Лента новостей

Все новости

Популярное

Авторы акции «Выбери русское» объяснили плакаты в метро

 

«После размещения в метро плакатов «Выбери русское» и новостей на городских порталах к нам, как одним из инициаторов размещения, стали обращаться журналисты, а комментаторы на сайтах спорят и гадают, что все это значит. 

Инициатива размещения плакатов и создания группы vk.com/vyberi_russkoe принадлежит нескольким новосибирцам, за всех говорить не можем, за всех говорят сами плакаты. Но можем изложить свою точку зрения. Благодарим портал Сибкрай.ru за возможность обратиться к социально активной аудитории. 

О поддержке отечественного производителя

Нам говорят, что всего лишь один год эмбарго не сделает погоду в российском сельском хозяйстве. Что лишь в нескольких товарных группах есть прямая конкуренция, что гречка конкурирует с российской же гречкой, а оливки не перенесут русской зимы. Что во многих продуктах российской пищевой промышленности большинство полуфабрикатов иностранные. Что у местного производителя собственник может быть иностранным, вспомним шоколад «Россия – щедрая душа», который Nestle. Что даже если собственник местный, все выведено в оффшор. 

И все это чистая правда. Одна нога другой короче и косые глаза. Только, как говорят: любовь зла, полюбишь и козла! Наверное, каждый из нас знает несколько хороших местных производителей, покупать их не всегда удобно, в ближайшем супермаркете их может не оказаться, но еще раз – любовь зла. Может быть, мало зла? Еще немного больше, и мы чаще будем выбирать то хорошее, до чего обычно ленимся дойти или доехать, а в общепите вместо Bon Aqua будут спрашивать, а кто и требовать, «Норингу», «Святой Источник» или другую местную воду. 

Толчком к акции, оформившим подспудное, еще невербализованное недовольство моделью потребления, главенствующей в постсоветском социуме, стал репортаж НГС о том, что за первые субботу и воскресенье работы Макдональдса, его посетило более 30 тысяч человек. Когда смотришь на эти очереди в Новосибирске, точно такие же дикие, как и 23 года назад на открытии Макдональдса у Красной площади, возникает ощущение, что сменилось поколение, а модель потребления не изменилась. Конечно, с поправкой на возросшее благосостояние.

И все бы ничего, норма эта не уникальна, она для всего мира такая. Бедные ломятся на распродажи, состоятельные – за новейшим айфоном, одинаково толкая друг друга локтями. Ну а чем мы хуже? Такая новая мировая религия, моллы – новые храмы, в русском языке молл и молиться, по иронии, звучат как однокоренные слова. И все же хочется, чтоб мы были лучше, нормальное такое желание. И если уж реализовываться через потребление – норма, то давайте добавим к этому немножко осмысленности. 

Протекционизм потребительский и протекционизм государственный существует во многих странах. Для жителей Сибири ярким примером государственного протекционизма является Таиланд, наша туристическая страна №1. Потребительский же протекционизм – это когда покупатель предпочитает выбирать товар местного производства, несмотря даже на разницу в цене. Австралия – один из примеров такого потребительского поведения. Задачи протекционизма государственного, нам, группе товарищей, несоразмерны, поэтому мы зашли снизу.

2.jpg

О русском

Александр Хабаров, наш давний хороший знакомый, подкалывает в фейсбуке: «Костя, а если в Адыгее сделано, или в Удмуртии, то как быть? Чуешь несостыковочку?». Андрей отвечает: «А скажи, почему адыгейское или удмуртское вдруг не русское? Баварское – не немецкое? А Бордо, например, – не французское вино?»

Действительно, кто достаточно прилежно учился в школе, знает, что «русский» означает не именно принадлежность к этническим русским, это также и принадлежность к русскому миру, русскому экономическому и культурному пространству. Мы говорим, что Барклай-де-Толли и Багратион – великие русские полководцы, Бродский – великий русский поэт, Цой – легенда русского рока, а Павел Дуров « великий русский ИТ-предприниматель. Шотландец, грузин, еврей, кореец, русский – и все русские. 

Пускай в школе не учат в суждениях о современной политике различать интересы семьи, народа и государства, классов, сословий и кланов, различать этнос и нацию, русский мир и постсоветское пространство, цивилизацию и мир-систему. Обратимся к достаточно общему понятию «пространство». Мы говорим «великие русские», потому что велик их вклад в русское пространство, которое потому и пространство, что оно сверх(велико)русское, открытое для разных культур и этносов, имеет многовековые традиции их плодотворного взаимодействия. 

Об опасности «русского» в данном случае

«Нет ли опасения, что обвинят в национализме?», – спрашивает Елена, журналист Sibnet.ru. Обязательно обвинят, Елена, причем не в национализме, а именно нацизме. Части почтенной публики, причем той части, что нередко задает тон в социальных сетях, приведенных разъяснений будет недостаточно, нас спросят, что это за дивный «русский мир», может быть это лишь грязная имперская политика, прикрытая фиговым листиком национализма, или еще бог весть что! Плакаты летят как стрелы, щекоча нервы и разбивая сердца сотен приличных людей, вот лишь один из них, известный художник Константин Скотников: «Конечно, раздувание щек и разжигание неприязни к инородцам, казалось бы, не так страшно... Но неприятно! Ведь, дети смотрят! А им еще предстоит заинтересоваться Польшей! Любимой Польшей! Ее культурой, природой, языком, а главной – людьми! Краснодар, может быть, и «лучше» Польши, но зато... Польша, знаете ли, интереснее Краснодара». 

1.jpg

В конечном счете, нам скажут, что плакаты «Выбери русское» не луч света в темном царстве, а самый что ни есть раскол и мрак. Отвечаем. Детей – в школу и к родителям, а акция эта не про национальную политику, она все же о политике потребления. В связи с этим серьезный разговор о национальной политике тут не вполне уместен. Однако можем поделиться некоторыми соображениями на уровне языка, они будут приведены в следующем разделе. 

О русском и российском

«Россияне» в наши дни воспринимается как официоз и насмешка; «многонациональный народ России», как написано в Конституции, напоминает осьминога, только в центре почему-то не Россия, а Метрополия, и от нее щупальца с присосками – народы; «великий русский народ» более цельно и одухотворенно, но пафосно и несовременно; просто «русские» слишком близко к этносу. 

И все же, мы выбрали «русское», а не «российское». Почему? 

«Выбери российское» – это только покупай, только пассивная роль. «Делай российское!», – глупо звучит, не правда ли? 

«Выбери русское» –  это не только покупай, но и делай. «Делай русское, делай по-русски!», в этом есть человеческий и экономический потенциал.

Андрей Щербинин, аналитик 
Константин Федоров, ИТ менеджер, маркетолог»
«После размещения в метро плакатов «Выбери русское» и новостей на городских порталах к нам, как одним из инициаторов размещения, стали обращаться журналисты, а комментаторы на сайтах спорят и гадают, что все это значит. 

Инициатива размещения плакатов и создания группы vk.com/vyberi_russkoe принадлежит нескольким новосибирцам, за всех говорить не можем, за всех говорят сами плакаты. Но можем изложить свою точку зрения. Благодарим портал Сибкрай.ru за возможность обратиться к социально активной аудитории. 

О поддержке отечественного производителя

Нам говорят, что всего лишь один год эмбарго не сделает погоду в российском сельском хозяйстве. Что лишь в нескольких товарных группах есть прямая конкуренция, что гречка конкурирует с российской же гречкой, а оливки не перенесут русской зимы. Что во многих продуктах российской пищевой промышленности большинство полуфабрикатов иностранные. Что у местного производителя собственник может быть иностранным, вспомним шоколад «Россия – щедрая душа», который Nestle. Что даже если собственник местный, все выведено в оффшор. 

И все это чистая правда. Одна нога другой короче и косые глаза. Только, как говорят: любовь зла, полюбишь и козла! Наверное, каждый из нас знает несколько хороших местных производителей, покупать их не всегда удобно, в ближайшем супермаркете их может не оказаться, но еще раз – любовь зла. Может быть, мало зла? Еще немного больше, и мы чаще будем выбирать то хорошее, до чего обычно ленимся дойти или доехать, а в общепите вместо Bon Aqua будут спрашивать, а кто и требовать, «Норингу», «Святой Источник» или другую местную воду. 

Толчком к акции, оформившим подспудное, еще невербализованное недовольство моделью потребления, главенствующей в постсоветском социуме, стал репортаж НГС о том, что за первые субботу и воскресенье работы Макдональдса, его посетило более 30 тысяч человек. Когда смотришь на эти очереди в Новосибирске, точно такие же дикие, как и 23 года назад на открытии Макдональдса у Красной площади, возникает ощущение, что сменилось поколение, а модель потребления не изменилась. Конечно, с поправкой на возросшее благосостояние.

И все бы ничего, норма эта не уникальна, она для всего мира такая. Бедные ломятся на распродажи, состоятельные – за новейшим айфоном, одинаково толкая друг друга локтями. Ну а чем мы хуже? Такая новая мировая религия, моллы – новые храмы, в русском языке молл и молиться, по иронии, звучат как однокоренные слова. И все же хочется, чтоб мы были лучше, нормальное такое желание. И если уж реализовываться через потребление – норма, то давайте добавим к этому немножко осмысленности. 

Протекционизм потребительский и протекционизм государственный существует во многих странах. Для жителей Сибири ярким примером государственного протекционизма является Таиланд, наша туристическая страна №1. Потребительский же протекционизм – это когда покупатель предпочитает выбирать товар местного производства, несмотря даже на разницу в цене. Австралия – один из примеров такого потребительского поведения. Задачи протекционизма государственного, нам, группе товарищей, несоразмерны, поэтому мы зашли снизу.

2.jpg

О русском

Александр Хабаров, наш давний хороший знакомый, подкалывает в фейсбуке: «Костя, а если в Адыгее сделано, или в Удмуртии, то как быть? Чуешь несостыковочку?». Андрей отвечает: «А скажи, почему адыгейское или удмуртское вдруг не русское? Баварское – не немецкое? А Бордо, например, – не французское вино?»

Действительно, кто достаточно прилежно учился в школе, знает, что «русский» означает не именно принадлежность к этническим русским, это также и принадлежность к русскому миру, русскому экономическому и культурному пространству. Мы говорим, что Барклай-де-Толли и Багратион – великие русские полководцы, Бродский – великий русский поэт, Цой – легенда русского рока, а Павел Дуров « великий русский ИТ-предприниматель. Шотландец, грузин, еврей, кореец, русский – и все русские. 

Пускай в школе не учат в суждениях о современной политике различать интересы семьи, народа и государства, классов, сословий и кланов, различать этнос и нацию, русский мир и постсоветское пространство, цивилизацию и мир-систему. Обратимся к достаточно общему понятию «пространство». Мы говорим «великие русские», потому что велик их вклад в русское пространство, которое потому и пространство, что оно сверх(велико)русское, открытое для разных культур и этносов, имеет многовековые традиции их плодотворного взаимодействия. 

Об опасности «русского» в данном случае

«Нет ли опасения, что обвинят в национализме?», – спрашивает Елена, журналист Sibnet.ru. Обязательно обвинят, Елена, причем не в национализме, а именно нацизме. Части почтенной публики, причем той части, что нередко задает тон в социальных сетях, приведенных разъяснений будет недостаточно, нас спросят, что это за дивный «русский мир», может быть это лишь грязная имперская политика, прикрытая фиговым листиком национализма, или еще бог весть что! Плакаты летят как стрелы, щекоча нервы и разбивая сердца сотен приличных людей, вот лишь один из них, известный художник Константин Скотников: «Конечно, раздувание щек и разжигание неприязни к инородцам, казалось бы, не так страшно... Но неприятно! Ведь, дети смотрят! А им еще предстоит заинтересоваться Польшей! Любимой Польшей! Ее культурой, природой, языком, а главной – людьми! Краснодар, может быть, и «лучше» Польши, но зато... Польша, знаете ли, интереснее Краснодара». 

1.jpg

В конечном счете, нам скажут, что плакаты «Выбери русское» не луч света в темном царстве, а самый что ни есть раскол и мрак. Отвечаем. Детей – в школу и к родителям, а акция эта не про национальную политику, она все же о политике потребления. В связи с этим серьезный разговор о национальной политике тут не вполне уместен. Однако можем поделиться некоторыми соображениями на уровне языка, они будут приведены в следующем разделе. 

О русском и российском

«Россияне» в наши дни воспринимается как официоз и насмешка; «многонациональный народ России», как написано в Конституции, напоминает осьминога, только в центре почему-то не Россия, а Метрополия, и от нее щупальца с присосками – народы; «великий русский народ» более цельно и одухотворенно, но пафосно и несовременно; просто «русские» слишком близко к этносу. 

И все же, мы выбрали «русское», а не «российское». Почему? 

«Выбери российское» – это только покупай, только пассивная роль. «Делай российское!», – глупо звучит, не правда ли? 

«Выбери русское» –  это не только покупай, но и делай. «Делай русское, делай по-русски!», в этом есть человеческий и экономический потенциал.

Андрей Щербинин, аналитик 
Константин Федоров, ИТ менеджер, маркетолог»