Лента новостей

Все новости

Популярное

Михаил Фаустов: «Открой рот» – это мой хоккей на воде

 Елизавета Милованова   Фото: facebook.com/nsknb, vk.com/otkroyrot, vk.com/bookvobar, nk.biblioring.ru

Михаил Фаустов: «Открой рот» – это мой хоккей на воде

Когда-то Михаил Фаустов придумал книжный магазин «Собачье сердце» и чемпионат по чтению вслух «Открой рот». В сентябре прошлого года собрал книжный фестиваль «Новая книга», теперь собирается повторить. Он рассказал Сибкрай.ru, что связывает его с литературой, как книги продаются вместе с водкой, и что бывает от «нежадности» сердца.

– Сейчас многие знают вас как автора разных культурных проектов, и, пожалуй, в первую очередь, это чемпионат по чтению вслух «Открой рот». Но всегда есть что-то, с чего все началось: кто-то находит идеи в книгах, кому-то они приходят во снах, кто-то приносит их из детских воспоминаний. С чего начался ваш интерес к литературе? 

– Я рано научился читать, меня в детском саду сажали перед группой и заставляли читать вслух. Потом, когда стал постарше, я обрел довольно унылую привычку – простывать летом. И я лежал на даче у бабушки с дедушкой в кровати и с градусником подмышкой и читал-читал-читал. Так все и началось. А еще я очень хотел попасть в лагерь «Артек». Туда пускали только отличников, а я не был круглым отличником. Тогда мне в голову пришла идея что-нибудь изобрести. Например, новый вид спорта. И я изобрел хоккей на воде. Написал в тетрадке в клетку обоснование, запихнул в конверт и отправил не то в «Пионерскую правду», не то в «Пионерскую зорьку». Надеялся, ждал, но мне никто не ответил. Так я и не попал в «Артек». Зато почти через 40 лет придумал «Открой Рот». Такой же новый вид спорта. В общем, «Открой Рот» – это мой хоккей на воде.

– «Открой рот» начинался в 2011 году в Новосибирске, теперь его проводят в 111 городах России. Что помогло проекту так быстро разрастись?

– В этом году он проводится в 120 с лишним городах, 111 – это прошлогодние данные. И это не быстро. Я думал, будет быстрее. Мешало безденежье, особенно, на первых порах. Помогал энтузиазм. Первые три года команда «Открой рота» состояла из трех-четырех человек и работала на голом энтузиазме. Сейчас нас больше и некоторые получают зарплату. Мы не прикладывали особых усилий к этому росту, росло само по себе, как сорняк. Более того, с этого года стали ограничивать заявки. Но это связано со сменой системы – мы перешли на «осень-весна»: начнем в июле 2017, финал – в июне 2018 на Красной площади.

откройрот7.jpg

– Чемпионат – всероссийский, а будет ли он выходить на международный уровень?

– Да, мы планируем это уже третий год, предложений полно, выбираем лучшие. В этом году совершенно точно «Открой рот» пройдет в самом «русском» городе Евросоюза – Даугавпилсе. Есть еще несколько идей, пока не буду заранее о них рассказывать.

– В Новосибирске есть еще и «книжный бар» с таким же названием – «Открой рот». Что такое «книжный бар»? Туда можно прийти и заказать книгу?

– Он называется «книжный водка-бар». Это книжный магазин и водка-бар. 

– То есть, там продают только водку и книги?

– В основном водку – 60 видов. И книжки. Книжек больше. Еще там есть мини-музей, в котором представлены напитки из городов, в которых проходил «Открой рот». Не все, но много. Мне кажется, лучше сходить и попробовать.

откройрот8.jpg

– До книжного бара «Открой рот» одно время существовал книжный магазин «Собачье сердце». Что с ним случилось, почему он закрылся?

– Существует теория, что любое место силы – бар, клуб, необычный магазин, еще что-то подобное, должно жить пять лет. Потом нужно закрыть и открыть новое. На месте «Собачьего сердца» возник уникальный в своем роде магазин поэзии «Черная речка». Им заправляет новосибирский поэт Жданов. И очень хорошо это делает. События – лекции, читки, всяческие диалоги и разговоры – там происходят практически ежедневно. А магазин в «Открой рот баре» – это естественное продолжение «Собачьего сердца». Только ассортимент книг там (в «Открой рот баре» – прим. ред.) намеренно меньше. Но и вкуснее. Мы ограничили количество поставщиков, тех издательств, книги которых там продаются – это Ad Marginem, «Новое издательство», «Издательство Института Стрелка», common  place, «Опустошитель», питерский «Лимбах», казанская «Смена»... И я заметил, что книги продаются лучше.

– Осенью 2016 года вы устраивали в Новосибирске фестиваль «Новая книга», что это был за фестиваль? И будет ли продолжение?

– Фестиваль «Новая книга» – это результат пятилетних мечтаний о нормальном новосибирском книжном фестивале. В итоге идея реализовалась с помощью гранта мэрии тогда, когда я из Новосибирска уехал. Видимо, надо было раньше уехать. Я вообще за то, чтобы книжные фестивали проходили везде и много. Сейчас наша команда занимается международным иркутским книжным фестивалем, где нас поддерживает Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело». Это будет грандиозное событие как минимум регионального, а как максимум федерального уровня. Я сбился со счета, сколько издательств туда привезут свои новинки, кажется, 70. Число гостей, писателей, всяких литературных людей, тоже впечатляет – более 50 гостей приедет. Надеюсь, нам совместно с «Вольным делом» удастся сделать Иркутск еще одной литературной столицей России, тем более, там есть и традиции, и современная «движуха».

Что до Новосибирска, то «Новая книга» совсем маленькая, но очень бодрая. Ценой немыслимых усилий в прошлом году мы собрали довольно неплохую команду авторов, лекторов, интересных людей, на некоторых были очереди и стульев не хватало. В итоге мне показалось, что этот проект востребован. Поэтому в этом году будет «Новая книга. Том 2». Денег на программу, правда, почти нет, поэтому мы обратились к новосибирцам с просьбой собрать на фестиваль миллион. Потихоньку собирается. Думаю, будет интересно и полезно. Книжные фестивали и ярмарки очень важны для того, чтобы сократить дистанцию между читателем и автором, читателем и книгой. Поэтому я за уличный формат, за максимально демократичные формы.

– А почему именно миллион? 

– Большая круглая и красивая цифра, а фраза «Дай миллион» – это вполне в духе литературной традиции.

– Уже есть какие-то планы, что будет во втором томе «Новой книги»? 

– Закончим Иркутский фестиваль и начнем формировать программу. В прошлом году на это совсем не было времени, поэтому «Том первый» был во многом фестивалем, как говорится, «моей записной книжки». Сейчас времени больше, есть кое-какие идеи, многое поменяется в лучшую сторону. Вообще, вся эта история, связанная с «Новой книгой», это, если честно, от «нежадности». Я – человек, не жадный настолько, что иногда кажусь себе расточительным. У меня масса друзей и хороших знакомых в литературном мире, очень хочется познакомить с ними максимальное количество других людей. К Новосибирску я испытываю своего рода нежные чувства, поэтому, чем больше хороших авторов сюда приедет, чем больше хороших книжек привезут, тем лучше.

откройрот5.jpg

– Обычно крупные книжные фестивали проходят либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. С чем это связано? Только ли потому, что это столицы и там находятся основные издательства?

– Обычно крупный книжный фестиваль проходит, например, в Красноярске – это «КрЯКК». В Москве крупные книжные ярмарки проходят два раза в год, а мелкие чуть ли не раз в две недели. Два раза в год – в Казани. В Нижнем Новгороде в мае аж два подряд. В Туле есть замечательный фестиваль детской книги с гениальным названием «ЛитераТула». В Петербурге – подряд сначала «Книжный Уикенд», а потом «Книжный салон». Все это связано с желанием и возможностями. Есть желание –  возможности появляются. В Новосибирске, кстати, помимо «Новой книги» есть «Белое пятно» и «Сибирь-Евразия».

– Да, все правильно, есть «Белое пятно» и «Сибирь-Евразия». Может быть, мне только кажется, но когда проходят какие-нибудь московские фестивали, то о них все говорят месяца два: сначала до, потом – после. Однако если это выходит за пределы Москвы или Питера, нужно, чтобы это было что-то очень выдающееся, чтобы о нем говорили, как о «КрЯККе» или «Белом пятне», на которое в этом году привезли именитых авторов. 

– «Белое пятно» очень долго было, мягко говоря, «заболоченным». Но в прошлом году там на самом деле был микропрорыв. Дай бог, этот проект будет развиваться, становиться более интересным, повернется лицом к читателям.

– У вас есть на данный момент еще проекты, которыми вы занимаетесь, кроме чемпионата «Открой рот» и книжных фестивалей?

– После Иркутского книжного фестиваля я уйду в отпуск. Впервые за шесть лет. И вся наша команда тоже. Ненадолго – до старта нового сезона «Открой рота», который мы запустим во второй половине июля.

Когда-то Михаил Фаустов придумал книжный магазин «Собачье сердце» и чемпионат по чтению вслух «Открой рот». В сентябре прошлого года собрал книжный фестиваль «Новая книга», теперь собирается повторить. Он рассказал Сибкрай.ru, что связывает его с литературой, как книги продаются вместе с водкой, и что бывает от «нежадности» сердца.

– Сейчас многие знают вас как автора разных культурных проектов, и, пожалуй, в первую очередь, это чемпионат по чтению вслух «Открой рот». Но всегда есть что-то, с чего все началось: кто-то находит идеи в книгах, кому-то они приходят во снах, кто-то приносит их из детских воспоминаний. С чего начался ваш интерес к литературе? 

– Я рано научился читать, меня в детском саду сажали перед группой и заставляли читать вслух. Потом, когда стал постарше, я обрел довольно унылую привычку – простывать летом. И я лежал на даче у бабушки с дедушкой в кровати и с градусником подмышкой и читал-читал-читал. Так все и началось. А еще я очень хотел попасть в лагерь «Артек». Туда пускали только отличников, а я не был круглым отличником. Тогда мне в голову пришла идея что-нибудь изобрести. Например, новый вид спорта. И я изобрел хоккей на воде. Написал в тетрадке в клетку обоснование, запихнул в конверт и отправил не то в «Пионерскую правду», не то в «Пионерскую зорьку». Надеялся, ждал, но мне никто не ответил. Так я и не попал в «Артек». Зато почти через 40 лет придумал «Открой Рот». Такой же новый вид спорта. В общем, «Открой Рот» – это мой хоккей на воде.

– «Открой рот» начинался в 2011 году в Новосибирске, теперь его проводят в 111 городах России. Что помогло проекту так быстро разрастись?

– В этом году он проводится в 120 с лишним городах, 111 – это прошлогодние данные. И это не быстро. Я думал, будет быстрее. Мешало безденежье, особенно, на первых порах. Помогал энтузиазм. Первые три года команда «Открой рота» состояла из трех-четырех человек и работала на голом энтузиазме. Сейчас нас больше и некоторые получают зарплату. Мы не прикладывали особых усилий к этому росту, росло само по себе, как сорняк. Более того, с этого года стали ограничивать заявки. Но это связано со сменой системы – мы перешли на «осень-весна»: начнем в июле 2017, финал – в июне 2018 на Красной площади.

откройрот7.jpg

– Чемпионат – всероссийский, а будет ли он выходить на международный уровень?

– Да, мы планируем это уже третий год, предложений полно, выбираем лучшие. В этом году совершенно точно «Открой рот» пройдет в самом «русском» городе Евросоюза – Даугавпилсе. Есть еще несколько идей, пока не буду заранее о них рассказывать.

– В Новосибирске есть еще и «книжный бар» с таким же названием – «Открой рот». Что такое «книжный бар»? Туда можно прийти и заказать книгу?

– Он называется «книжный водка-бар». Это книжный магазин и водка-бар. 

– То есть, там продают только водку и книги?

– В основном водку – 60 видов. И книжки. Книжек больше. Еще там есть мини-музей, в котором представлены напитки из городов, в которых проходил «Открой рот». Не все, но много. Мне кажется, лучше сходить и попробовать.

откройрот8.jpg

– До книжного бара «Открой рот» одно время существовал книжный магазин «Собачье сердце». Что с ним случилось, почему он закрылся?

– Существует теория, что любое место силы – бар, клуб, необычный магазин, еще что-то подобное, должно жить пять лет. Потом нужно закрыть и открыть новое. На месте «Собачьего сердца» возник уникальный в своем роде магазин поэзии «Черная речка». Им заправляет новосибирский поэт Жданов. И очень хорошо это делает. События – лекции, читки, всяческие диалоги и разговоры – там происходят практически ежедневно. А магазин в «Открой рот баре» – это естественное продолжение «Собачьего сердца». Только ассортимент книг там (в «Открой рот баре» – прим. ред.) намеренно меньше. Но и вкуснее. Мы ограничили количество поставщиков, тех издательств, книги которых там продаются – это Ad Marginem, «Новое издательство», «Издательство Института Стрелка», common  place, «Опустошитель», питерский «Лимбах», казанская «Смена»... И я заметил, что книги продаются лучше.

– Осенью 2016 года вы устраивали в Новосибирске фестиваль «Новая книга», что это был за фестиваль? И будет ли продолжение?

– Фестиваль «Новая книга» – это результат пятилетних мечтаний о нормальном новосибирском книжном фестивале. В итоге идея реализовалась с помощью гранта мэрии тогда, когда я из Новосибирска уехал. Видимо, надо было раньше уехать. Я вообще за то, чтобы книжные фестивали проходили везде и много. Сейчас наша команда занимается международным иркутским книжным фестивалем, где нас поддерживает Фонд Олега Дерипаски «Вольное дело». Это будет грандиозное событие как минимум регионального, а как максимум федерального уровня. Я сбился со счета, сколько издательств туда привезут свои новинки, кажется, 70. Число гостей, писателей, всяких литературных людей, тоже впечатляет – более 50 гостей приедет. Надеюсь, нам совместно с «Вольным делом» удастся сделать Иркутск еще одной литературной столицей России, тем более, там есть и традиции, и современная «движуха».

Что до Новосибирска, то «Новая книга» совсем маленькая, но очень бодрая. Ценой немыслимых усилий в прошлом году мы собрали довольно неплохую команду авторов, лекторов, интересных людей, на некоторых были очереди и стульев не хватало. В итоге мне показалось, что этот проект востребован. Поэтому в этом году будет «Новая книга. Том 2». Денег на программу, правда, почти нет, поэтому мы обратились к новосибирцам с просьбой собрать на фестиваль миллион. Потихоньку собирается. Думаю, будет интересно и полезно. Книжные фестивали и ярмарки очень важны для того, чтобы сократить дистанцию между читателем и автором, читателем и книгой. Поэтому я за уличный формат, за максимально демократичные формы.

– А почему именно миллион? 

– Большая круглая и красивая цифра, а фраза «Дай миллион» – это вполне в духе литературной традиции.

– Уже есть какие-то планы, что будет во втором томе «Новой книги»? 

– Закончим Иркутский фестиваль и начнем формировать программу. В прошлом году на это совсем не было времени, поэтому «Том первый» был во многом фестивалем, как говорится, «моей записной книжки». Сейчас времени больше, есть кое-какие идеи, многое поменяется в лучшую сторону. Вообще, вся эта история, связанная с «Новой книгой», это, если честно, от «нежадности». Я – человек, не жадный настолько, что иногда кажусь себе расточительным. У меня масса друзей и хороших знакомых в литературном мире, очень хочется познакомить с ними максимальное количество других людей. К Новосибирску я испытываю своего рода нежные чувства, поэтому, чем больше хороших авторов сюда приедет, чем больше хороших книжек привезут, тем лучше.

откройрот5.jpg

– Обычно крупные книжные фестивали проходят либо в Москве, либо в Санкт-Петербурге. С чем это связано? Только ли потому, что это столицы и там находятся основные издательства?

– Обычно крупный книжный фестиваль проходит, например, в Красноярске – это «КрЯКК». В Москве крупные книжные ярмарки проходят два раза в год, а мелкие чуть ли не раз в две недели. Два раза в год – в Казани. В Нижнем Новгороде в мае аж два подряд. В Туле есть замечательный фестиваль детской книги с гениальным названием «ЛитераТула». В Петербурге – подряд сначала «Книжный Уикенд», а потом «Книжный салон». Все это связано с желанием и возможностями. Есть желание –  возможности появляются. В Новосибирске, кстати, помимо «Новой книги» есть «Белое пятно» и «Сибирь-Евразия».

– Да, все правильно, есть «Белое пятно» и «Сибирь-Евразия». Может быть, мне только кажется, но когда проходят какие-нибудь московские фестивали, то о них все говорят месяца два: сначала до, потом – после. Однако если это выходит за пределы Москвы или Питера, нужно, чтобы это было что-то очень выдающееся, чтобы о нем говорили, как о «КрЯККе» или «Белом пятне», на которое в этом году привезли именитых авторов. 

– «Белое пятно» очень долго было, мягко говоря, «заболоченным». Но в прошлом году там на самом деле был микропрорыв. Дай бог, этот проект будет развиваться, становиться более интересным, повернется лицом к читателям.

– У вас есть на данный момент еще проекты, которыми вы занимаетесь, кроме чемпионата «Открой рот» и книжных фестивалей?

– После Иркутского книжного фестиваля я уйду в отпуск. Впервые за шесть лет. И вся наша команда тоже. Ненадолго – до старта нового сезона «Открой рота», который мы запустим во второй половине июля.


Новости партнеров

В России и мире

Правда ли, что частое употребление пива меняет мужские гормоны на женские?
Картофельные ростки – волшебное средство для рассады. Как правильно приготовить и использовать
Выбирайте майонез с умом: 5 компонентов, которых не должно быть в его составе
Кто экономит на всем, а кто – транжирит без раздумий: знаки Зодиака и их отношение к деньгам
Дефицит какого витамина может вызывать постоянную усталость
Эти женские черты многие считают недостатками, однако статусные и зрелые мужчины их очень ценят
Почему не стоит бояться картофеля при похудении: 4 причины
Не поддаются воспитанию: самые непослушные и упрямые дети по знаку Зодиака
Замена ботоксу: дешевое средство для вашей кожи, которое есть в каждом доме
Что вы можете сделать прямо сейчас, чтобы восстановить микрофлору кишечника и наладить пищеварение?