Лента новостей

Все новости

Популярное

Отчаянное сопротивление автоэвакуации

 

Отчаянное сопротивление автоэвакуации

Поправки в закон об эвакуации автомобильного транспорта «буксуют» в Законодательном собрании Новосибирской области. Одни депутаты предлагают «смягчить режим» для автомобилистов и дать им возможность забрать свою машину до того, как эвакуатор тронется с места. Другие народные избранники проявляют особую заботу об эвакуационном бизнесе, который приносит своим владельцам, по некоторым подсчетам, порядка 120 миллионов рублей в год. Между тем, в городе все чаще возникают конфликты на парковках, и процветает бизнес «помощников», которые наживаются на проблемах водителей.

10 марта. Вещи добровольцев и гуманитарный груз быстро загрузили в автомобиль. Активисты патриотического движения «Русский прорыв» через пару часов должны были отправиться на Украину. «Мы припарковали автомобиль напротив кинотеатра «Маяковский», а сами пошли встречать ребят, возвращавшихся с краткосрочной побывки дома на Донбасс, – пишет в своем «ЖЖ» Андрей Шевченко. – Отсутствовали приблизительно минут 30. Вернувшись, мы не обнаружили автомобиля, а на месте, где стояла наша машина, находился совсем другой автомобиль, из которого вышли трое ребят и без лишних предисловий предложили всего за две тысячи рублей вернуть быстро, в течение часа, наше авто».  

Андрей согласился. Времени разбираться не было, поездка оказалась под угрозой срыва. «Серега, так представился наш «спаситель», честно глядя нам в глаза, заявил: «Те, кто уже платил через кассу, те с удовольствием соглашаются на наши услуги», – рассказывает новосибирец.

Сначала Сергей поехал на штрафстоянку и забрал там протоколы о нарушении правила дорожного движения. Затем отправился в отдел ГИБДД на Ленина 50. Пока автомобиль проверяли на наличие других штрафов и выписывали новый (тысяча рублей), «спаситель» разоткровенничался. Говорил, что это очень неплохой бизнес – семь платных стоянок, 18 эвакуаторов. В этом убедился и Шевченко. 

Оставалось только приехать на штрафстоянку, оплатить «услуги» эвакуатора и забрать свой автомобиль. До ближайшей остановки общественного транспорта от самой стоянки, кстати, минимум 30 минут пешком, а за это время владельцы машин платят. В итоге за парковку в неположенном месте пришлось отдать 4,6 тысячи рублей: тысяча рублей – штраф, 1,6 тысячи – эвакуатор и стоянка, две тысячи – помощь Сереги. «Самое интересное, что из этой суммы само государство получило в виде штрафа только одну тысячу рублей, а 3600 забрали за сомнительные услуги», – подводит итоги Андрей.

Парковки 4.jpg

Таких историй в Новосибирске становится все больше. Анна долго не могла найти место для парковки. Ей надо было завести документы в офис бизнес-партнеров. Пришлось оставить машину в неположенном месте. Через пять минут девушка вернулась, но уехать не смогла – ее автомобиль уже грузили на эвакуатор. 

«После того, как сотрудники ГИБДД уехали, ко мне подошел таксист и предложил за пять тысяч все уладить быстро. Я отказалась. Не было таких денег, – рассказывает она. –  Это был ад. Все инстанции, которые надо посетить, находятся в разных частях города. Я потратила семь часов, чтобы вернуть автомобиль. В итоге эвакуация обошлась мне в 15 тысяч, потерянный рабочий день и испорченные туфли, потому что стоянка находится далеко, пока добралась, сломала каблук. Я считаю, что у водителя должна быть возможность до последнего забрать свою машину и заплатить штраф только за неправильную парковку. Ведь мы нарушаем, потому что в городе действительно негде оставить авто».

Парковки 5.jpg

Эксперты отмечают, ситуация вокруг эвакуации в городе становится все более напряженной. Почти каждую неделю появляются «паркмены» – водители, которые активно препятствуют эвакуации своих автомобилей. И примечательно, что новосибирские суды первыми в России начали выносить в отношении таких автовладельцев решения об административном аресте. 

Последний конфликт между водителем и эвакуаторщиками был 20 апреля. Водитель Олег Якимов уверял, что он подоспел к машине до того, как ее начали грузить на эвакуатор. Хозяин попытался сесть в машину, но ему помешали, завязалась драка. В итоге автолюбителя доставили в районный отдел полиции. 

В поисках точки невозврата

В сентябре 2014 года депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля и Максим Леоненко предложили изменить порядок эвакуации и подготовили ряд поправок в областной закон. В новом документе разработчики постарались закрепить основные понятия эвакуации, которых нет сейчас: транспортное средство, владелец, начало перемещения машины. Но самое главное, их поправки дают возможность водителям забрать свой автомобиль до начала движения спецтехники. Сейчас «точкой невозврата» считается момент погрузки машины на эвакуатор. Общественники эту идею сразу поддержали.

«В предложенных поправках есть концептуально важная вещь, – говорит Алексей Носов, ответственный секретарь «Авто-Мото Ассоциации», – это социальная ориентированность. В Москве уже давно действует правило, что до тех пор, пока эвакуатор не уехал, машину можно забрать. У новосибирских водителей сейчас забирают время, хотя, пока грузят и оформляют, не меньше десяти минут проходит. К тому же предложенные поправки полезны и с точки зрения эффективности эвакуации. Ведь это не дополнительная мера наказания водителя, а обеспечительная. Цель всего действия – убрать с дороги машины, которые мешают проезду. Если автомобили начнут отдавать, конечно, штраф за неправильную парковку никто не отменял, то это если не вдвое, то в полтора раза точно ускорит процесс расчистки улиц».

Парковки 2.JPG

В апреле активисты Народного фронта провели независимый мониторинг работы эвакуаторов на улицах Новосибирска. По их наблюдениям, только каждый шестой автовладелец успевает вернуть свою машину до начала погрузки. «Когда проходил рейд ОНФ, удалось зафиксировать 12 эвакуаций, – рассказывает депутат Законодательно собрания Максим Леоненко. – Из них только один автомобиль увезли без хозяина, в остальных случаях владельцы подошли до отъезда спецтехники, только двум просто выписали штраф и вернули машину. В Москве отдают каждый третий автомобиль, в Новосибирске каждый шестой. Если бы действовали поправки, то еще девять водителей заплатили бы штраф за неправильную парковку и уехали, а эвакуатор мог бы дальше убирать другие авто».

Активисты ОНФ подсчитали примерный доход от эвакуационного бизнеса. По их данным, в Новосибирске ежедневно на штрафстоянки привозят от 150 автомобилей. При тарифе за услуги спецтехники в 1,5 тысячи рублей с машины получается 225 тысяч рублей в день. Плюс доход от штрафстоянок (кстати, в новой редакции закон запрещает устанавливать дифференцированные тарифы; инициаторы поправок настаивают на единой сумме, независимо от времени суток). В итоге за год владельцы бизнеса должны зарабатывать примерно 120 миллионов рублей. При этом никакой ответственности за повреждения автомобилей. Поэтому в поправках депутаты также предложили обязать службу эвакуации грузить автомобиль только с помощью крана и тросов, зацепленных за колеса.

«Предложенный депутатами способ эвакуации – это вторая важная вещь в новом документе, – рассуждает Алексей Носов. – У нас сейчас применяется лебедка и способ волочения автомобиля, что запрещено правилами эксплуатации как автомобиля с АКПП, так и на механике. Все это чревато  серьезными поломками и дорогостоящим ремонтом. Случаи уже были, когда ущерб при эвакуации составил 200 тысяч рублей, и тут уже штраф за парковку становится смешным». 

Законопроект есть, общественность поддерживает, но документ в Законодательном собрании Новосибирской области «буксует». Против инициативы Юрия Зозули и Максима Леоненко выступили председатель комитета по транспортной политике Федор Николаев и вице-спикер Валерий Ильенко. 

«Почетный автотранспортник»

В недалеком прошлом Валерий Ильенко сам занимался эвакуационным бизнесом. Ему принадлежало ООО «ГАПП 9», которое являлось оператором трех городских стоянок, говорится в самой первой публикации на антикоррупционном ресурсе SibPublicFaces.org. По данным сайта и его основателя Евгения Митрофанова, директор муниципального транспортного предприятия учредил «ГАПП 9» в 2005 году. Бизнес развивался легко и просто, поскольку компания была без конкурса выбрана управлением МВД по Новосибирской области для осуществления эвакуации и хранения автомобилей. Она сама устанавливала тарифы на эвакуацию машин, а также удобный график работы.

Когда общественники стали все больше внимания обращать на эвакуационный бизнес и штрафстоянки, Ильенко продал предприятие своей племяннице Маргарите Вахриной, утверждает Митрофанов. «Публикация про Ильенко вышла 29 декабря 2014 года, на тот момент все данные, что опубликованы на сайте, мы можем подтвердить документально, – говорит общественник, глава «Фонда защиты прав потребителей». – Сейчас, как стало известно, бизнес уже не принадлежит Маргарите Вахриной. Но сомневаюсь, что почетный автотранспортник окончательно вышел из такого прибыльного дела». 

Получить комментарий самого Валерия Ильенко не получилось. Помощница депутата Анна Ковалик, указала, что народный избранник очень занят и часто уезжает в командировки. «Есть официальные документы, где указано, что ни Валерий Павлович, ни его племянница, ни другой член его семьи или родственники к штрафстоянкам отношения не имеют», – сообщила девушка. Также не удалось узнать позицию председателя транспортного комитета Федора Николаева. За неделю, в течение которой корреспондент Сибкрай.ru пытался связаться с депутатом через помощника, застать Николаева на рабочем месте не удалось. 

Парковки 3.jpg

В обход 

Ильенко и Николаев блокировали законопроект, не давая ему выйти за пределы обсуждения в комитете. Однако этот блок Максиму Леоненко удалось пробить. Вернее, обойти. 26 марта на очередной сессии Заксобрания он предложил создать межфракционную рабочую группу для обсуждения поправок.

Тогда противники напомнили, что ранее закон не рассматривался из-за недовольства прокуратуры и ГИБДД. Эти ведомства выступают против нового документа, хотя та же прокуратура еще год назад его поддерживала. Надзорный орган теперь придерживается позиции, что нынешние правила не ущемляют интересы автомобилистов, ведь они все-таки могут до определенного момента прекратить эвакуацию, а вот интересы бизнеса нужно защитить, так как спецорганизации несут экономические потери с самого начала процесса, включая расходы на топливо, оплату труда, эксплуатацию и ремонт техники.
 
«С начала этого года законопроекты должны проходить оценку регулирующего воздействия на бизнес,  – поясняет Максим Леоненко. – И эксперты посчитали, что наш законопроект навредит. Хотя разговаривал со специалистами штрафстоянок, они уверяют, что серьезных последствий для них не будет».

Новая рабочая группа, которая будет дорабатывать закон, уже создана. В нее вошли члены общественных организаций, депутаты Заксобрания, представители правительства региона. Очередное рассмотрение документа должно пройти на заседании профильного комитета в мае.
Поправки в закон об эвакуации автомобильного транспорта «буксуют» в Законодательном собрании Новосибирской области. Одни депутаты предлагают «смягчить режим» для автомобилистов и дать им возможность забрать свою машину до того, как эвакуатор тронется с места. Другие народные избранники проявляют особую заботу об эвакуационном бизнесе, который приносит своим владельцам, по некоторым подсчетам, порядка 120 миллионов рублей в год. Между тем, в городе все чаще возникают конфликты на парковках, и процветает бизнес «помощников», которые наживаются на проблемах водителей.

10 марта. Вещи добровольцев и гуманитарный груз быстро загрузили в автомобиль. Активисты патриотического движения «Русский прорыв» через пару часов должны были отправиться на Украину. «Мы припарковали автомобиль напротив кинотеатра «Маяковский», а сами пошли встречать ребят, возвращавшихся с краткосрочной побывки дома на Донбасс, – пишет в своем «ЖЖ» Андрей Шевченко. – Отсутствовали приблизительно минут 30. Вернувшись, мы не обнаружили автомобиля, а на месте, где стояла наша машина, находился совсем другой автомобиль, из которого вышли трое ребят и без лишних предисловий предложили всего за две тысячи рублей вернуть быстро, в течение часа, наше авто».  

Андрей согласился. Времени разбираться не было, поездка оказалась под угрозой срыва. «Серега, так представился наш «спаситель», честно глядя нам в глаза, заявил: «Те, кто уже платил через кассу, те с удовольствием соглашаются на наши услуги», – рассказывает новосибирец.

Сначала Сергей поехал на штрафстоянку и забрал там протоколы о нарушении правила дорожного движения. Затем отправился в отдел ГИБДД на Ленина 50. Пока автомобиль проверяли на наличие других штрафов и выписывали новый (тысяча рублей), «спаситель» разоткровенничался. Говорил, что это очень неплохой бизнес – семь платных стоянок, 18 эвакуаторов. В этом убедился и Шевченко. 

Оставалось только приехать на штрафстоянку, оплатить «услуги» эвакуатора и забрать свой автомобиль. До ближайшей остановки общественного транспорта от самой стоянки, кстати, минимум 30 минут пешком, а за это время владельцы машин платят. В итоге за парковку в неположенном месте пришлось отдать 4,6 тысячи рублей: тысяча рублей – штраф, 1,6 тысячи – эвакуатор и стоянка, две тысячи – помощь Сереги. «Самое интересное, что из этой суммы само государство получило в виде штрафа только одну тысячу рублей, а 3600 забрали за сомнительные услуги», – подводит итоги Андрей.

Парковки 4.jpg

Таких историй в Новосибирске становится все больше. Анна долго не могла найти место для парковки. Ей надо было завести документы в офис бизнес-партнеров. Пришлось оставить машину в неположенном месте. Через пять минут девушка вернулась, но уехать не смогла – ее автомобиль уже грузили на эвакуатор. 

«После того, как сотрудники ГИБДД уехали, ко мне подошел таксист и предложил за пять тысяч все уладить быстро. Я отказалась. Не было таких денег, – рассказывает она. –  Это был ад. Все инстанции, которые надо посетить, находятся в разных частях города. Я потратила семь часов, чтобы вернуть автомобиль. В итоге эвакуация обошлась мне в 15 тысяч, потерянный рабочий день и испорченные туфли, потому что стоянка находится далеко, пока добралась, сломала каблук. Я считаю, что у водителя должна быть возможность до последнего забрать свою машину и заплатить штраф только за неправильную парковку. Ведь мы нарушаем, потому что в городе действительно негде оставить авто».

Парковки 5.jpg

Эксперты отмечают, ситуация вокруг эвакуации в городе становится все более напряженной. Почти каждую неделю появляются «паркмены» – водители, которые активно препятствуют эвакуации своих автомобилей. И примечательно, что новосибирские суды первыми в России начали выносить в отношении таких автовладельцев решения об административном аресте. 

Последний конфликт между водителем и эвакуаторщиками был 20 апреля. Водитель Олег Якимов уверял, что он подоспел к машине до того, как ее начали грузить на эвакуатор. Хозяин попытался сесть в машину, но ему помешали, завязалась драка. В итоге автолюбителя доставили в районный отдел полиции. 

В поисках точки невозврата

В сентябре 2014 года депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля и Максим Леоненко предложили изменить порядок эвакуации и подготовили ряд поправок в областной закон. В новом документе разработчики постарались закрепить основные понятия эвакуации, которых нет сейчас: транспортное средство, владелец, начало перемещения машины. Но самое главное, их поправки дают возможность водителям забрать свой автомобиль до начала движения спецтехники. Сейчас «точкой невозврата» считается момент погрузки машины на эвакуатор. Общественники эту идею сразу поддержали.

«В предложенных поправках есть концептуально важная вещь, – говорит Алексей Носов, ответственный секретарь «Авто-Мото Ассоциации», – это социальная ориентированность. В Москве уже давно действует правило, что до тех пор, пока эвакуатор не уехал, машину можно забрать. У новосибирских водителей сейчас забирают время, хотя, пока грузят и оформляют, не меньше десяти минут проходит. К тому же предложенные поправки полезны и с точки зрения эффективности эвакуации. Ведь это не дополнительная мера наказания водителя, а обеспечительная. Цель всего действия – убрать с дороги машины, которые мешают проезду. Если автомобили начнут отдавать, конечно, штраф за неправильную парковку никто не отменял, то это если не вдвое, то в полтора раза точно ускорит процесс расчистки улиц».

Парковки 2.JPG

В апреле активисты Народного фронта провели независимый мониторинг работы эвакуаторов на улицах Новосибирска. По их наблюдениям, только каждый шестой автовладелец успевает вернуть свою машину до начала погрузки. «Когда проходил рейд ОНФ, удалось зафиксировать 12 эвакуаций, – рассказывает депутат Законодательно собрания Максим Леоненко. – Из них только один автомобиль увезли без хозяина, в остальных случаях владельцы подошли до отъезда спецтехники, только двум просто выписали штраф и вернули машину. В Москве отдают каждый третий автомобиль, в Новосибирске каждый шестой. Если бы действовали поправки, то еще девять водителей заплатили бы штраф за неправильную парковку и уехали, а эвакуатор мог бы дальше убирать другие авто».

Активисты ОНФ подсчитали примерный доход от эвакуационного бизнеса. По их данным, в Новосибирске ежедневно на штрафстоянки привозят от 150 автомобилей. При тарифе за услуги спецтехники в 1,5 тысячи рублей с машины получается 225 тысяч рублей в день. Плюс доход от штрафстоянок (кстати, в новой редакции закон запрещает устанавливать дифференцированные тарифы; инициаторы поправок настаивают на единой сумме, независимо от времени суток). В итоге за год владельцы бизнеса должны зарабатывать примерно 120 миллионов рублей. При этом никакой ответственности за повреждения автомобилей. Поэтому в поправках депутаты также предложили обязать службу эвакуации грузить автомобиль только с помощью крана и тросов, зацепленных за колеса.

«Предложенный депутатами способ эвакуации – это вторая важная вещь в новом документе, – рассуждает Алексей Носов. – У нас сейчас применяется лебедка и способ волочения автомобиля, что запрещено правилами эксплуатации как автомобиля с АКПП, так и на механике. Все это чревато  серьезными поломками и дорогостоящим ремонтом. Случаи уже были, когда ущерб при эвакуации составил 200 тысяч рублей, и тут уже штраф за парковку становится смешным». 

Законопроект есть, общественность поддерживает, но документ в Законодательном собрании Новосибирской области «буксует». Против инициативы Юрия Зозули и Максима Леоненко выступили председатель комитета по транспортной политике Федор Николаев и вице-спикер Валерий Ильенко. 

«Почетный автотранспортник»

В недалеком прошлом Валерий Ильенко сам занимался эвакуационным бизнесом. Ему принадлежало ООО «ГАПП 9», которое являлось оператором трех городских стоянок, говорится в самой первой публикации на антикоррупционном ресурсе SibPublicFaces.org. По данным сайта и его основателя Евгения Митрофанова, директор муниципального транспортного предприятия учредил «ГАПП 9» в 2005 году. Бизнес развивался легко и просто, поскольку компания была без конкурса выбрана управлением МВД по Новосибирской области для осуществления эвакуации и хранения автомобилей. Она сама устанавливала тарифы на эвакуацию машин, а также удобный график работы.

Когда общественники стали все больше внимания обращать на эвакуационный бизнес и штрафстоянки, Ильенко продал предприятие своей племяннице Маргарите Вахриной, утверждает Митрофанов. «Публикация про Ильенко вышла 29 декабря 2014 года, на тот момент все данные, что опубликованы на сайте, мы можем подтвердить документально, – говорит общественник, глава «Фонда защиты прав потребителей». – Сейчас, как стало известно, бизнес уже не принадлежит Маргарите Вахриной. Но сомневаюсь, что почетный автотранспортник окончательно вышел из такого прибыльного дела». 

Получить комментарий самого Валерия Ильенко не получилось. Помощница депутата Анна Ковалик, указала, что народный избранник очень занят и часто уезжает в командировки. «Есть официальные документы, где указано, что ни Валерий Павлович, ни его племянница, ни другой член его семьи или родственники к штрафстоянкам отношения не имеют», – сообщила девушка. Также не удалось узнать позицию председателя транспортного комитета Федора Николаева. За неделю, в течение которой корреспондент Сибкрай.ru пытался связаться с депутатом через помощника, застать Николаева на рабочем месте не удалось. 

Парковки 3.jpg

В обход 

Ильенко и Николаев блокировали законопроект, не давая ему выйти за пределы обсуждения в комитете. Однако этот блок Максиму Леоненко удалось пробить. Вернее, обойти. 26 марта на очередной сессии Заксобрания он предложил создать межфракционную рабочую группу для обсуждения поправок.

Тогда противники напомнили, что ранее закон не рассматривался из-за недовольства прокуратуры и ГИБДД. Эти ведомства выступают против нового документа, хотя та же прокуратура еще год назад его поддерживала. Надзорный орган теперь придерживается позиции, что нынешние правила не ущемляют интересы автомобилистов, ведь они все-таки могут до определенного момента прекратить эвакуацию, а вот интересы бизнеса нужно защитить, так как спецорганизации несут экономические потери с самого начала процесса, включая расходы на топливо, оплату труда, эксплуатацию и ремонт техники.
 
«С начала этого года законопроекты должны проходить оценку регулирующего воздействия на бизнес,  – поясняет Максим Леоненко. – И эксперты посчитали, что наш законопроект навредит. Хотя разговаривал со специалистами штрафстоянок, они уверяют, что серьезных последствий для них не будет».

Новая рабочая группа, которая будет дорабатывать закон, уже создана. В нее вошли члены общественных организаций, депутаты Заксобрания, представители правительства региона. Очередное рассмотрение документа должно пройти на заседании профильного комитета в мае.