Торжественный вечер, посвященный тысячелетию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, прошел в Новосибирском театре оперы и балета. Был показан отрывок из «Повести временных лет» о крещении Руси. Зрители, в числе которых, к слову, было много чиновников областного правительства и мэрии Новосибирска, выходили из театра просветленными и говорили, что их крестили вместе с народом на сцене.
Празднование тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира состоялось в минувшее воскресенье, 22 ноября. На фасаде Оперного театра в честь этого события вывесили баннеры с изображением князя Владимира и церковных куполов. По площади Ленина разносился колокольный звон – перед входом в театр стояли звонари.
Гости начали подходить еще за час до показа оратории «Святой Владимир – Креститель Руси», у многих были с собой иконы, значки с изображением Владимира и медали. Значительную часть аудитории в этот вечер представляли священнослужители, причем не только представители РПЦ.
Послушать ораторию пришли первые лица региона – губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий и его заместители с супругами, министры, председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, мэр Новосибирска Анатолий Локоть. До начала представления, пока зрители ходили по обновленному фойе Оперного театра и делали фотографии, политики и священнослужители уединились в буфете. Буфет на этот вечер переделали в «vip-зону», а напитки и закуски для зрителей были перенесены в фойе.
Городецкий вошел в зал вместе с митрополитом Тихоном, когда все остальные уже расположились на своих местах. Их встречали аплодисментами и стоя. Губернатор и представитель церкви поднялись на сцену и выступили с речами, предвосхищающими спектакль. Их речи начинались почти одинаково.
«Добрый вечер, ваше превосходительство, дорогие новосибирцы, – обратился к губернатору и зрителям Тихон. – Заканчивается 2015 год, который проходил у нас как год культуры, год литературы, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, год тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси…» После своего выступления Тихон зачитал послание от патриарха Кирилла.
«Ваше высокопреосвященство, уважаемые друзья, коллеги, гости, дорогие земляки, – вступил следом Городецкий. – Прежде всего, рад приветствовать вас в этом зале обновленного театра оперы и балета по особому случаю, особенному событию, которому подвержен весь наш 2015 год, когда весь православный мир отмечал крещение Руси и тысячелетие преставления святого князя Владимира. В нашей области за это время прошло множество мероприятий, в областном центре и сельских районах, которые возвращали по-своему к историческим ценностям тысячелетней давности. Я думаю, это еще раз нам поможет напомнить исторические корни нашей области, нашей государственности. И мы еще раз пропитаемся необходимостью хранить тот мир, то спокойствие, которое сегодня есть у нас в России, в Новосибирской области, когда живут в согласии представители 114 национальностей, люди разных религий».
Посвященная крещению Руси оратория оказалась достаточно короткой постановкой, артисты Оперного театра находились на сцене всего около часа. Основана она на «Повести временных лет», и часть текста озвучивал актер в образе летописца, монаха Нестора. Декораций у постановки практически нет. Основной элемент на сцене – белая конструкция, напоминающая фрагмент сводов церкви, на ней транслировались различные изображения.
В начале постановки зрителям показали слайд-шоу с православными иконами, пока Нестор рассказывал о том, что племена Древней Руси были язычниками, давая каждой отдельной группе не самые лестные характеристики. После начался рассказ о княгине Ольге, первой принявшей христианство, и «первых киевских мучениках», Федоре и его сыне, которых принесли в жертву языческому богу – его изображал опустившийся на сцену деревянный идол.
Остальная часть оратории разворачивалась уже «семнадцать лет спустя» после крещения Ольги. Артисты показали зрителям, как князь Владимир определялся с нужным Руси вероисповеданием, выслушивая представителей разных религий – ислама, иудаизма и христианства. В это время на заднике появлялись теневые изображения храмов этих трех религий. Затем на сводах декорации появилось изображение крепостных стен, и Нестор-летописец пояснил: «Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам и пошел на них войной». Выиграл Владимир за счет перекрытого водопровода – «Нашли воины Владимира водопровод и перекрыли его, и положились жители на милость его».
Крестили «жителей Руси» в оркестровой яме, очевидно, сыгравшей роль реки. Воду артисты не использовали, но у одного из актеров в руках было кадило. Выходя из театра после оратории, некоторые зрители шутили: «Так некрещеные, так хоть в театре крестили, кому скажешь – не поверят».
«Это театрализация частички истории нашей Руси, это трудно переоценить, – заметил после спектакля губернатор. – Мы увидели, действительно прикоснулись к этапам истории. И то, что сумели наши артисты сделать великолепный спектакль, меня просто радует. Думаю, театрализация таких исторических моментов впереди – на примере этой оратории, этого спектакля».
«Праздник очень значительный в истории нашего государства. И мы постарались, чтобы этот год принес нам свою пользу в продвижении нашей истории, нашей культуры, наших корней, – заметил в свою очередь митрополит Тихон. – Потому что мы не можем смотреть уверенно в будущее, если не знаем свою историю. Многое было забыто, а сейчас это возвращается в нашу жизнь. И я рад, что сегодня был полный зал, и мы с удовольствием посмотрели игру наших великих артистов. И я думаю, что для многих это было прикосновение к нашей великой российской традиции».