Лента новостей

Все новости

Популярное

Муравьи в микрокосме. Почему пробки парализуют Новосибирск

 Полина Ванькова

Муравьи в микрокосме. Почему пробки парализуют Новосибирск

Новосибирские пробки «разобрали» с точки зрения психологии, физики и биологии. Представители научной среды попытались объяснить природу возникновения заторов в мегаполисе в рамках проекта «Разберем на атомы», который ведет новосибирский Информационный центр по атомной энергии.

Эта встреча научно-популярного ток-шоу прошла в кафе «Бродячая собака» вечером 23 сентября. Как отметила региональный представитель «Яндекса» Ольга Молодан, с проблемой пробок новосибирцы сталкиваются ежедневно, и каждый человек, который живет дальше десяти километров от своей работы, тратит на дорогу не менее 27 минут в день. В год «набегает» 112 часов – почти пять суток. 

WP_20150923_004.jpg

С точки зрения психологии пробки – это целый микрокосм, объяснила Анна Бердникова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии образовательного центра «Горностай». Здесь собрано широкое многообразие социальных и психологических типов, и отношения выстраиваются так же, как в самом широком обществе. Но при этом надо учитывать, что дорога – это опасное место, соответственно,  и пробка тоже. Поэтому у людей повышается фактор страха и напряженности. Чтобы избежать сильной нервозности в пробке, нужно воспринимать ее как возможность: возможность поспать, почитать или отдохнуть несколько лишних минут (конечно, это невозможно для водителей – прим. ред.), посоветовала психолог. 

Алексей Иваненко, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории лазерной физики и инновационных технологий НИЧ НГУ, повторил главные причины пробок: много машин, плохие дороги и большое количество аварий. Физика в этом деле, борьбе с  пробками, почти бессильна. Гипотетические возможности ограничиваются уничтожением соседних машин в пробке с помощью лазера или в развитии телепортации. Но с этим пока есть серьезные проблемы.

WP_20150923_005.jpg

Человек – это социальное животное, поведение людей похоже на поведение различных видов насекомых или птиц, и особенно хорошо это заметно в пробках, отметил Иван Яковлев, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН. Муравьи, например, создают себе пути с трехполосным движением. И главное  правило при их движении – снизить скорость и уклониться от столкновения. На дороге адекватный человек должен вести себя также. Но у тех же насекомых взаимовыручка при передвижении куда больше, чем у людей. Так что нам есть чему поучиться у них, добавил Иван.
Новосибирские пробки «разобрали» с точки зрения психологии, физики и биологии. Представители научной среды попытались объяснить природу возникновения заторов в мегаполисе в рамках проекта «Разберем на атомы», который ведет новосибирский Информационный центр по атомной энергии.

Эта встреча научно-популярного ток-шоу прошла в кафе «Бродячая собака» вечером 23 сентября. Как отметила региональный представитель «Яндекса» Ольга Молодан, с проблемой пробок новосибирцы сталкиваются ежедневно, и каждый человек, который живет дальше десяти километров от своей работы, тратит на дорогу не менее 27 минут в день. В год «набегает» 112 часов – почти пять суток. 

WP_20150923_004.jpg

С точки зрения психологии пробки – это целый микрокосм, объяснила Анна Бердникова, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии образовательного центра «Горностай». Здесь собрано широкое многообразие социальных и психологических типов, и отношения выстраиваются так же, как в самом широком обществе. Но при этом надо учитывать, что дорога – это опасное место, соответственно,  и пробка тоже. Поэтому у людей повышается фактор страха и напряженности. Чтобы избежать сильной нервозности в пробке, нужно воспринимать ее как возможность: возможность поспать, почитать или отдохнуть несколько лишних минут (конечно, это невозможно для водителей – прим. ред.), посоветовала психолог. 

Алексей Иваненко, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник лаборатории лазерной физики и инновационных технологий НИЧ НГУ, повторил главные причины пробок: много машин, плохие дороги и большое количество аварий. Физика в этом деле, борьбе с  пробками, почти бессильна. Гипотетические возможности ограничиваются уничтожением соседних машин в пробке с помощью лазера или в развитии телепортации. Но с этим пока есть серьезные проблемы.

WP_20150923_005.jpg

Человек – это социальное животное, поведение людей похоже на поведение различных видов насекомых или птиц, и особенно хорошо это заметно в пробках, отметил Иван Яковлев, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН. Муравьи, например, создают себе пути с трехполосным движением. И главное  правило при их движении – снизить скорость и уклониться от столкновения. На дороге адекватный человек должен вести себя также. Но у тех же насекомых взаимовыручка при передвижении куда больше, чем у людей. Так что нам есть чему поучиться у них, добавил Иван.