Артем Лоскутов избежал второго наказания за «Монстрацию», которая прошла 1 мая. Октябрьский районный суд постановил прекратить производство по административному делу. За несколько дней до этого Центральный районный суд уже оштрафовал молодого человека на 20 тысяч рублей. И в том, и в другом случае протоколы на Лоскутова составляли сотрудники МВД.
Суд постановил прекратить производство по делу об административном правонарушении а отношении Лоскутова Артема в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения, передает корреспондент Сибкрай.ru из зала суда. Кроме того, внесено представление в адрес прокурора по поводу нарушений, допущенных сотрудниками полиции при составлении протокола.
«Я с вещами. Специально собирал чемодан в Москве, взял с собой пару книжек. Брал их с собой 6-го, брал сегодня. Пока не пригодились. Может быть, в самолете почитаю, – сказал Лоскутов после оглашения решения суда. – Будет рассмотрение жалобы по первому (делу) в областном суде. Может быть, через два дня назначено рассмотрение, может, через месяц. Если останется в силе, то мы заплатим. В целом, пока можно считать, что дополнительный пиар «Монстрации» обошелся нам в 20 тысяч рублей. И потраченные нервы. Это довольно бюджетно».
Комментируя претензии полиции, организатор «Монстрации» предположил «какое-то личное отношение» к нему со стороны сотрудников МВД. «При этом мне казалось, что у них есть какое-то противоречие между личным отношением ко мне и той работой, которую они должны выполнять. Мне было видно недоумение некоторых сотрудников, которые говорили, что видели, что все хорошо, но начальство говорит написать, и мы напишем. Здесь есть какое-то давление, – заявил он. – Не хочу сказать, что это что-то криминальное, не хочу никого не обвинять. Может быть, это что-то политическое. Я не очень хорошо ориентируюсь. Но, вероятно, что-то такое происходит».
Административное дело в отношении идеолога «Монстрации» Артема Лоскутова Октябрьский районный суд Новосибирска рассматривал 11 мая. Ему вменялась «организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия». Правоохранители усмотрели нарушение закона в заключительной части шествия, когда «монстранты» поднялись на крыльцо ГПНТБ для общей фотографии.
Судья Майя Руткевич в начале заседания зачитала материалы, которая подготовила майор полиции Виктория Чернега (рапорт о правонарушении). «Лоскутов без подачи уведомления организовал публичное мероприятие на площади Пименова с использованием звукоусиливающей аппаратуры», – говорилось в протоколе; также отмечалось, что участники шествия благодарили Лоскутова как организатора мероприятия.
«Площадь Пименова и ГПНТБ – это разные вещи. Колонне предложили присоединиться к празднику, была сцена. Но колонна пошла к библиотеке. Колонна остановилась, она стояли перед площадью Пименова, была остановка, на видео это прекрасно видно. Было предложение присоединиться к празднику, играла музыка. Кричали «ГПНТБ, ГПНТБ». И гражданин Лоскутов повел к ГПНТБ», – рассказала в суде представитель правоохранительных органов. – <...> Они с этими же плакатами, с которыми шли в шествии, пошли к ГПНТБ. Они не просто фотографировались, они стояли минут 20».
По словам Виктории Чернега, цель остановки «монстрантов» на ступенях ГПНТБ была в том, чтобы показать, что шествие «дошло до библиотеки», несмотря на все трудности с согласованием мероприятия. По мнению представителя полиции, в самой фотосессии не было бы ничего противозаконного, если бы участники «Монстрации» отложили в сторону плакаты.
– Вам фамилии Терешкова, Соловьева знакомы?
– Нет. Всем руководил только Лоскутов.
На вопрос судьи, по каким признакам сотрудники полиции определили, что Лоскутов устроил митинг у ГПНТБ, Виктория Чернега ответить точно не смогла. Она вновь сказала, что участники «Монстрации» выражали свое мнение, «скорее, культурное», а подсудимый пользовался звукоусиливающей аппаратурой.
– Как вы определили, что это митинг?
– Они там стояли...
– Вы меня извините, но на похоронах тоже стоят…
«Была одна общая акция, к которой мы примкнули, тысячи две человек. Из-за этого мероприятия я уже наказан штрафом, – указал суду Артем Лоскутов. – И мне не совсем понятно, почему возникает второй состав, почему он отдельный. Более того, первый суд меня наказал за события с 14.00 до 15.00. Сейчас мы рассматриваем протокол, который мне инкриминируется – с 14.15».
«Я был занят одним правонарушением, я не мог желать сразу два», – сказал он.
После суд приступил к допросу свидетелей, всего их было заявлено четверо – Александра Попова, Филипп Крикунов, Юрий Кринский и Тимур Ханов. Попова была допрошена первой, она рассказала, что выстроиться у ГПНТБ попросили фотографы, и это не может являться митингом: «Тогда любую свадебную фотосессию можно считать митингом с плакатами «совет да любовь» и прочее».
Остальные свидетели были с ней солидарны. По их словам, возле библиотеки все просто фотографировались, кто-то устраивал пикник, а кто-то остался ждать концерт, организованный мэрией. Сотрудник центра городских проектов Юрий Кринский отметил, что «Монстрация» является культурным мероприятием, хотя и похожа на митинг.
«В моем понимании это было фотографирование. Любое культурное событие, концерт, свадьба, неизбежно сопровождает фотографирование. Это ритуал нашего постмодернистского общества, – заметил Кринский. – И любая группа людей, которая вышла вместе куда-то, фотографируется хотя бы потому, что все наконец-то друг друга увидели».
«На митинге люди выступают. В данном случае не было ни ведущего, ни выступающих. Если считать, что абсурдные лозунги – это мнение, это неправильно. А тут были абсурдные лозунги, которые общественного значения не имеют», – добавил со своей стороны свидетель Тимур Ханов.
Судья изучила видеозапись с «Монстрации», на которой видно, как участники шествия выстраивались у ГПНТБ и фотографировались, кричали «когда будут фотки», а после сдавали плакаты. Защитник Лоскутова Валентин Демиденко предоставил суду протокол по первому правонарушению, за которое его оштрафовали на 20 тысяч рублей.
В прениях Лоскутов отметил, что произошедшее на ступенях ГПНТБ не было митингом, а его защитник попросил прекратить производство по делу.
«Здесь вам не Москва»: как Монстрация за Всешествием ходила >>
Напомним, «Монстрация» в 2016 году прошла как часть организованного мэрией Новосибирска «Всешествия». Это был единственный вариант проведения традиционной для города акции, так как на отдельное мероприятие организатор Артем Лоскутов согласования получить не смог (в 2015 году акция состоялась без согласования, что обернулось для Лоскутова административным арестом).
В «Монстрации-2016» приняли участия около двух тысяч человек. Она шла на некотором удалении от «Всешествия», однако интервал между акциями постоянно менялся, а некоторые участники перебегали от одной колонны в другую (онлайн). Оба шествия завершились на площади Пименова, при этом «монстранты» обогнули площадь и выстроились на ступенях ГПНТБ для финальной фотографии.
Через два часа после окончания акции Артема Лоскутова задержали сотрудники центра «Э» управления МВД по Новосибирской области. После того как он отказался пойти с ними на «профилактическую беседу», его насильно запихали в полицейскую «Газель». В тот же день его доставили в Центральный районный суд, куда было переданы материалы о возбуждении против организатора «Монстрации» административного дела.
6 мая Центральный районный суд оштрафовал Лоскутова на 20 тысяч рублей. Как следует из мотивировочной части решения, «Монстрация» не является культурным мероприятием и не могла быть согласована в том порядке, о котором организатор шествия договорился с муниципалитетом. Сразу после этого заседания полиция доставила Артема Лоскутова в полицию, где был составлен еще один протокол об административном правонарушении.