«Каждое такое решение – гвоздь в гроб образования»

Общество / 13 ноября 2015 / 15:09

Бюрократический подход в управлении сферой образования губителен. Новосибирские чиновники снимают сливки «с лаврентьевского наследия», при этом не ценят богатые ресурсы, накопленные в этой сфере. Об этом пишет Олеся Думченко, общественный деятель и родитель, кандидат филологических наук, в своей статье на Сибкрай.ru.

Олеся Думченко.jpg

Одна из живых конструктивных ценностей в нашем обществе – качественное образование. Образование и наука – это цивилизационный запрос. Эта тема шире, чем политика, чем интересы конкретной индустрии и так далее. Люди, обладающие государственным мышлением, безусловно, осознают это. Дмитрий Ливанов (министр образования – прим. ред.) на встрече в заседании Ассоциации русскоязычных ученых в Америке (RASA-USA) подчеркивает усилия России по интеграции в международное научное и образовательное пространство, например, в рамках программы «Глобальное образование» Россия оплачивает своим гражданам обучение в любом университете мира.
 
Что же мы видим в нашем регионе, руководители которого вот уже несколько десятилетий  исправно повторяют слова о научно-промышленном и образовательном потенциале Новосибирской области? Кто только не снимал сливки с лаврентьевского наследия: и депутаты разных уровней, и представители исполнительной власти, но что реально сделано  в городе и области в сфере образования за последнюю четверть века?

На фоне непрекращающихся общественно-политических скандалов с экономической подоплекой, сотрясающих Новосибирскую область последние два-три года, все очевиднее становится, что реальное «народное богатство» и всеобщее достояние Новосибирска – образование, пускается по ветру равнодушными, не побоюсь этого слова, недальновидными отцами города. В то время, как «верхи» грызутся за московский ярлык, привлекая федеральных журналистов, разного рода экспертов, артистов, еще черте-кого, а  простые граждане – налогоплательщики, накупив попкорна, следят по TV за тем, какая же из местных олигархических группировок победит, приходит в негодность основа благополучия города – высокотехнологичные производства, наука и образование.

А ведь образование – это ресурс,  который восполняется годами, и деньги тут, как правило, не спасают. Не говоря уже о том, что каждая отдельная судьба ребенка, студента, его жизненный, профессиональный успех находится под вопросом. Нет ничего более жестокого по отношению к своим согражданам, чем лишение надежды  детей, юношества, родительского сообщества на качественное образование в сложном постиндустриальном, информационном мире.   

Между тем, образование – это социально ориентированный сектор экономики, который  Новосибирская область и город могли бы успешно развивать, без  дополнительных инвестиций извне и отчаянно-безрезультатного флирта с инвесторами.

Образовательный сектор  нуждается лишь в качественном, кропотливом, профессиональном управлении и качественной межведомственной координации.

В области все для этого есть: Педагогический университет (НГПУ),  Институт одаренных детей, Институт повышения квалификации работников образования, Педагогические училища, специализированные школы (гимназии, лицеи), школы с углубленным изучением отдельных предметных областей, в том числе легендарная ФМШ при НГУ, общественные советы и организации, занимающиеся образованием. Но, вместе с тем, очень много бюрократических структур – регулярно регулирующих регуляторов. Такое соседство делает систему управления образованием в городе и области нефункциональной. Выражаясь фигурально, она заржавела, морально устарела; она негибка, непрозрачна, она безответна и безответственна: поглощающая  деньги налогоплательщиков, она с удовольствием игнорирует потребности этих самых налогоплательщиков.

Предполагаю, что система образования, блестяще отлаженная в СССР, разламывается «не со зла», как говорится, а в силу засилья бюрократических подходов, которые господствуют у нас во всем. К несчастью, в профессиональных областях,  где объектом труда является человек (педагогика (обучение и воспитание), профессиональная подготовка, медицинское обслуживание,   рекреационный и образовательный туризм), прокрустово ложе бюрократа выглядит особенно уродливо. Боливар не выдерживает двоих: либо интересы чиновников от образования, либо интересы жителей города. Удивительно, что такая дилемма вообще существует, ведь образованные, культурные, воспитанные люди – это то, что нужно абсолютно всем, даже тем, кто этого не понимает. Строго говоря, чтобы «трамваи ходили», не достаточно перекладывания бумажек и  родственных связей, поэтому интересы чиновничества в сфере образования и медицины должны подчиняться интересам города и области, наоборот – нельзя.

Тотальная формализация в этой образовательной сфере не просто невозможна, но и деструктивна, преступна. Она способствует обессмысливанию, обезличиванию и безответственности субъектов – участников процесса обучения. Равнодушие и формализация (мы еще исключаем банальный непрофессионализм в педагогике и управлении, возможные коммерческие, простите, интересы) смертельны для  образования, которое представляет собой сложный процесс формирования  навыков, необходимых для социализации, профессиональной и творческой реализации личности. Кроме знаний и навыков дети усваивают и аксиологию, и паттерны поведения и мышления. И только образованные, культурные, если хотите, граждане  и смогут поддерживать нормальную организацию жизни в обществе.

Принято считать, что в образовании роль педагога принципиальна, при этом за скобками остается значимость в образовательном процессе менеджера образования (директора школы, лицея,  заведующего кафедрой, директора колледжа). Мне же, напротив, кажется, что в настоящий период времени, когда за окнами бушует институциональный кризис, хорошему директору школы, колледжа, честному заведующему кафедрой надо памятник ставить при жизни.  
Нужно сказать об общем понижающемся уровне  вузов  Новосибирска, многие, мягко говоря, не соответствуют высокому статусу Института или Университета. Между тем, провинциальность/местечковость в науке и образовании недопустимы. Почему вузы превращаются в имитационные фабрики по выдачи очень дорогих листов А4 на гербовой бумаге?! Кому нужна профанация образования?

Тут  вспоминается анекдот о том, что «можно пойти в армию, чтобы откосить от вуза». 

Недавно Министерство образования России отозвало  аккредитацию у некоторых коммерческих вузов, и это очень правильно, я писала об этом материал лет пять назад – не опубликовали.  Никаких дипломов «государственного образца» быть не может, ни одному западному частному университету (Стенфорду, скажем) не приходит в голову маскироваться под государственный университет и выдавать дипломы не Стенфорда, а некий диплом «государственного образца».  
Думаю, что  ключевая проблема управления образованием на сегодняшний день – огромное количество подмен, имитаций, рекламы и, конечно, коммерция + бюрократия, бессмысленная и беспощадная…

Пора начать называть вещи своими именами, хотя процесс этот неприятный и болезненный. Имитацию образования необходимо останавливать. Вместо этого нужно поддерживать честных профессионалов, у которых нет «квот» на двойки, которые любят свой предмет и детей.

Талантливые руководители образования нуждаются в общественной и государственной поддержке, ведь чтобы сохранить педагогический состав, нормальные менеджеры образования, вопреки «токсинной бюрократической среде», часто делают невозможное: уговаривают,  упрашивают, мотивируют, подсказывают, помогают, ругаются, идут на конфликты с руководством. А когда теряют должности,  часто на защиту любимых директоров встают родители и дети. 

Такой пример наблюдался в этом году в Краснообске, когда за директора местной школы ходатайствовали родители ребят. Более 600 человек подписали просьбу о продлении контракта с директором Тепловой Галиной Алексеевной, народным учителем России. Однако это не помогло. А ведь, подписали это письмо именно налогоплательщики и получатели образовательных услуг – жители Краснообска, родители детей, собственно заказчики.  Как же так? Разве народное волеизъявление ничего не значит для чиновников – слуг народа?! Добавляет ли такое равнодушное отношения к выдающимся руководителям образования уважения представителям власти города и области?

Каждое такое  управленческое решение – гвоздь в гроб образования, повод для конфликта. Это не только мешает развитию образования, но оскорбляет здравый смысл и чувство справедливости, если хотите.

Новосибирскому сообществу необходимы честные специалисты – управленцы, менеджеры образования, которые понимают саму суть образовательного процесса; нужны те, кто умеет  создать условия для работы увлеченных, серьезных педагогов, условия (среду) для учебы и развития детям. Однако чиновник профессионала не ценит.

Пренебрежение к профессионализму можно видеть в истории с увольнением и травлей директора Новосибирского машиностроительного колледжа Петра Пешняка. Профессионально-техническое образование в нашей области, в общем, как беспризорного ребенка, долго передавали от министерства к министерству  (сейчас за профессионально-техническое образование области несет ответственность министерство труда, занятости  и трудовых ресурсов Новосибирской области). Оно увядает и предсказуемо скукоживается. Причина этому одна –  бюрократический подход к решению организационных и кадровых вопросов.

Хрестоматийная история  об отношении к  людям труда в России, о чиновничьем произволе и равнодушии, написанная Николаем Лесковым в позапрошлом веке, актуальна,  к сожалению, и сегодня. А ведь с высоких трибун мы слышим о том, что необходимо повышать престиж рабочих специальностей. Но нам тут не до престижа, нам бы сохранить ту базу, которую нам оставили предшественники.

Разбрасываться качественными менеджерами образования может позволить себе только человек, не заинтересованный в развитии этой сферы. Ценностные ориентиры сообществ рушатся   прихотью одного чиновника, который и детей-то не видел лет 20.  

Вместе с тем, очевидно, что специалисты рабочих специальностей нужны. Нужны они  нашему строительному бизнесу, который недавно  обращался не то с просьбами, не то с жалобами в федеральный центр. Нужны они производствам, в том числе, и производствам ВПК, которые сейчас имеют определенный финансовый ресурс, но всем почему-то кажется, что готовые специалисты появятся сами собой, а образовательная инфраструктура с архаичной системой управления справится и будет скрипеть еще… Это – стратегическая ошибка.

Мне кажется, что  руководителям города и области не хватает  государственного и, в хорошем смысле, родительского отношения к образованию в Новосибирске. Нужно обращать внимание на школы не только во время выборов!

Наверное, секрет Полишинеля состоит в том, что если бы Новосибирск славился уютом; качественными, доступными всем  школами, профессионально-техническими училищами / колледжами  (это абсолютно реально сделать прямо сейчас); удобной для максимального количества граждан инфраструктурой, то город бы процветал. У него бы был смысл и будущее. Даже квартиры местных застройщиков, многие из которых еще и депутаты, лучше бы продавались, но это вторично, конечно.  Однако  у нас любят путать причину и следствие, а  потом удивленно пожимать плечами: «Хотели как лучше,  а получилось как всегда». А потом, что остается? Конечно, остается только бежать на поклон в федеральный центр за помощью да инвесторов «привлекать» новыми символами и сказками. Так может просто стоит честно качественно выполнять  административную, управленческую работу на местах, а не на Москву кивать по каждому поводу?!

comments powered by HyperComments