Новосибирский областной суд признал вину отца и сына Солодкиных по большинству предъявленных им обвинений. В пятницу, 23 октября, началось оглашение приговора по громкому делу, разбирательство по которому длилось несколько лет. Главным образом, было объявлено, что доказана их причастность к банде Трунова, но некоторые эпизоды в приговор не вошли.
Вердикт по делу бывшего советника губернатора Новосибирской области Александра Солодкина-старшего, бывшего вице-мэра Новосибирска Александра Солодкина-младшего и бывшего замначальника регионального управления ФСКН Андрея Андреева судья Лариса Чуб готовила почти два месяца. Оглашение приговора началось утром 23 октября.
Еще до начала заседания в коридоре возле зала суда было практически невозможно пройти. На оглашение приговора по этому громкому делу пришло несколько десятков человек – журналисты, потерпевшие и «группа поддержки» подсудимых.
Первую часть приговора судья читала два часа с перерывом. С самого начала стало понятно, что оправдательным он не будет. Лариса Чуб, сперва не заявляя прямо о доказанной вине, стала перечислять выводы, к которым пришел суд. В первую очередь, она указала, что отец и сын Солодкины являлись участниками организованной преступной группы Александра Трунова.
«Суд установил, что подсудимые Солодкин Александр Наумович и Солодкин Александр Александрович участвовали в преступном сообществе под руководством Трунова, подсудимый Андреев, используя свое служебное положение, оказывал содействие деятельности этого преступного сообщества», – сообщила судья Лариса Чуб.
Затем было последовательное перечисление преступлений, вина Солодкиных в которых была установлена судом. Все это время в зале было тихо, только изредка слышались комментарии пришедших на заседание людей. Кто-то, например, интересовался, куда делись деньги, которые Андреев якобы получил от одного из членов преступной группы за обещание избавить его жену от преследования за незаконный оборот наркотиков.
С подсудимых сняли несколько обвинений. Например, оба Солодкина не будут отвечать за вменяемое им ранее вымогательство. Эти обвинения следователи предъявили им за ситуацию с кафе «Пикник» бизнесмена Вадима Филиппова. Как рассказывал сам Филиппов, с открытием кафе возникли определенные трудности, а Солодкин-младший вместе с еще одним компаньоном Львом Бляхером якобы начал ему угрожать.
Солодкин-младший не будет отвечать за воспрепятствование следствию, а Андрей Андреев избежал наказания за два эпизода по превышению должностных полномочий. Это также следует из зачитанной части приговора. При этом остался эпизод покушения на убийство бизнесмена Фрунзика Хачатряна, в причастности к которому обвиняли Солодкина-старшего. Ранее исключить его просила гособвинитель Анжелика Егорова на основании того, что истек срок давности (нападение было в 1998 году). Но в приговор эта история попала, с определением вины бывшего советника губернатора.
«После фразы «суд установил» звучит фабула обвинения, то, что установлено судом. Из чего следует, что суд посчитал установленным участие Александра Наумовича Солодкина и Александра Александровича Солодкина в преступном сообществе. Но это заявление носит декларативный характер, – заявила адвокат Солодкина-старшего Светлана Ткаченко. – В фабуле обвинения не прозвучало, какие конкретно действия совершены Солодкиными, которые могли бы свидетельствовать об их непосредственном участии в преступном сообществе».
Сами участники процесса на протяжении заседания держались достаточно спокойно, судью не прерывали. Под конец первого часа оглашения у Александра Солодкина-старшего начали подрагивать руки, он опирался ими о стол. Судья к этому времени решила объявить перерыв, после которого разрешила всем присутствующим сесть, отметив, что одному из подсудимых тяжело. Возражать никто не стал.
Напомним, что состояние здоровья старшего Солодкина в сентябре прошлого года вынудило суд сменить избранную в его отношении меру пресечения. Его перевели из СИЗО под домашний арест. А на последнем слове его сына старшему Солодкину стало плохо, заседание пришлось отложить.
«Исследовав материалы дела, заслушав допрошенных в судебном заседании лиц, суд усматривает вину Солодкина Александра Наумовича, Солодкина Александра Александровича и Андреева в совершении вышеуказанных преступлений», – сообщила судья спустя два часа и предложила отложить дальнейшее оглашение приговора. Поводом для этого, опять же, стало состояние бывшего советника губернатора.
– Так, с учетом состояния здоровья… Александр Наумович, как вы? – участливо поинтересовалась Лариса Чуб.
– На уколах и таблетках.
– Сейчас как ваше состояние? Как себя чувствуете?
– Неважно.
– С учетом состояния здоровья давайте перенесем на понедельник.
В понедельник, 26 октября, суд продолжит оглашение приговора. Вероятно, одним понедельником это не ограничится. Между тем, в следующей части приговора судье предстоит перечислить доводы, которым она руководствовалась, принимая решение по делу. В том числе, должны быть оглашены показания свидетелей по делу. Их, к слову, было более полутора тысяч человек.
Отметим, что внимание к делу Солодкиных уделяют не только в Новосибирске. Вердикт суда еще не был оглашен, а в Следственном комитете России уже сообщили, что фигурантов громкого разбирательства признали виновными в совершении ряда преступлений. В ведомстве отметили, что отправить Солодкиных на скамью подсудимых стало возможно после создания Следственного комитета. «Преступления долгое время оставались нераскрытыми в силу колоссального влияния в городе этих людей», – заявили в ведомстве.
«Роль Солодкиных в группировке заключалась в том, что они подыскивали, а затем и контролировали объекты экономики, получая незаконную прибыль, которая служила источниками финансирования для преступной организации. Они же, как действующие чиновники, устанавливали и поддерживали в интересах группировки контакты с органами власти и силовыми структурами, которые при необходимости их прикрывали от уголовного преследования, – рассказали в Следственном комитете. – Не гнушались Солодкины участвовать и в криминальных разборках, в частности, по данным следствия, отец причастен к покушению на убийство предпринимателя, а его сыну инкриминируется поджог автомобиля, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека, также дачи взяток и мошенничество».
Солодкин-старший не стал давать никаких комментариев. До начала заседания в суде предупредили, что говорить с ними и брать интервью нельзя. Впрочем, подсудимые вполне охотно общались с пришедшими их поддержать друзьями, а когда младшего Солодкина выводили из зала, он крикнул – «Спасибо за поддержку, до свидания, всего хорошего!» Перед этим он сказал пару о прошедшем заседании.
«У меня складывается такое ощущение, что не было этих трех лет судебного разбирательства, что не заслушивали наши показания, как будто не исследовали показания других свидетелей. В определенной части полностью переписано обвинительное заключение», – заявил Александр Солодкин-младший.
Все трое фигурантов дела были задержаны в 2010 году. Большую часть времени с тех пор они провели в СИЗО. Показания по этому громкому делу давали многие известные люди, высокопоставленные чиновники и сотрудники органов внутренних дел. В качестве свидетеля, к примеру, вызывали губернатора Красноярского края Виктора Толоконского. Допрашивали также членов банды Трунова, которые уже получили свои сроки.
Судебное следствие было завершено еще в апреле. После этого перешли к прениям, подсудимым дали последнее слово. Государственный обвинитель Анжелика Егорова предложила дать Солодкину-младшему 13,5 года лишения свободы в колонии строгого режима, Солодкину-старшему – 14 лет колонии строгого режима, а Андрееву – 15 лет лишения свободы.