Клещи оказались переносчиками лихорадки Западного Нила

Александра Филонова   Фото: «Наука в Сибири»

Клещи оказались переносчиками лихорадки Западного Нила

Клещи на территории Западной Сибири могут заразить человека лихорадкой Западного Нила. Ученые предполагают, что членистоногие подхватывают этот вирус у птиц, которые могут быть носителями заболевания. До этого считалось, что переносчиком лихорадки являются только комары.

Вирус лихорадки Западного Нила в клещах обнаружили вирусологи Омского НИИ Природно-очаговых инфекций Роспотребнадзора. Они попросили ученых Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН проверить образцы и подтвердить их предположения. Новосибирским ученым удалось установить, что клещи действительно могут быть переносчиками и этой инфекции.

«Мы взялись за работу, потому что имеем возможность проверить материал на молекулярно-генетическом уровне. Оказалось, в этих образцах присутствует неоднородный вирус Западного Нила, например, в нескольких из них мы нашли сразу две генетических линии вируса: 1а и 2. Известно, что линия 1а, патогенная для человека, существует по всему миру, а 2 – регистрируется в России с 2004 года, – цитирует «Наука в Сибири» младшего научного сотрудника лаборатории молекулярной микробиологии Сергея Ткачева.

Вирус Западного Нила впервые выделили в крови больного человека в 1937 году в Северной Уганде. В середине прошлого века его обнаружили на территории средиземноморского побережья, а в 1999 году – на территории США. После этого лихорадка стала вызывать большой интерес ученых, было установлено, что вирус активно распространяется по миру. В настоящий момент он встречается на всех континентах за исключением Антарктиды. Главным переносчиком заболевания являются комары. Лихорадка как и энцефалит относится к той категории инфекций, которые в тяжелых случаях поражают нервную систему.

Жизненный цикл вируса также связан с птицами. Переносчиками лихорадки являются, в частности, водоплавающие и вороновые. При этом животные заболеванием либо вообще не болеют, либо оно протекает бессимптомно. На зараженных птицах часто паразитируют клещи Ixodes pavlovskyi, открытые учеными СО РАН и таежные клещи Ixodes persulcatus. Первые, к слову, распространены на территории новосибирского Академгородка.

«Мы нашли возбудитель вируса Западного Нила в птицах, обитающих на территории Западной Сибири. В частности в Омской области – во взрослых грачах и их птенцах, а также в клещах-паразитах, проживающих в их гнездах. Всего выявлено 12 образцов вируса среди клещей и птиц, у последних этот вирус был найден в нервной ткани – в мозге, – рассказал Сергей Ткачев. – Следует отметить, что встречаемость вируса Западного Нила очень низка, пока в природных очагах мы не смогли обнаружить, отыскали его только в коллекции: люди проводили скрининг образцов членистоногих, и в одном из них предположительно находился вирус Западного Нила. Но, в принципе, известны случаи, когда после укуса человек заболевал, у него были симптомы энцефалита, но это заболевание не выявлялось лабораторными методами».

По словам ученых, клинические симптомы лихорадки Западного Нила не проявляются у 80% инфицированных людей. Они переносят заболевание в легкой форме, даже не замечая заражения. У остальных 20% лихорадка принимает тяжелую форму, которая приводит к поражению центральной нервной системы.

«Бороться с вирусом Западного Нила сложно, ведь его движение напрямую связано с птицами. Никто не будет уничтожать всех птиц только для того, чтобы избавиться от возбудителя болезни. Эффективным способом снизить его распространение и вероятность заболевания – это борьба с переносчиками, то есть, комарами. То же самое происходит с вирусом клещевого энцефалита. Нужно травить клещей в парках, детских садах, но, тем не менее, невозможно от инфекции освободиться полностью, потому что основные его резервуары – это мелкие млекопитающие», – добавил Сергей Ткачев.

Ученый отметил, что своеобразная профилактика все же возможна. Например, нельзя допускать загрязнения пространств – клещей нет там, где газон пострижен, поскольку им для комфортного обитания нужна высокая трава. Если же территория захламлена кустарником, ветками, то в таких местах себя комфортно чувствуют мелкие млекопитающие, которые могут переносить на себе клещей. Также стоит не допускать заболоченности территории, бороться с сыростью в подвалах, чтобы бороться с другим переносчиком вируса – комарами.