Найденные на Алтае 25 лет назад захоронения носителей пазырыкской культуры – останки двух мужчин, а не мужчины и женщины, выяснили новосибирские ученые. Новые данные позволили пересмотреть возможные родственные отношения погребенных.
Новые данные палеогенетических исследований носителей пазырыкской культуры (Горный Алтай) опубликованы в декабрьском номере журнала «Наука из первых рук». «В результате анализа ДНК из костных останков, проведенного новосибирскими исследователями (ИЦИГ СО РАН, ИАЭТ СО РАН, Новосибирский государственный университет), мужественная девушка с серьезным набором вооружения превратилась в юношу с тонкой косичкой и амулетами женской плодовитости – найденными рядом с ним раковинами каури, служившими, очевидно, украшением ремня», – говорится в публикации.
Поскольку тела двух погребенных не были мумифицированы, их пол и возраст установили по скелетным останкам. Пол погребенного в первой колоде, мужчины возрастом 45-50 лет, изначально не вызвал сомнений. Антропологи были уверены, что во втором погребении была захоронена девушке возрастом 16-17 лет. В тоже время они подчеркивали ее явные мужские черты: «череп очень крупный и кажется массивным… нижняя челюсть очень массивная… Кости посткраниального скелета очень длинные, не уступающие по абсолютным размерам и указателям массивности костям мужского скелета... Длина тела очень большая».
Выводы антропологов подтверждались особенностями сопровождающего инвентаря: колода, деревянная подушка-валик, размер колчана – все было меньшего размера по сравнению с мужским погребением. Кроме того, в области таза погребенного были обнаружены 34 раковины каури, как символ женской плодовитости.
«В процессе проведения экспериментальных работ были получены многочисленные свидетельства различной степени сохранности ДНК в останках двух индивидов, – пишет научное издание. – Сохранность ДНК в останках более молодого погребенного была существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины. Тем не менее, были получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных».
Новые данные дали повод пересмотреть и возможные родственные отношения погребенных. Ранее считалось, что захоронен зрелый мужчина и молодая женщина, супруги либо отец с дочерью. Новые данные говорят о том, что захоронен дядя и племянник, причем, оба не пережили зиму и были захоронены по весне, когда это стало возможным. Старший из мужчин к моменту смерти уже долгое время был малоподвижным инвалидом, который не мог самостоятельно сесть на коня, установили ученые. Причину смерти юноши до сих пор не смогли установить ни антропологи, ни генетики.
Амазонка с плато Укока сменила пол
Найденные на Алтае 25 лет назад захоронения носителей пазырыкской культуры – останки двух мужчин, а не мужчины и женщины, выяснили новосибирские ученые. Новые данные позволили пересмотреть возможные родственные отношения погребенных.
Новые данные палеогенетических исследований носителей пазырыкской культуры (Горный Алтай) опубликованы в декабрьском номере журнала «Наука из первых рук». «В результате анализа ДНК из костных останков, проведенного новосибирскими исследователями (ИЦИГ СО РАН, ИАЭТ СО РАН, Новосибирский государственный университет), мужественная девушка с серьезным набором вооружения превратилась в юношу с тонкой косичкой и амулетами женской плодовитости – найденными рядом с ним раковинами каури, служившими, очевидно, украшением ремня», – говорится в публикации.
Поскольку тела двух погребенных не были мумифицированы, их пол и возраст установили по скелетным останкам. Пол погребенного в первой колоде, мужчины возрастом 45-50 лет, изначально не вызвал сомнений. Антропологи были уверены, что во втором погребении была захоронена девушке возрастом 16-17 лет. В тоже время они подчеркивали ее явные мужские черты: «череп очень крупный и кажется массивным… нижняя челюсть очень массивная… Кости посткраниального скелета очень длинные, не уступающие по абсолютным размерам и указателям массивности костям мужского скелета... Длина тела очень большая».
Выводы антропологов подтверждались особенностями сопровождающего инвентаря: колода, деревянная подушка-валик, размер колчана – все было меньшего размера по сравнению с мужским погребением. Кроме того, в области таза погребенного были обнаружены 34 раковины каури, как символ женской плодовитости.
«В процессе проведения экспериментальных работ были получены многочисленные свидетельства различной степени сохранности ДНК в останках двух индивидов, – пишет научное издание. – Сохранность ДНК в останках более молодого погребенного была существенно ниже, нежели в останках зрелого мужчины. Тем не менее, были получены достоверные молекулярно-генетические данные, которые свидетельствуют о мужском поле обоих погребенных».
Новые данные дали повод пересмотреть и возможные родственные отношения погребенных. Ранее считалось, что захоронен зрелый мужчина и молодая женщина, супруги либо отец с дочерью. Новые данные говорят о том, что захоронен дядя и племянник, причем, оба не пережили зиму и были захоронены по весне, когда это стало возможным. Старший из мужчин к моменту смерти уже долгое время был малоподвижным инвалидом, который не мог самостоятельно сесть на коня, установили ученые. Причину смерти юноши до сих пор не смогли установить ни антропологи, ни генетики.