Почти половина выпускников девятых и 11 классов в Новосибирской области после школы выбирают не вузы, а колледжи, техникумы и лицеи. Это более 16 тысяч человек. По утверждению чиновников регионального министерства труда и занятости, 80% выпускников профессиональных учебных заведений получают работу по специальности. Такой результат не фиксировался даже в советское время. Основное объяснение – реформа профобразования области. Сибкрай.ru разбирался, что же на самом деле дали эти преобразования.
Согласно докладу «О состоянии системы образования Новосибирской области в 2009 году» (последний подробный анализ) в системе профессионального образования на территории Новосибирской области на тот момент действовали 120 учреждений начального и среднего профессионального образования (СПО) различной подведомственности и форм собственности. Причем училища, техникумы и лицеи были почти во всех муниципальных образованиях и городских округах (по данным на 1 января 2010 года, в 31 из 35 территорий области). В этой довольно большой и, главное, доступной для выпускников сети учебных заведений обучение проводилось по более чем 200 программам подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих.
В 2011 году по всей стране началась реорганизация системы профессионального образования. Суть этих изменений сводилась к тому, чтобы регион самостоятельно решал, каких и сколько профессиональных учебных заведений ему нужно. В Новосибирской области реформа прошла со своими особенностями.
Регионы, которым были переданы училища и техникумы, «подчиняли» их министерствам или департаментам образования. Новосибирск пошел своим путем. Постановлением губернатора Новосибирской области от 28.01.2011 №16 «О министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области» полномочия по организации предоставления начального и среднего профессионального образования (за исключением среднего профессионального педагогического образования – восемь учреждений СПО, и образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается правительством России) были переданы министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. А еще через год распоряжением правительства Новосибирской области от 18.01.2012 №1-рп «О принятии в государственную собственность Новосибирской области федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» 17 федеральных образовательных учреждений вошли в систему учреждений начального и среднего профессионального образования, подшефных тому же ведомству.
Определенная логика в таком решении, признают эксперты, была. Профобразование ориентировано на потребности работодателя. И министерство, отвечающее за ситуацию на рынке труда, как раз и должно помогать предприятиям региона решать кадровый вопрос. Министерство и взялось за работу…
С сентября 2011 по май 2014 года было издано более двух десятков распоряжений правительства Новосибирской области (перечень имеется в распоряжении редакции) о реорганизации государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Новосибирской области. Все решения принимались на основе заключений межведомственной (балансовой) комиссии по рассмотрению вопросов об эффективности управления государственным имуществом. Сведений о том, учитывалось ли при этом мнение жителей и администраций городских округов, городов и муниципальных районов Новосибирской области нет.
Минтруд в ответе на запрос Сибкрай.ru привел такую картину реорганизации. В 2011 году в структуру профобразования Новосибирской области входило 65 профессиональных учебных заведений (включая филиалы), в 2012 – 62, в 2013 – 60, в 2014 – 56, в 2015 и 2016 годах – 55.
Казалось бы, минус десять колледжей и техникумов за пять лет – это не так уж много. Но эксперты призывают посмотреть на нынешнюю дислокацию учреждений профобразования. Сегодня в четырех муниципальных районах нет ни одного такого учреждения, нет их и в поселке Кольцово, городах Искитим и Обь. При этом произошло резкое сокращение числа профессий и специальностей, по которым проходят обучение студенты. По утвержденному в марте 2015 года приказу регионального министерства труда, подведомственные образовательные учреждения в 2015-2016 учебном году осуществляли обучение только по 51 специальности в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих – начальное профессиональное образование, по 77 специальностям в рамках подготовки специалистов среднего звена – среднее профессиональное образование.
Куда пойти учиться?
На сегодня процесс массовой реорганизации учреждений профобразования в Новосибирской области закончен. Не все техникумы и училища были закрыты вовсе. Часть из них была присоединена к профильным учреждениям. Например, в составе Новосибирского авиационного технического колледжа сейчас действуют бывшие Новосибирский приборостроительный техникум и профессиональный лицей №41. Другая история у швейного училища, которое готовило кадры для основного швейного объединения Новосибирска (ныне фабрика «Синар»). На его месте сегодня здание налоговой полиции. Нет швейного училища и в Барабинске. Корреспондент Сибкрай.ru посетил там же и заброшенное училище механизации – СПТУ-82. Здание, отключенное от воды и тепла, является жильем для нескольких человек. Всего было закрыто не менее 13 профучилищ.
Видео – «Провинциальная Сибирь»
В ходе реорганизации не удалось избежать и кадровых проблем. У редакции есть обращение работника Бердского политехнического колледжа (бывший техникум, образован в ходе реорганизации трех училищ). Автор письма указывает на то, что далеко не всегда новые коллективы подбирались по профессиональному признаку, из системы вымывались профессиональные кадры, при этом финансовая политика нового руководства вызывала вопросы.
В Новосибирске закрытые училища не так бросаются в глаза, как в области. Руководители территорий говорят об обострении кадровых вопросов после реорганизации учреждений профобразования. Опрос руководителей муниципальных образований, который проводил в рамках исследования «Сельское население Новосибирской области: исход и диссипативность» Сибирский институт управления РАНХиГС, показал: лишь 45% представителей территорий считает, что в районах есть возможность получить профессиональное образование.
Вот показательные ответы.
«Возможности обучения в селах нет. На территориях сельских поселений средних профессиональных учреждений нет, есть только Татарский политехнический колледж и Татарский педагогический колледж в Татарске. Трудоустройство возможно в тех поселениях, где есть или более-менее развито сельское хозяйство. Колхозы есть в Козловском, Кочневском, Новомихайловском, Дмитриевском, Лопатинском и Константиновском сельсоветах. Ежегодно им требуются рабочие профессии, трактористы, доярки, скотники, зоотехники, ветеринарные врачи. Но практически никто не идет. Ежегодно требуются кадры в количестве десяти человек, но приходит один из пяти, хотя некоторые колхозы предлагают жилье. Например, в селе Козловка председатель колхоза «Победа» готов был предоставить жилье, построить или купить дом в Татарске, чтобы привлечь работать у себя в колхозе, но никто не хочет. Даже беженцы из Украины не хотят. Села разваливаются, едут учиться либо в Татарск, либо в Новосибирск», – указала заместитель главы администрации, начальник управления экономического развития Татарского района Новосибирской области Людмила Шмерова.
«В поселениях возможности получить профессиональное образование нет, только в лицее в Кочках. В самих селах возможности трудоустройства нет, только в Кочках, – отметила заместитель главы администрации Кочковского района Марина Белоус. – Есть возможность трудоустроиться, и существует потребность в кадрах: продавцы, электрики, водители автобусов, скотники, доярки, но никто не идет, так как невысокая заработная плата. В основном, работают те, кто дорабатывает по стажу».
Вот и получается, что ко всем экономическим проблемам села добавляется и недостаток образовательных учреждений. Причем порой, даже при наличии вакансий, работодатель не может рассчитывать на выпускников профучилищ не только в дальних районах, но и в городах области. По словам директор некоммерческого партнерства «Ассоциация предпринимателей Бердска» Олега Чебаненко, у предприятий города востребованы станочники, фрезеровщики, в торговле – кассиры-контролеры. Но проблема в том, что их сейчас просто не обучают. «У нас уже торговля сама классы открыла, обучают самостоятельно. Видимо, просто нет обучения. Швеи – тоже. Швейное производство обанкротилось, раньше обучали для него. Экономистов и менеджеров – этого добра хватает. Нужны рабочие профессии! – заявил он. – И я не думаю, что мигранты покроют эту потребность. Никак не обойтись без подготовки кадров!»
Официальные оценки преобразований даются вполне лестные. «Когда учреждения передали в минтруд региона, министерством были созданы оптимальные условия для соединения учреждений профобразования с работодателями. Благодаря этому процесс развития профессионального образования – закупка оборудования, разработка профессиональных образовательных программ – проходил под контролем работодателей, которые объединились в отраслевые советы по подготовке кадров», – отметил председатель совета директоров среднего профессионального образования Новосибирской области Андрей Брикман в ходе обсуждения итогов реорганизации в пресс-центре ГТРК в конце марта. В системе СПО сделан большой переворот, заявила тогда Ольга Пешкова, председатель территориальной профсоюзной организации работников учреждений начального и среднего профессионального образования. «Сегодня искоренилась пагубная практика, когда каждое учреждение профобразования готовило кадры по огромному спектру профессий, не по профилю учреждения. Подготовка велась не по тем профессиям, которые были востребованы экономикой Новосибирской области, а учитывалось лишь желание абитуриентов», – говорила Ольга Пешкова. По ее мнению, амбициозная программа развития профессионального образования Новосибирской области, разработанная министерством труда области, позволила достичь высочайших результатов.
В качестве главного достижения реорганизации под крылом минтруда участники обсуждения назвали показатель трудоустройства выпускников по полученной профессии. В 2015 году он достиг 80%.
Давайте посчитаем
По данным правительства Новосибирской области, в 2015 году во все государственные профессиональные образовательные учреждения Новосибирской области были зачислены на первый курс на обучение (за счет всех источников финансового обеспечения образовательной деятельности) 16 712 человек, в том числе зачислены в государственные профессиональные образовательные учреждения, подведомственные минтруду Новосибирской области, на обучение по программам среднего профессионального образования и по программам профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья – 9243 человека. Прием на обучение в 2016 году по программам среднего профессионального образования за счет всех источников финансового обеспечения образовательной деятельности будет осуществляться на уровне 2015 года.
То есть, если данные Минтруда о трудоустройстве верны, то более семи тысяч человек (если, конечно, все дойдут до конца учебы), обучающихся в «областных» профессиональных учебных заведениях ежегодно должны выходить на рынок труда. Более семи тысяч человек подготовленных рабочих кадров.
А теперь вернемся к целям реорганизации. Точнее, к тому, что подведомственность учреждений профобразования минтруду должна была способствовать повышению эффективности работы системы профобразования с работодателями. Интересно посмотреть именно под таким углом зрения на один важнейший документ, опубликованный на сайте министерства – «Прогноз кадровой потребности Новосибирской области на 2016-2022 годы». Прежде всего, была названа общая потребность всех отраслей экономики региона в кадрах на 2016-2022 годы, она составила 169,2 тысячи человек, в числе которых подавляющее большинство – 78,5% или 132,9 тысячи – ожидаемая потребность в специалистах с высшим образованием.
И что же получается? Если ежегодно учреждения профобразования области будут выдавать экономике семь тысяч человек, те самые 80%, то за семь лет, к 2023 году, в лучшем случае потребности работодателей будут удовлетворены лишь на треть. Часть кадров добавятся за счет выпускников государственных и ведомственных учреждений. Но и тут цифры не позволят достигнуть нужной планки. Конечно, можно критически посмотреть и на сам прогноз. Скажем, если кадровые потребности в социальной сфере вполне прогнозируемы, то такие специальности, как водитель трамвая, троллейбуса, асфальтоукладчик, водители уборочных машин (по этим специальностям спрос довольно высокий) очень подвержены изменениям. Есть сегодня средства в бюджете, значит, улицы будут убирать, развивать сеть общественного транспорта, нет – рынок быстро сужается. И семилетний срок для прогнозов в этой сфере – слишком длинный.
Ситуация же может быть еще хуже. По оценкам экспертов, 80% трудоустроенных выпускников не было даже в самые лучшие советские времена. Петр Пешняк, бывший директор Новосибирского машиностроительного колледжа, пытается проанализировать сегодняшнюю ситуацию: «Мы никогда не хвалились на весь мир, что 70% или 100% трудоустраивались. Сами понимаете, что жизнь разнообразнее, чем белое или черное. Прежде всего, российская армия – примерно 20-30% забирается сразу после выпуска. Это реальная ситуация, я 15 лет анализировал ее. И от этого никуда не уйдешь. Что сейчас? Выпускники отслужили год, а потом начинается самое интересное. Когда учреждения были в системе образования, анализировали, когда стали в министерстве труда, можно считать иначе. Если выпускник не зарегистрирован на бирже труда в качестве безработного, он считается трудоустроенным. Отсюда и высокий процент трудоустроенных. А нужно бы сделать анализ по всем предприятиям по годам».
Оценили
Как объективно оценить результаты реорганизации? Чиновники решили, что лучше общественной оценки сложно что-либо придумать. В марте на совещании под председательством губернатора Владимира Городецкого рассматривались особенности такой региональной системы. Как заявил тогда глава министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Игорь Шмидт, система эта заключается в традиционной оценке и возможности работодателя участвовать в оценке. «В Новосибирской области реализуются три основных направления – профессиональная общественная аккредитация, оценка профессиональных квалификаций, оценка уровня профессионализма работников и условий», – указал он.
Профессиональную общественную аккредитацию прошли 22 профобразования по 32 образовательным программам. В проведении оценки задействовано более двух десятков экспертов. Центры оценки профессиональных квалификаций работают на базе ресурсных центров по отраслям легкой промышленности, ЖКХ и строительства, книгоиздательства и полиграфического производства, сварочного производства и машиностроения, химических технологий, дорожно-строительной отрасли и бытовых услуг. А в сфере подготовки кадров по металлообработке был создан международный центр совместно со станкостроительным концерном DMG Mori SeiKi. Здесь квалификационный экзамен сдают по 500 выпускников. Это немного, признает сам министр. Всего лишь каждый десятый. Гораздо ощутимей успехи в другом направлении – независимой оценки качества профучреждений. 16 учреждений уже прошли такую оценку в качестве пилотного проекта. И сейчас минтруд особо подчеркивает значимость этого процесса. По результатам независимой оценки, все учреждения, пошедшие процедуру, показали по каждому оцениваемому критерию качество выше 70%, заявили в ведомстве. Наивысшая средняя оценка учреждениями профобразования была получена по двум критериям «доброжелательность, вежливость, компетентность работников» – 94,8%, «удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций» – 92,7%. Такие результаты не могли не порадовать. На 2016 года запланировано оценить уже 35 учреждений среднего профобразования.
«Независимую оценку прошли 16 наших колледжей. Некоторые результаты по критериям конкретных образовательных учреждений заставляют нас вместе с руководителями учреждений задуматься, проанализировать их и учесть в дальнейшей работе», – заявил министр Игорь Шмидт, не уточнив, впрочем, какие именно критерии он имел в виду. Попробуем разобраться самостоятельно.
Независимая оценка профучреждений проводилась по четырем критериям: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. Оценка по каждому критерию проводилась всеми участниками отношений в сфере образования – обучающимися, родителями, педагогами, работодателями.
Как рассказал Сибкрай.ru Юрий Штатнов, начальник управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты, член Общественного совета по независимой оценке качества деятельности учреждений профобразования и один из разработчиков методики оценки, основной способ оценки – анкетирование. Для каждой категории опрашиваемых разработана своя анкета. «Мы проводим оценку сначала, не выходя на само учреждение. Пользуемся материалами, которые нам предоставляются, и теми, что в открытом доступе на сайте. А после этого очно учащихся опрашиваем – либо электронно, либо на бумаге. Нельзя сказать, что идеальная какая-то форма. Дальше опрашиваем родителей – 50% от общего количества. Смотрим на выпускников – 70%. Не весь срез, но старший курс. Нам нужна объективная оценка. Их мнение важно, поскольку они выходят на рынок труда. Насколько им было комфортно учиться, насколько были компетентны преподаватели, доброжелательны. В принципе, анкета довольно субъективна в отношении учащихся и родителей. Но эксперты объективные. Техническое обеспечение, например, передовые технологии. Вопросы в одном ключе, но немного разные», – рассказал Юрий Штатнов.
Оценка, полученная по таким критериям, есть отражение, в первую очередь, общественного взгляда на профобразование в конкретном учреждении. Независимый взгляд, подчеркивают в минтруде. «Независимая оценка в чем состоит? – призывает разобраться Петр Пешняк. – Понятно, что те, кто обучает, не могут оценивать. Оценивать должен внешний эксперт, не связанный с образовательными организациями или с государством. Где его взять? Мы эту идею в свое время совместно с немецким DMG привезли в Новосибирскую область. Давайте создадим центр сертификации профессиональных квалификаций, предлагали мы. Сюда бы приезжали независимые эксперты и принимали квалификационные экзамены и проверочные работы. Они бы были заинтересованы в имидже центра, качестве предоставления услуг. Они бы представляли сертификат качества выпускникам. И это пошло бы к работодателю. Были разработаны программы, процедуры. Минтруда на предложение, сформулированное в 2013 году, не ответило. Зато был создан общественный совет по оценке качества».
Теперь же получается, что, кто заказывает оценку – министерство, ее оплачивает и получает те результаты, о которых говорилось выше. Оценку проводят два оператора – Торгово-промышленная палата и Региональный центр оценки и сертификации квалификаций. Оплачивается работа за счет бюджета, оценка одной программы обходится в сумму от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Вроде бы, немного. Но в каждом учебном заведении действуют несколько программ. Возможно, и денег-то бюджетных было бы не жаль для важного дела. Но, сначала нужно выяснить, что именно дает общественная оценка основному заказчику услуг – работодателю Новосибирской области. Ведь хорошие оценки со стороны родителей и выпускников работают, в лучшем случае, на имидж учебного заведения у абитуриентов. Другое дело – работодатели. Они определяют, стоящее ли образование дают в техникуме или в колледже.
Работодателю требуются
Члены Общественного совета по оценке качества деятельности учреждений профобразования, опрошенные Сибкрай.ru, не сговариваясь, привели в пример хорошего взаимодействия между образовательным учреждением и предприятием Авиационный завод имени Чкалова. Это предприятие является базовым для Новосибирского авиационного лицея и Новосибирского авиационного технического колледжа имени Галущака. Работу с ними завод строит на основе заказа на подготовку кадров.
По данным заместителя директора колледжа Леонида Каширского, по 30 человек завод заказывает на специальности «технология машиностроения» и «производство летальных аппаратов». 100% выпускников принимаются на завод. Секрет такого результата прост – позиция самого работодателя, заинтересованного в специалистах. Вся программа обучения строится на том, чтобы максимально удовлетворить запросы завода, начиная с базовых умений и навыков и заканчивая знанием технического английского языка. Учащиеся в обязательном порядке проходят практику на заводе, при необходимости составляется индивидуальный план обучения. Работники завода принимают экзамены, участвуют в самом процессе обучения. Аналогичная ситуация и в авиастроительном лицее. Директор учебного заведения Сергей Беляев рассказывает, что годовой набор по семи специальностям составляет порядка 200 человек. Все они после окончания учебы целевым образом распределяются на предприятия. В основном, на завод имени Чкалова. Собственно, раньше лицей считался своего рода «кадровым» цехом завода. И, как и прежде, обучение здесь строится по требованиям авиастроителей.
В принципе, новосибирские промпредприятия, что называется, с историей, имеют довольно стройную систему взаимоотношений с училищами и колледжами. Елена Цеван ведущий инженер по подготовке кадров для основного производства компании «Синар», рассказывает, что прежде швейное объединение сотрудничало с профильными 26-м и 27-м училищами (последнее располагалось прямо на фабрике). Сейчас же таковым является колледж легкой промышленности. И одно из направлений этого колледжа – операторы швейного оборудования.
«В первую очередь, мы заключаем договор, и специалисты приходят на практику. У колледжа со второго курса – практика. Самый пик в апреле, так как к производственной практике прибавляется преддипломная. Часто у ребят есть темы, связанные с «Синаром». Практику проходят группы примерно по десять человек. С января по май – дважды практика. В марте и в мае, например. Обычно, по месяцу», – говорит Цеван. Она признается, что сегодня, наверное, любому работодателю выгоднее взять готового специалиста, поставить задачу, и вперед», но есть традиции, позиция руководства: «Мы понимаем, если вкладывать не будем, то и будущего нет». Между тем, остаются на предприятии далеко не все, кто проходил на нем практику. «Показателен был только 2014 год, к нам устроились 12 человек. Сейчас этот показатель меньше», – добавляет представитель «Синара».
Еще печальнее картина в ОАО «Новосибхлеб». Из 40 человек, которые ежегодно проходят практику на производстве, почти никто не остается работать. «В основном, к нам приходят иногородние учащиеся. После окончания учебных заведений они разъезжаются по своим городам – в Кемерово, в Барнаул, у нас не задерживаются. Зарплата же у нас невысокая – тысяч 20. А возможности снимать жилье для молодых у нас нет. Нечем нам заманивать молодые кадры», – рассказал представитель предприятия, пожелавший сохранить анонимность.
Валерий Новоселов, глава Общественного совета, президент «Транспортного союза Сибири» признает, что лучший результат и при оценке качества образования, получаются, если есть совместные усилия учреждений образования и работодателей. Даже есть опыт, когда представители предприятий преподают определенные дисциплины. «По нашим предприятиям, который объединяет союз, 10 тысяч работающих. Около 35-40% по разным специальностям (автомеханики, например, 40%) работают выпускники именно техникума и колледжа. Связи налажены, значит. Получают образование, а потом идут получать высшее образование. Раньше связи были оборваны, частные предприятия не хотели брать выпускников на практику и на работу», – считает Валерий Новоселов.
Вот и главные вопросы: чем все же определены результаты реорганизации профобразования Новосибирской области? Политикой минтруда или же усилиями тех работодателей, которые реально заинтересованы в подготовке молодых рабочих кадров? И как на поведение работодателей влияет общественная оценка, на проведение которой тратятся бюджетные деньги? Никто из опрошенных работодателей эту оценку и не вспомнил. Пока на эти вопросы ни на одном публичном мероприятии, посвященном состоянию дел в системе профобразования региона, никто ответа не дал.