Модернизация на основе ликвидации: о жизни ПТУ и техникумов

Модернизация на основе ликвидации: о жизни ПТУ и техникумов
Общество / 21 октября 2015 / 15:16
Через пять-шесть лет Новосибирская область может столкнуться с искусственно созданной проблемой нехватки мест для обучения в организациях среднего профессионального образования по современным и актуальным профессиям. Такое мнение высказал директор Новосибирского машиностроительного колледжа Петр Пешняк в статье, написанной специально для Сибкрай.ru. При этом он объяснил, почему все же есть основания для оптимизма.

Свой текст Петр Пешняк написал к 75-летию российского государственного профтехобразования.

«В нашей стране есть хорошая традиция рассматривать каждый юбилей не только как подведение итогов проделанной работы, чествование достижений, но и как заявление о планах на будущее. К сожалению, судя по всему, такая традиция безвозвратно утрачивается для профтехобразования Новосибирской области. Очень схожая ситуация была в 2010 году с 70-летним юбилеем. Что же случилось?

На что сразу обращаешь внимание, изучая социологические исследования, проводимые в молодежной среде, это катастрофическое падение престижа рабочих профессий и профессий, как это теперь называется, служащих среднего звена. Об этом факте очень эмоционально высказалась накануне 1 сентября на страницах «Российской газеты» спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Вполне справедливо Валентина Ивановна обращает внимание на то, что престиж профессионально-технического образования обрушился тогда, когда резко сократилась поддержка системы со стороны государства и практически прекратилась профориентационная работа в школе. Причем речь не идет о финансовой поддержке со стороны государства, а о поддержке, связанной с тем, чтобы система профессионально-технического образования постоянно оставалась современной. Оценка спикером Совета Федерации современного состояния среднего профессионального образования дана как тревожная.

В словах Игоря Шмидта, министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области опубликованных в ряде СМИ, никакой тревоги не чувствуется. Традиционно для некоторых чиновников-ветеранов областного правительства заявляется, что все в Новосибирской области самое лучше. Если не в мире, то точно в стране. Так ли это?

Активные изменения в системе профтехобразования  (теперь среднего профессионального образования) Новосибирской области начались с 2007 года. Тогда было ликвидировано отдельное управление начального профессионального образования администрации Новосибирской области и все полномочия по организации профессионально-технического образования были переданы департаменту образования Новосибирской области. Это административное решение совпало с двумя знаковыми для современной России событиями. Первое – начало модернизации всей системы образования на программных и проектных подходах. Второе – начало технологического прорыва в рабочих профессиях и профессиях служащих. В промышленность, в сферу производства товаров и услуг пришли очень высокие технологии.

К сожалению, эти мощные процессы не были осознаны руководством департамента образования администрации Новосибирской области того времени. До 2011 года не было принято ни одной целевой или государственной программы Новосибирской области по развитию образования. Именно это во многом определило то, что система начального и среднего профессионального образования Новосибирской области к концу 2010 года оказалась на перепутье. Созданному в рамках административной реформы 2010 года областному министерству образования, науки и инновационной политики было явно не до ПТУ и техникумов, когда стояли глобальные задачи, с одной стороны, по обеспечению необходимого числа мест в детских садах, а с другой стороны, по продвижению областной науки и инноваций. Вот здесь и была проявлена административная инициатива, и в одночасье принятием постановления губернатора Новосибирской области от 28.01.2011 №6 «О министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области» полномочия по организации предоставления начального и среднего профессионального образования были переданы министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Минтруда сразу получило в свою подведомственность более 60 профтехучилищ и техникумов, еще 23 учебных заведения, до этого находившихся в подведомственности федеральных органов государственной власти, отошли ведомству в период с сентября 2011 года по июль 2012 года. Таким образом, весь комплекс подведомственных министерству учреждений, реализующих основные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, в 2012 году составлял около 80 организаций, которые вели профессиональное обучение и подготовку молодежи практически во всех муниципальных районах Новосибирской области и городах областного подчинения.

В сентябре 2015 года Игорь Шмидт заявил, что минтруда подведомственны только 52 образовательные организации среднего профессионального образования. При этом как-то ничего не говорилось о том, что только восемь государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, расположены в муниципальных (сельских) районах Новосибирской области. В 23 муниципальных районах из 30 и в трех городах областного подчинения (из семи) нет ни одной образовательной организации, дающей возможность молодежи получить среднее профессиональное образование.

Мы являемся свидетелями серьезной «модернизации» на основе реальной ликвидации. 30 образовательных организаций среднего профессионального образования как «корова языком слизала».

Согласно данным статистического сборника «Система общего и дополнительного образования Новосибирской области в цифрах», изданного министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области в 2015 году (размещен на сайте министерства), численность обучающихся в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Новосибирской области с 2011 года имеет устойчивую тенденцию к увеличению: 2012-2013 годы – 265 104 обучающихся, 2013-2014 годы – 268 591, 2014-2015 годы – 275 801. Важно также отметить, что число детей, обучавшихся в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях (школах, гимназиях, лицеях и тому подобное) городских округов (кроме Новосибирска), городов и муниципальных районов Новосибирской области практически сопоставимо с числом детей, обучающихся в школах, гимназиях и лицеях города Новосибирска – около 133 тысяч и 142 тысяч детей соответственно. Определенные же на 2015 год контрольные цифры приема на обучение в организациях среднего профессионального образования, подведомственных минтруда Новосибирской области и за счет бюджетных ассигнований областного бюджета региона, дают нам следующий факт. В 2015 году выпускники девятых классов, их было приблизительно восемь тысяч человек, проживающие вне Новосибирска, смогли в 18 государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, расположенных также вне города Новосибирска, претендовать только на 500 мест для получения бесплатного профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих. Это одно место на 29 человек. Для выпускников 11 классов, которых было приблизительно 6,5 тысячи человек, данное соотношение еще более удручающее – одно место на 37 человек. 

Вот еще интересные факты. В 2015-2016 учебном году в тех 18 образовательных организациях среднего профессионального образования, которые находятся за пределами Новосибирска и подведомственны министерству труда (12 из них, по словам министра, являются «межрайонными базовыми учреждениями»), обучение проводится по беспрецедентно малому числу программ подготовки: программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих всего 13 (!), программ подготовки специалистов среднего звена – 16 (!). При этом в городах и сельских муниципальных районах Новосибирской области, по данным на 1 января 2015 года, проживало 43% населения всей области.

Честно говоря, все это воспринимается как какое-то дежавю. Так же активно в 1990-е годы ликвидировались детские сады. Лишь к концу «нулевых» годов вся страна поняла, что натворила.

Сейчас в Новосибирской области набирает мощь общественная инициатива по пропаганде и развитию инженерного образования. Призыв российского государства о повышении престижа рабочих и инженерных профессий был поддержан сибиряками. Одним из таких бурно развивающихся в Новосибирской области проектов является «Инженерные компетенции – сила развития Родины». Интересно, что этот проект направлен на развитие инженерно-технического направления образования и повышение престижа рабочих профессий в сельских районах области. В инициативное партнерство вступили команда депутата Законодательного собрания Новосибирской области Юрия Зозули, министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области с подведомственными ему крупными институциональными для системы образования организациями, крупные федеральные университеты в Новосибирской области, управления образования администраций нескольких муниципальных районов области, конкретные школы. А что министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области? Нет! Один-два чиновника ведомства и один руководитель учреждения среднего профессионального образования обозначили по весне свое присутствие на встречах по организационному оформлению данного проекта, а летом совсем пропали. 

Как оказалось, согласно утвержденному постановлением правительства Новосибирской области от 12.08.2015 № 300-п Положению о министерстве труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, на данное министерство не возложено никаких функций или ответственности за организацию профориентации среди обучающихся школ – несовершеннолетних граждан Новосибирской области. Вообще. Есть только организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. Может быть вся профориентационная работа со школьной молодежью сосредоточена в государственной программе Новосибирской области «Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015 - 2020 годы»? Но в данной государственной программе мы встречаем только формальные мероприятия вроде «изготовление информационного материала» и «оказание профориентационных услуг». То есть, если обратятся молодые люди в «Центр развития профессиональной карьеры», то мы окажем им услуги, если нет, ну и ладно. Очень странным, при полном отсутствии бюджетного финансирования, выглядит стремление в рамках госпрограммы проводить ежегодное обучение до одной тысячи учащихся 10-х и 11-х классов в профессиональных образовательных организациях по программам профессиональной подготовки политехнической и агротехнической направленности. Неужели это все на добровольных началах? 

Мы воочию наблюдаем, как в Новосибирской области нарушается важное требование федерального закона «Об образовании в Российской федерации» – об обеспечении возможности реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Единой системы образования в Новосибирской области нет! С высокой степенью вероятности можно предположить, что через пять-шесть лет Новосибирская область может реально столкнутся с искусственно созданной проблемой нехватки мест для обучения в организациях среднего профессионального образования по современным и актуальным профессиям. Не поможет и создание 20 «высокотехнологичных ресурсных центров», о которых говорили в министерстве труда. Потому как госпрограммой развития среднего профессионального образования Новосибирской области для них не предусмотрено ни финансирование, ни проведение мероприятий, кроме того, не установлен их особый организационно-правовой статус.

В Новосибирской области за 2011-2015 годы произошло резкое сокращение числа профессий и специальностей, по которым проходят обучение студенты организаций среднего профессионального образования. В соответствии с контрольными цифрами приема на бюджет (за счет ассигнований областного бюджета Новосибирской области), обучение в 2015-2016 учебном году будет осуществляться только по 51 специальности в рамках подготовки квалифицированных рабочих и служащих (то, что раньше называлось начальное профессиональное образование) и по 77 специальностям в рамках подготовки специалистов среднего звена (среднее профессиональное образование). Итого: обучение для студентов 2015 года набора будет проводится только по 128 специальностям. Еще раз напомним, что в муниципальных (сельских) районах области обучение будет вестись только 29 специальностям. Извините, но это никак не заявленные министром 159 рабочих профессий.

Вся эта информация, размещенная на официальных и доступных ресурсах Новосибирской области, заставляет прийти к выводу, что города и муниципальные районы Новосибирской области, численность населения которых не на много меньше численности населения Новосибирска, лишаются возможности постоянно возобновлять свои трудовые ресурсы за счет местных жителей. И что же здесь происходит? Колоссальные потери местных трудовых ресурсов 2011-2015 годов активно пополняются трудовыми мигрантами. По данным Новосибирскстата, в 2011-2015 годах миграция из зарубежных стран в Новосибирскую область увеличилась более чем в три раза и ежегодно составляет около 14 тысяч человек (сравните: в 2010 году прибывших в регион из зарубежных стран было 3830 человек, в 2011 году – 13 811).

И все же, есть очень веские основания для оптимизма. Этот оптимизм вселяет трудная и упорная работа руководителей и преподавателей самих образовательных организаций среднего профессионального образования. Это, действительно, увлеченные люди с настоящим сибирским характером. Именно их усилиями достигнуты успехи во всероссийских и международных конкурсах».
comments powered by HyperComments