Новосибирский биолог нашла объяснение гомосексуальности

Александра Филонова

Новосибирский биолог нашла объяснение гомосексуальности

Совместное исследование новосибирского биолога и математика из Франции вывело новую гипотезу нетрадиционной сексуальной ориентации у людей и животных. Ученые предположили, что интерес к партнеру, с которым невозможно обзавестись потомством, может быть связан с отсутствием у этого партнера интереса к противоположному полу, который парадоксально интерпретируется как репродуктивная успешность. Ученые предполагают, что поэтому эволюция еще не вытеснила такого рода связи.

Гипотеза сохранения нетрадиционной сексуальной ориентации в животном мире, которая также может быть применима и к людям, была высказана заведующей кафедрой сравнительной психологии НГУ биологом Жанной Резниковой и доктором математических наук Даниилом Рябко, который работает во Франции. Результаты их исследования были опубликованы в журнале о сравнительной психологии «Frontiers in Psychology». Как сообщили в НГУ, эта гипотеза для научного сообщества является совершенно новой, ученые нашли объяснение разнообразию сексуальных предпочтений в животном мире на стыке двух наук.

Эпиграфом к их опубликованному исследованию служит строка из «Евгения Онегина»: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». По мнению ученых, эта отмеченная Пушкиным особенность поведения объясняет, почему эволюция не вытеснила сексуальные предпочтения, которые не могут привести к появлению потомства.

Жанна Резникова объяснила, что в основе их гипотезы лежит также механизм «фишеровского убегания», теория, предложенная математиком и основателем популярной генетики Рональдом Фишером. Эта теория объясняет, к примеру, почему самки павлинов проявляют больше интереса к тем мужским особям, у которых богаче украшения на хвосте. Это «возникшее как случайная прихоть» предпочтение приводит к тому, что именно у самцов с красивым хвостом появляются преимущества в размножении, и выбирать особь по хвосту становится выгодно уже тем, что ее выбирают другие.

«Идея, лежащая в основе нашей гипотезы, очень проста: отсутствие интереса к представителям противоположного пола служит для «соискателей» сигналом популярности, а значит и репродуктивного успеха «выбирающего», – пояснила Жанна Резникова. – Так, к примеру, самка, видя отсутствие интереса со стороны потенциального партнера, может заключить, что он имеет возможность выбрать другую – которая «лучше». Тогда становится важным добиться именно его внимания – ведь их общие сыновья смогут выбрать партнершу получше! Конечно, тот же механизм работает и в обратном направлении (выбор самцов самками). Иными словами, «выбирающий» вольно или невольно играет в игру «а ну-ка, добейся меня».

Здесь как раз и срабатывает открытый Фишером механизм, отсутствие интереса к противоположному полу интерпретируется как свидетельство репродуктивного успеха, как в случае с красивым хвостом у павлинов. «[Этот процесс] развивается до тех пор, пока цена признака, по которому идет отбор (здесь: «отсутствие интереса») не перевешивает те преимущества, которые предоставлялись обладателю этого признака предпочтением со стороны противоположного пола. Итак, «отсутствие интереса» с одной стороны увеличивается до тех пор, пока оно может быть компенсировано повышенным интересом с другой стороны. Это-то «отсутствие интереса», приумноженное фишеровским процессом, и выражается в различных сексуальных предпочтениях», – рассказала биолог.

Гипотеза ученых применима к любой популяции, где отбор партнера осуществляется как женскими, так и мужскими особями. Нестандартное сексуальное поведение отмечают у более чем 1,5 тысячи биологических видов, однако не во всех случаях речь идет об устойчивых предпочтениях. Устойчивость нестандартных сексуальных предпочтений наблюдается, по словам ученых, только у млекопитающих и птиц.

«Потери репродуктивных возможностей, вызванные отсутствием в них интереса, компенсируются повышенным интересом со стороны противоположного пола. Чем больше носителей нестандартных сексуальных предпочтений, тем меньше суммарный интерес к ним: каждый представитель противоположного пола может выбирать из большого числа кандидатов, таким образом, интерес к каждому из них меньше, – добавила Резникова. – Поэтому процесс не может захватить всю популяцию. Еще раз отметим, что предлагаемая гипотеза объясняет именно нестандартные сексуальные предпочтения, а не особенности поведения. Бисексуальность, строго говоря, не означает предпочтения ни одного, ни другого пола. Таким образом, если вести речь именно о бисексуальности, то высказанная гипотеза не исключает распространения бисексуальности по всей популяции».