«Так некрещеные, так хоть в театре крестили»

«Так некрещеные, так хоть в театре крестили»
Общество / 23 ноября 2015 / 13:39

Торжественный вечер, посвященный тысячелетию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, прошел в Новосибирском театре оперы и балета. Был показан отрывок из «Повести временных лет» о крещении Руси. Зрители, в числе которых, к слову, было много чиновников областного правительства и мэрии Новосибирска, выходили из театра просветленными и говорили, что их крестили вместе с народом на сцене. 

Празднование тысячелетия со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира состоялось в минувшее воскресенье, 22 ноября. На фасаде Оперного театра в честь этого события вывесили баннеры с изображением князя Владимира и церковных куполов. По площади Ленина разносился колокольный звон – перед входом в театр стояли звонари.

Гости начали подходить еще за час до показа оратории «Святой Владимир – Креститель Руси», у многих были с собой иконы, значки с изображением Владимира и медали. Значительную часть аудитории в этот вечер представляли священнослужители, причем не только представители РПЦ.
 
Послушать ораторию пришли первые лица региона – губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий и его заместители с супругами, министры, председатель Законодательного собрания Андрей Шимкив, мэр Новосибирска Анатолий Локоть. До начала представления, пока зрители ходили по обновленному фойе Оперного театра и делали фотографии, политики и священнослужители уединились в буфете. Буфет на этот вечер переделали в «vip-зону», а напитки и закуски для зрителей были перенесены в фойе. 


Оперный вечер (24).JPG


Оперный вечер (17).JPG


Оперный вечер (13).JPG

Оперный вечер (16).JPG

Городецкий вошел в зал вместе с митрополитом Тихоном, когда все остальные уже расположились на своих местах. Их встречали аплодисментами и стоя. Губернатор и представитель церкви поднялись на сцену и выступили с речами, предвосхищающими спектакль. Их речи начинались почти одинаково.


Оперный вечер (9).JPG
 
«Добрый вечер, ваше превосходительство, дорогие новосибирцы, – обратился к губернатору и зрителям Тихон. – Заканчивается 2015 год, который проходил у нас как год культуры, год литературы, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, год тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси…» После своего выступления Тихон зачитал послание от патриарха Кирилла.

Оперный вечер (12).JPG

«Ваше высокопреосвященство, уважаемые друзья, коллеги, гости, дорогие земляки, – вступил следом Городецкий. – Прежде всего, рад приветствовать вас в этом зале обновленного театра оперы и балета по особому случаю, особенному событию, которому подвержен весь наш 2015 год, когда весь православный мир отмечал крещение Руси и тысячелетие преставления святого князя Владимира. В нашей области за это время прошло множество мероприятий, в областном центре и сельских районах, которые возвращали по-своему к историческим ценностям тысячелетней давности. Я думаю, это еще раз нам поможет напомнить исторические корни нашей области, нашей государственности. И мы еще раз пропитаемся необходимостью хранить тот мир, то спокойствие, которое сегодня есть у нас в России, в Новосибирской области, когда живут в согласии представители 114 национальностей, люди разных религий».


Оперный вечер (6).JPG

Посвященная крещению Руси оратория оказалась достаточно короткой постановкой, артисты Оперного театра находились на сцене всего около часа. Основана она на «Повести временных лет», и часть текста озвучивал актер в образе летописца, монаха Нестора. Декораций у постановки практически нет. Основной элемент на сцене – белая конструкция, напоминающая фрагмент сводов церкви, на ней транслировались различные изображения. 


Оперный вечер (10).JPG

В начале постановки зрителям показали слайд-шоу с православными иконами, пока Нестор рассказывал о том, что племена Древней Руси были язычниками, давая каждой отдельной группе не самые лестные характеристики. После начался рассказ о княгине Ольге, первой принявшей христианство, и «первых киевских мучениках», Федоре и его сыне, которых принесли в жертву языческому богу – его изображал опустившийся на сцену деревянный идол. 


Оперный вечер (8).JPG

Остальная часть оратории разворачивалась уже «семнадцать лет спустя» после крещения Ольги. Артисты показали зрителям, как князь Владимир определялся с нужным Руси вероисповеданием, выслушивая представителей разных религий – ислама, иудаизма и христианства. В это время на заднике появлялись теневые изображения храмов этих трех религий. Затем на сводах декорации появилось изображение крепостных стен, и Нестор-летописец пояснил: «Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам и пошел на них войной». Выиграл Владимир за счет перекрытого водопровода – «Нашли воины Владимира водопровод и перекрыли его, и положились жители на милость его». 

Крестили «жителей Руси» в оркестровой яме, очевидно, сыгравшей роль реки. Воду артисты не использовали, но у одного из актеров в руках было кадило. Выходя из театра после оратории, некоторые зрители шутили: «Так некрещеные, так хоть в театре крестили, кому скажешь – не поверят».


Оперный вечер (3).JPG

«Это театрализация частички истории нашей Руси, это трудно переоценить, – заметил после спектакля губернатор. – Мы увидели, действительно прикоснулись к этапам истории. И то, что сумели наши артисты сделать великолепный спектакль, меня просто радует. Думаю, театрализация таких исторических моментов впереди – на примере этой оратории, этого спектакля».

«Праздник очень значительный в истории нашего государства. И мы постарались, чтобы этот год принес нам свою пользу в продвижении нашей истории, нашей культуры, наших корней, – заметил в свою очередь митрополит Тихон. – Потому что мы не можем смотреть уверенно в будущее, если не знаем свою историю. Многое было забыто, а сейчас это возвращается в нашу жизнь. И я рад, что сегодня был полный зал, и мы с удовольствием посмотрели игру наших великих артистов. И я думаю, что для многих это было прикосновение к нашей великой российской традиции». 


Оперный вечер (21).JPG

comments powered by HyperComments