомнение легитимность данной процедуры: были выявлены нестыковки в числе голосов, а после пересчета оказалось, что в Дзержинском районе на самом деле победила другая территория: районная администрация потеряла бланки. В Калининском районе тоже все прошло не без замечаний. Выяснилось, что администрация передала в мэрию больше бланков, чем в итоге попало на пересчет.



comments powered by HyperComments