Новосибирские ученые рассказали о ритуальном поедании собак

Новосибирские ученые рассказали о ритуальном поедании собак
Фото: пресс-служба НГУ
Общество / 14 сентября 2015 / 13:26
Ученые НГУ выяснили, что предки современных китайцев начали есть собак около десяти тысяч лет назад. Это делалось в ритуальных целях, как и массовые убийства этих животных. Считалось, что собаки будут охранять погребенных, а также различные строительные объекты. 

Собаки широко использовались предками китайцев в эпоху неолита, именно к этому периоду времени относятся существующие свидетельства. Однако ученые НГУ предполагают, что ритуальное использование этих животных в Китае началось еще в эпоху верхнего палеолита, то есть, около десяти тысяч лет назад. Собак хоронили вместе с людьми, считалось, что они будут охранять могилу, либо они выступали в качестве «компаньонов», которые должны были присматривать за человеком после смерти.

«Обнаружение же отдельных костей в специальных сосудах дает основание предполагать, что имело место также использование собак как ритуальной жертвенной пищи. Впрочем, первые археологические свидетельства о доместикации собак и употреблении их в пищу относятся еще к периоду восьми-девяти тысяч лет до нашей эры, правда, находки этого периода не носят ритуального характера, – рассказала преподаватель кафедры востоковедения НГУ Мария Кудинова. – В некоторых могилах культуры давэнькоу, распространявшейся в восточной части Китая, наряду с собаками присутствуют черепашьи панцири, учитывая, что в более поздней традиции у китайцев достоверно известно отождествление собаки со светлым началом – ян, а черепахи с темным – инь, возможно, это отображение этого дуализма».

Массовые жертвоприношения собак получили распространение раньше, в бронзовом веке, в эпоху Шан-Инь. Как рассказала Кудинова, они проводились по строгому типовому образцу. В середине могилы вырывалась яма, в нее помещали собаку, а сверху клали покойника. Археологам удалось выяснить, что в таких целях использовали щенков, найденные останки принадлежали животным в возрасте от трех месяцев до полутора лет.  

«Молодой возраст наводит на мысль, что они вряд ли воспринимались как охранники, а скорее всего, были обязательными жертвенными животными, предназначенными для духов этого места. При этом, вероятнее всего, щенков централизованно выращивали, чтобы снабжать население для ритуальных практик. В этот же период встречаются захоронения собак и в других частях могилы, а также захоронения в жертвенных ямах при строительстве зданий», – рассказала Кудинова.  

Более гуманными погребальные традиции китайцев стали в эпоху Хань (третий век до нашей эры – третий век нашей эры). Вместо настоящих животных стали использовать глиняные фигурки. Однако изображения собак в это время уже являются лишь отражением имущество, принадлежавшего умершему, вместе с другими животными и вещами.

«Несколько позже, в раннем средневековье, в погребальной обрядности появится каменная скульптура над могилой. Однако здесь использование изображения собаки будет нечастым мотивом. Исключение составляет лишь полуостров Лэйчжоу на юге Китая. Здесь в VII веке нашей эры возникает традиция изготовления каменных скульптур собак различного размера. Они ставились для защиты разных объектов: на перекрестках дорог, у храмов, на кладбищах и так далее, – отметила Кудинова. – Традиция жива до сих пор. Каменных собак и сейчас можно увидеть на улицах городов и деревень. Всего по подсчетам китайских ученых на полуострове насчитывается около десяти тысяч каменных изображений собак разного времени».

При этом собака для некоторых народностей на юге Китая всегда являлась священным животным. Так, у народов яо, мяо и шэ существовало табу на употребление в пищу собак, они считали себя потомками этих животных. 
comments powered by HyperComments