«Мусорная» концессия-2: поиск вариантов и подходов

«Мусорная» концессия-2: поиск вариантов и подходов
Фото: iskra-kungur.ru
Общество / 21 декабря 2017 / 16:52 / Яна Янушкевич

Эффективную схему обращения с мусором обсуждают в Новосибирске. Экспертам, депутатам и общественникам предстоит определить, какие варианты площадок для размещения и утилизации отходов, тарифы и транспортные схемы наиболее оптимальны для Новосибирской области. Вопросов пока больше, чем ответов, а обращаться к примерам соседних регионов бесполезно, поскольку достаточного опыта не наработано ни одним из субъектов страны. 

Круглый стол по вопросам обращения с мусором прошел в Новосибирске при Законодательном собрании региона. Открывая дискуссию, временно исполняющий обязанности министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгений Ким отметил, что в регионе должны определиться со схемой обращения с твердыми коммунальными отходами и утилизацией мусорав ближайшее время. Запуск новой системы должен состояться к 1 января 2019 года, предстоит выбрать регионального оператора, определить площадки для утилизации отходов, новые тарифы и нормативы. 

По словам Кима, новая схема обращения с отходами предполагает создание «замкнутого цикла», который должен включать в себя все стадии, начиная от сбора и заканчивая переработкой. В Новосибирской области принята государственная программа «Развитие системы обращения с отходами», действующая до 2020 года, – и это позволяет области проводить конкурс на выбор регионального оператора. Ким  напомнил, что в обязанности регионального оператора входит заключение договоров на оказание услуг по сбору, вывозу, утилизации, обезвреживанию отходов и уведомление об этом всех юридических лиц. Региональный оператор также должен объявить конкурс по отбору предприятий, которые будут осуществлять вывоз мусора согласно территориальной схеме.  Достаточный опыт, который позволял бы взять его за образец и внедрить на территории региона, пока еще в масштабах страны не наработан, признал чиновник. 

Региональных операторов удалось выбрать только в 20 субъектах страны, полностью  перейти на новую схему обращения с ТБО сумели Ивановская и Астараханская области, а Краснодарский край и Камчатка – частично.  При этом в девяти  субъектах выбрали одного оператора на весь регион, в некоторых – двух, а в Дагестане и Чукотке – и вовсе по пять операторов. Ким сообщил, что в Новосибирской области вместо управляющих компаний работу по сбору и вывозу мусора будет осуществлять один оператор. «Если создавать несколько региональных операторов, это внесет путаницу в тарифы», – объяснил он.  

При этом в Новосибирской области не утвержден единый тариф на услуги обращения с мусором – как для операторов, так и для населения. Такие тарифы приняты в других субъектах. Например, в Челябинской области тариф установлен для всего региона, но он рассчитывается в зависимости от вида дома – многоквартирный, индивидуальный, при этом в частных домах тариф ниже. На Камчатке тариф для столицы региона составляет 88,3 рубля с человека, Астараханская область берет по 99,3 рубля с человека. 

Главный вопрос, который заинтересовал депутатов и общественников – есть ли возможность снижения тарифа в случае внедрения схемы раздельного сбора мусора. «За счет переработки различных отходов – бумаги, металла, пластика –  доходы оператора повышаются, и, значит, есть возможность снижения тарифа для отдельно взятого жильца», – заметила депутат Законодательного собрания Новосибирской области Ирина Диденко. 

«Каким образом можно проконтролировать, кто именно выбрасывает рассортированный мусор, а кто нет?» – парировал депутат Заксобрания Вадим Агеенко. В ответ представитель одного из ТСЖ предложил переложить этот вопрос на жилищные товарищества. «У нас процесс поставлен, мы за своими жильцами  все знаем», – уточнил он. 

Как отметил начальник департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, темпы роста тарифов по Новосибирской области не должны превышать 10% от сложившихся значений.  

Напомним, что в настоящий момент существует концессионное соглашение, заключенное между правительством региона и компанией «Экология-Новосибирск». Изначально предполагалось, что концессионер построит в Новосибирской области два мусоросортировочных комплекса с полигонами как раз для исполнения требований федерального центра. Однако к соглашению было много вопросов. Проект вызвал большой общественный резонанс, поскольку инвестор получал бюджетные гарантии, а один из мусорных полигонов хотели разместить в охранной зоне аэродрома завода имени Чкалова и вблизи реки с уникальной экосистемой. Также вопросы были к намерению концессионера использовать американское оборудование, которое еще ни разу не применяли в России. Действие соглашения в итоге было приостановлено – решение в августе принял занимавший тогда должность губернатора Владимир Городецкий. Временно исполняющий обязанности губернатора Новосибирской области Андрей Травников после своего назначения в регион обещал, что договор будет расторгнут – пока что это решение еще не состоялось. Травников, впрочем, уже объявил, что для одного из полигонов нашли новое место – в 15 километрах от прежнего в районе села Раздольное. 

Между тем, врио министра ЖКХ и энергетики региона Евгений Ким сообщил, что в мае 2018 года власти планируют определить нового концессионера – будет объявлен соответствующий конкурс. 

Чтобы обеспечить конкурентность на рынке, эксперты предложили заключить не одну, а несколько концессий. Срок концессионных соглашений ограничить 15 годами, из которых десять уйдут на окупаемость проекта. Норма прибыли на собственный и привлеченный капитал для концессионера не должна превышать ключевую ставку Центробанка России плюс 4%, предложили участники круглого стола. Евгений Ким также добавил, что выбор регионального оператора никак не зависит от вопроса по заключению концессионного соглашения по мусоропереработке в области.    


Полигоны и предприятия по переработке будут созданы в нескольких районах области, Новосибирская область будет поделена на мусорные кластеры, рассказала директор «Экооператора» Лариса Анисимова. По ее словам, разработано несколько вариантов по количеству кластеров на территории региона. Один из них предполагал разделение на два кластера: один для Болотнинского, Тогучинского, Черепановского и Сузунского районов, второй – более обширный по территории, с центрами в Куйбышеве и Барабинске. Однако в ходе обсуждения этого варианта оказалось, что транспортная доступность Барабинска достаточно осложнена. 

В итоге регион поделили на семь отдельных кластеров. В четырех районах (Кыштовском, Северном, Тогучинском и Болотнинском) будут действовать свои полигоны, при этом один уже работает. В Северном районе полигон придется модернизировать, а вот в Кыштовке – строить новый. Потребности Колыванского, Коченевского, Ордынского, Искитимского, Мошковского районов и пяти городских округов, включая Новосибирск, закроют два мусоросортировочных завода. Остальную территорию поделят на те самые кластеры с центральными полигонами в Татарском, Карасукском, Барабинском, Каргатском, Черепановском, Чистоозерном и Краснозерском районах. Кроме того, территориальная схема предполагает строительство 60 площадок временного хранения отходов, что позволит снизить транспортные затраты. 

Отметим, что работой над решением проблемы утилизации отходов и новым концессионным соглашением будет заниматься новая рабочая группа, созданная при правительстве Новосибирской области. В ее состав вошли, в том числе, депутаты Законодательного собрания, а также активистка Юлия Колеватова, которая стояла у истоков протеста против существующего соглашения как руководитель общественной организации «Поможем реке Издревая». Накануне стало известно, что в состав новой рабочей группы не включили депутатов новосибирского Горсовета Наталью Пинус и Александра Бурмистрова – народные избранники также вели активную борьбу против «мусорной» концессии». 



comments powered by HyperComments