«Честно скажу, мы не ожидали этого политического резонанса, что столько внимания будет уделено гражданским обществом, СМИ. – заявил перед началом общественных слушаний Александр Морозов, лидер фракции «Единая Россия», у которой в Законодательном собрании Новосибирской области большинство. – Я думаю, это определенные ожидания того, что человек, избранный на пост омбудсмена, будет серьезной фигурой в общественном процессе Новосибирской области».
Он также отметил, что фракция будет принимать решение, за кого голосовать, 22 апреля. И выбор из двух – Алексей Осипов, которого предложил губернатора Василий Юрченко, и общественник Ростислав Антонов, выдвинутый единороссом Алексеем Александровым. «Мне трудно сказать, каким оно будет. Конечно же, мы не будем снимать с пробега ту или иную кандидатуру, даже если это было сделано по инициативе одного нашего однопартийца. Никаких политических выводов не будет», – указал Морозов.
Национализм и политзаключенные
Активист «Русского общественного движения» Ростислав Антонов в выступлении сделал акцент на то, что в своей работе намерен, в первую очередь, опираться на гражданское общество и законодательную власть. И немедленно получил вопрос от депутата Евгения Покровского («Единая Россия»): «Я так и не услышал, на какие ветви власти вы собираетесь опираться в своей работе. Как я понимаю, вы отвергли опору в лице исполнительной власти и собираетесь базироваться только на законодательной?»
«Я не говорил, что не буду работать с администрацией Новосибирской области, – возразил Антонов. – Из-за краткости выступления я обозначил только основные точки опоры. Что касается взаимодействия с другими ветвями власти, это, конечно, прежде всего, правоохранительные органы, это администрация Новосибирской области, это муниципалитеты. Все ветви власти».
Член Общественной палаты Новосибирской области Олег Пучков припомнил Антонову его политические взгляды. «Вы являетесь руководителем национал-демократической партии. Каким образом вы будете строить свою работу с иностранными гражданами, а также с россиянами неправославного вероисповедания?» – поинтересовался Пучков.
«По закону, – ответил Антонов. – У нас есть Конституция РФ, где заложено равенство всех граждан перед законом, есть закон об уполномоченном по правам человека. И если я не буду соответствовать его требованиям, по каким-то личным мотивам отказывать человеку в помощи, следовательно, я не достоин занимать эту должность».
«Представляя вас, депутат Александров сказал, что вы являетесь одним из защитников политических заключенных. Могу ли я уточнить, каких?» – спросил депутат Валерий Ильенко («Единая Россия»).
«Я был одним из организаторов экологической акции в Новокузнецке, и там полиция задержала заявителя акции, мы не могли его найти. Он несколько часов без всякого обоснования находился в СИЗО. Мы объехали все отделения полиции, нашли его и вытащили оттуда», – привел пример Антонов.
Также активист «РОД-Сибирь» рассказал, что в Барнауле с его помощью удалось привлечь к ответственности сотрудников полиции, разогнавших санкционированный митинг, об оказании правовой помощи Андрею Терехину, поддержке фигурантов «болотного» дела.
«Какие это политзаключенные, это нарушители правопорядка!» – отреагировал на ответ Антонова депутат.
Депутата Владимира Захарова (ЛДПР) заинтересовало образование кандидата: «Данная должность предполагает глубокое знание юриспруденции. Отсутствие образования вам не помешает?»
«Я считаю, что это будет моим основным преимуществом, – парировал Антонов. – Я вижу ситуацию не как юрист, а прежде всего как человек, гражданин, и поэтому мне это позволяет смотреть шире, чем просто человеку с юридическим образованием».
Аполитичная оппозиция
Ведущая телепрограммы «Прецедент» Светлана Воронкова в пятиминутном выступлении отметила, что, в первую очередь, намерена заниматься проблемами инвалидов, детей-сирот и обманутых дольщиков.
Поскольку Воронкову на пост омбудсмена выдвинула фракция КПРФ, депутат Вячеслав Смагин (ЛДПР) спросил ее, какое отношение она имеет к этой партии.
«Я глубоко аполитичный человек, – ответила телеведущая. – С КПРФ мы очень часто пересекались не в политических темах, а в конкретных ситуациях, когда нужно было решать проблемы конкретных людей. Если нужно, я буду работать с любой фракцией».
Председатель Новосибирского отделения Всероссийского общества инвалидов Игорь Галл-Савальский задал Воронковой вопрос, имеющий отношение к его профессиональной деятельности: «Вы в списке приоритетов назвали отношение к людям с ограниченными возможностями. Совершенно очевидно, что для решения этой проблемы нужна консолидация общества и власти. Из вашего выступления ясно, что вы человек достаточно оппозиционный, жесткий. Готовы ли вы к взаимодействию с властью?»
«Слухи о моей оппозиционности несколько преувеличены, – подчеркнула Воронкова. – Что такое разумный компромисс, я знаю очень хорошо. Все ситуации, когда я вела себя достаточно жестко, провоцировались не мной. Просто я, в отличие от многих, умею отстоять свою позицию, позицию тех людей, в интересах которых я работаю».
«Секретный» омбудсмен
Профессора Алексея Осипова выдвинули сразу два «субъекта»: губернатор и областная Общественная палата. Заведующий кафедрой управления и права СГГА назвал главным трендом социальные права людей и пообещал вплотную заняться недостатками в правоприменительной системе.
Депутат Артем Скатов (КПРФ) заинтересовался деятельностью Осипова в Общественной палате. «Когда на прошлой неделе рассказывали обо всех кандидатах, звучала информация, что вы оказывали содействие защитникам Нарымского сквера от строительства на его территории гостиницы и других объектов. Я три года состою в этой организации, и ни разу вас там не встречал, – удивился депутат. – Я спрашивал у старожилов, они тоже про вас ничего не слышали».
«Это как раз отличие деятельности Общественной палаты от гражданских активистов, которые работают на улице, – пояснил Осипов. – Мы на заседаниях палаты принимали обращение в адрес властей, и с нашим мнением власти посчитались. Сейчас строительство приостановлено, и надо этот вопрос довести до конца. Там не место высотному строительству. Там мамки с детьми должны гулять, пенсионеры, просто молодежь».
Тему продолжил бывший коллега Скатова по фракции, а в настоящее время независимый депутат Андрей Жирнов: «Вы рассказали, как участвовали в защите Нарымского сквера, но для многих защитников сквера, жителей, это было удивлением. В своей деятельности на посту омбудсмена вы планируете так же секретно защищать права граждан? И второй вопрос. Как вы будете строить отношения с областным правительством? Если, допустим, ваш ученик Виктор Иванович Козодой будет в чем-то не прав, вы чью сторону будете принимать?»
«Я в армии был замкомвзвода. В чем особенность этой должности? Если бежать на каждого жаловаться начальству, то ни начальство, ни личный состав тебя не будет уважать. Если будешь прогибаться перед своими подчиненными, то вы знаете поговорку: куда ни целуй, кругом… – сделал Осипов красноречивую паузу. – Поэтому я ни перед кем не собираюсь прогибаться. Более того, Виктор Иванович меня все время ругает: «Алексей Григорьевич, вы бы что-нибудь доброе сказали в мой адрес, а вы все нудите».
Народное голосование – i.sibkray.ru
«В начале апреля был жестоко избит председатель Союза журналистов Новосибирской области Андрей Челноков, – напомнил Вячеслав Смагин. – Все хорошо понимают, что он выжил чудом. Человек, который, наверное, очень неудобен был власти. Каковы будут ваши действия на этом посту в отношении данного инцидента. Что вы будете делать для того, чтобы расследование проводилось качественно?»
«В моей программе на первом месте стоит право человека на жизнь. Мы должны сделать все, чтобы оно было защищено, – отметил профессор. – Мы будем контролировать вещи, связанные с насильственным уходом людей из жизни, с исчезновениями людей. Это очень больной вопрос. И, конечно, такие резонансные дела будут предметом нашего рассмотрения. Но возможность довести это дело до ума, безусловно, есть. Но основная задача лежит на правоприменительных органах».
Имущество за границей – категория нравственная?
Адвокат Инэсса Рябинина, выдвинутая на пост омбудсмена фракцией «Справедливая Россия», в своем выступлении пообещала вести работу в районах области и формировать у граждан доверие к власти.
Неожиданный вопрос Рябининой задал председатель общественно-наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания Владимир Попков:
– Госпожа Инэсса, сейчас широко обсуждаются НКО, которые якобы признаны иностранными агентами. В том числе и «Голос», с которым вы сотрудничаете. Уполномоченный по правам человека – это лицо государственное. Что вы будете делать с имуществом за границей?
– Чьим? – изумилась Инесса Рябинина.
– Своим, – строго сказал Попков.
– У меня нет имущества за границей. Я, конечно, знакома с руководителем «Голоса» Галиной Ивановой, но я никогда не состояла в данной организации. Поэтому мне сложно сказать, что они будут делать со своим имуществом.
«В вашу поддержку поступило много писем от религиозных организаций, – отметил Евгений Покровский. – Учитывая, что депутаты тоже глубоко верующие люди, за исключением наших коллег из КПРФ, я бы хотел узнать, почему именно религиозные организации о вас хлопочут?»
«Я считаю, что это честь, когда подобные организации, без выделения конфессии, доверяют мне вопросы нравственности, – ответила Рябинина. – Любая религия является сундуком хранения нравственности своего народа и своей истории».
Владимир Захаров попытался узнать, кому из остальных кандидатов доверила бы этот пост сама Рябинина. «Никому, только себе. Потому что юридическая общественность ждет именно юриста-практика на этой должности. И я им это обещала», – сообщила Рябинина.
«Немножечко подталкивать чиновников»
Кандидатуру юриста Андрея Чистякова выдвинул его собственный работодатель – председатель Федерации профсоюзов Новосибирской области, депутат Александр Козлов. Первое, что собирается сделать Чистяков – заключить соглашения со всеми заинтересованными сторонами. По его словам, это и областное правительство, и Заксобрание, Роспотребнадзор, жилищная инспекция, прокуратура. Список на этом не заканчивается.
Владимир Захаров заинтересовался, почему, занимая высокий пост в профсоюзной организации, Чистяков не может реализовать эти планы, и зачем ему понадобился пост омбудсмена.
«Если программа деятельности профсоюзов будет реализована, мы считаем, что ее можно будет транслировать на более высоком государственном уровне, сделать более эффективной. А вообще, вы объявили конкурс на эту должность – я откликаюсь», – ответил Чистяков.
«Вы историк по образованию, Ленина цитировали, в профсоюзах работаете, – польстил кандидату депутат Анатолий Кубанов («Справедливая Россия»). – Можно ли, на ваш взгляд, в условиях достаточно жесткого полицейско-буржуазного государства говорить об эффективной защите прав гражданина?» «Вот такие у нас настроения», – прокомментировал этот вопрос Александр Морозов.
«Законы и права на самом деле – надстройка, а базис – это экономика. И политика – это концентрированное выражение экономики. Я бы не стал утверждать, что у нас полицейское государство. Но если создать определенную правозащитную систему, определиться, насколько все заинтересованы в реализации этих прав, если немножечко подталкивать чиновников, которые в периоды экономических трудностей не замечают права граждан, эта система будет действовать эффективно», – сказал Андрей Чистяков.
Напомним, утверждение уполномоченного по правам человека Новосибирской области запланировано на сессии 25 апреля.