Чиновники мэрии Новосибирска наступают каждую зиму на одни и те же грабли, показывая свою неспособность организовать качественную и, главное, своевременную уборку снега. В городе четвертый день наблюдаются многокилометровые пробки. Ответственный секретарь «Авто-Мото Ассоциации» Алексей Носов написал для Сибкрай.ru о «рекордах» скорости дорожных служб и невероятных объемах песко-соляной смеси, которая, судя по данным муниципалитета, покрыла дороги мегаполиса сплошным слоем.
Во вторник в столицу Сибири пришло долгожданное потепление, а вместе с ним, как водится, и снегопады. Кстати, вам когда-нибудь доводилось объяснять жителям южных регионов, почему если идет снег – теплеет? Попробуйте, очень увлекательно. Но если жителю Сочи или,скажем, Ялты, еще можно растолковать этот загадочный для них «феномен», то вот сибиряку объяснить, почему в его городе каждый снегопад рекордный, вряд ли возможно. Однако наши доблестные дорожники, коммунальщики и прочие «снегоборцы» из числа муниципальных служащих, с упорством, достойным коринфского царя Сизифа, ежегодно, вернее сказать «ежезимно», с экранов телевизоров нас в этом путаются убедить. И эта зима и первый снегопад не стали исключением.
Во вторник, 24 ноября, начались обильные и разнообразные осадки: от ледяного дождя до снега крупными хлопьями. Привычным следствием стали повсеместные заторы и многокилометровые пробки, достигшие, по данным сервиса «Яндекс. Пробки» девяти баллов. Следующие два дня, 25 и 26 ноября, светофор пробок, полыхая ярко алым цветом, не снижался с максимальных десяти баллов. За один только вторник, по данным ГИБДД, произошло 203 дорожно-транспортных происшествия. К счастью, в основном мелкие «тычки» без пострадавших. Впрочем, не обошлось и без ДТП с последствиями. Так водитель 41-го автобуса, не справившись с управлением на сильном гололеде, вылетел на тротуар на остановке «Березовая роща», в результате пострадала 67-летняя женщина.
Новосибирцы из разных районов города в социальных сетях и на многочисленных интернет-форумах недоумевали, почему на борьбу с последствиями снегопада не выходит техника. Не видели ее ни во вторник 24-го, ни в последующую ночь, ни даже в среду, 25 ноября. Лично я видел на улице Фрунзе одинокую КДМ-ку (комбинированная дорожная машина) с пескоразбрасывателем на базе «ЗиЛ-130». Честно говоря, думал, что такие раритеты остались только в музеях. Все дорожные организации давно уже перешли на новенькие «КамАЗы».
Тем не менее, 25 ноября мэрия заявила, что на дороги было рассыпано 16 938 тонн песко-соляной смеси силами 581 единицы уборочной техники. Для понимания, это 11% от общего числа заготовленного объема противогололедного материала. Вопросы качественных показателей этого песка и соответствия требованиям ГОСТ и муниципального контракта в этот раз обсуждать не будем, пусть останется на совести правоохранительных органов, так и не возбудивших при наличии доказательной базы уголовное дело, и на совести директора ДЭУ-1, уволенного недавно. А вот вопросы количественных показателей стоит обсудить отдельно.
Помните в прошлом году, когда астрономические цифры вывезенного снега подвергались аргументированной критике общественников и журналистов, мэр города Анатолий Локоть на профильном совещании рекомендовал департаменту транспорта пересчитать свои неправдоподобные показатели. Арифметика тогда получалась такая, что исходя из общего числа техники, средняя скорость движения «КамАЗа», при условии бесперебойной круглосуточной работы, должна составлять 87 километров в час. К примеру, в звездном для Владимира Чагина ралли «Дакар» 2008 году средняя скорость его гоночного «КамАЗа» составила 83 километра в час. Срочно закрываем тренировочную базу «КамМАЗ-Мастер» в Набережных Челнах и начинаем подготовку пилотов в новосибирских ДЭУ.
Территориальным управлением автомобильных дорог Новосибирской области, обслуживающим сеть в 12 700 километров, было задействовано за время этого снегопада 680 единиц техники. Песко-соляную смесь рассыпают на неполные четыре тысячи километров областных дорог в твердом асфальто-бетонном покрытии. Так вот, на четыре тысячи километров они рассыпали 1,2 тысячи тонн смеси. Мэрия рапортует, что на 1,4 тысячи километров, в три с половиной раза меньшую по протяженности сеть обслуживаемых дорог (кстати, далеко не на все из них рассыпают ПСС) они израсходовали в 13 раз больше. Валерия Жаркова в мэрии уже нет, а дело его живет. Идея Чучхе живет и процветает.
Конечно, сложно требовать от наших городских ДЭУ, материально-техническая база которых изношена более чем на 80%, стахановских показателей. По некоторым видам техники износ и вовсе превышает 100%. Зарплата механизаторов существенно ниже рыночной и уж точно не соответствуют их тяжкому труду. Но это не повод начальству гордо рапортовать показателями, как писал Булгаков, «космического масштаба и космической же глупости». И уж тем более не повод пенять на суровый сибирский климат, якобы ежегодно бьющий собственные рекорды.
Нужно всего-то самую малость – выполнять требования ОДН (отраслевые дорожные нормы) и профильных ГОСТ, где все нормативы по уборке снега расписаны, как в шпаргалке. Если о снегопаде синоптики предупреждают за неделю, значит надо готовить личный состав и технику. Образующуюся наледь и кочки нужно срезать и расчищать сразу, не дожидаясь наступления холодов, когда она окончательно вмерзнет накатом в дорожную одежду, чтобы потом всю зиму героическими усилиями с ней бороться. Но наш департамент транспорта каждый год наступает на одни и те же грабли.
Ведь в сущности, что произошло? Директор на минутку вышел, перезвоните через час. Локоть в Минске. Сафиуллина тоже нет на месте. На хозяйстве исполняющим обязанности остался Игнатов, который в вопросах городского хозяйства… Значит можно ничего не делать. Само растает. А что народ возмущается, так он каждый год возмущается и ничего – ездит, транспортный налог платит, и топливный акциз...
Из статьи может показаться, будто дорожная техника так и не вышла на линию. Вышла. В четверг, 26 ноября. Как в известном мультфильме: «... Он и в третий раз ходил за елкой. И добыл ее! Но это было уже весной. И он отнес елку обратно».