«У нас все прошло спокойно и без эксцессов, – рассказал Сибкрай.ru председатель правления НОО «Гуманитарный проект» Денис Камалдинов. – Пришел молодой человек, показал удостоверение сотрудника МВД и попросил предоставить документы. Мы сделали копии, заверили их и передали. Почти все эти документы есть в открытом доступе, так что ничего экстраординарного я здесь не вижу».
Директор НП «Институт развития прессы – Сибирь» Виктор Юкечев пожаловался на сжатые сроки, обозначенные прокуратурой. «Предписание нам принесли в 11.00, а в 17.00 того же дня мы должны были им все документы предоставить, – рассказал Юкечев. – Хорошо, что у нас было все требуемое. Но, тем не менее, мы потратили несколько часов на снятие копий».
«Вот и к нам скоро придет прокурорская проверка, с утра позвонили, жду! – рассказала исполнительный директор Межрегионального общественного фонда «ГОЛОС-Сибирь» Галина Иванова. – Не успели приостановить с сегодняшнего дня налоговую проверку, а тут как тут другие службы...»
В областной прокуратуре пояснили, что проверят абсолютно все общественные организации. «По заданию Генеральной прокуратуры проходят проверки всех общественных и религиозных объединений граждан, законность их деятельности, соответствие их уставных документов и реальной деятельности, расходование средств», – заявила старший помощник прокурора Новосибирской области, старший советник юстиции Наталья Маркасова. По ее словам, результаты проверки станут известны примерно после 20 апреля.
В официальном предписании, которое во время визитов в организации предъявляют сотрудники ведомства, говорится о «противодействии экстремизму». А просят они копии учредительных документов, документов на использование символики и «отчеты и иные документы об объемах получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества».
«Наверное, показывают, что знают организации, которые когда-либо получали финансирование из-за рубежа, – предположил Камалдинов. – Но поскольку мы много лет занимаемся профилактикой ВИЧ-инфекций, а в России на эти цели в принципе не выделяют денег, я считаю, что не стыдно их получать из иностранных источников. В любом случае, мы не являемся иностранными агентами – это не относится к организациям, которые работают в сфере здравоохранения и образования».
«Проверяющие говорят, что происходит поиск экстремистской деятельности НКО, – подчеркнул Виктор Юкечев. – Но всем известно, что это началось после того, как президент Путин, выступая на коллегии ФСБ, удивился, почему до сих пор не сформирован реестр иностранных агентов. После этого начались проверки во всех регионах. Между тем в законе, каким бы корявым он не был, все равно четко указано: для того, чтобы признать организацию иностранным агентом, должны совпасть критерии – это финансирование из зарубежных источников, занятие политической деятельностью, причем в интересах финансодателя. Поэтому под понятие «иностранный агент» подпадают далеко не все организации, получающие зарубежное финансирование».
«Если искать иностранных агентов, это надо было делать после 21 ноября 2012 года, когда этот закон вступил в силу, – считает Галина Иванова. – Но пока само Министерство юстиции отказывается регистрировать иностранных агентов. Был прецедент с общественной организацией в Татарстане. Они пришли и попросили зарегистрировать их, потому что они поддерживают активистов, которые выходили на Болотную площадь, и у них есть иностранное финансирование. Министерство юстиции не смогло этого сделать. Потому что понятие «политической деятельности» звучит так: любая деятельность, направленная на изменение ситуации. Но любая общественная организация, любой активист работает именно для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Мы до 21 ноября получали деньги из Москвы, которые аккумулировались там из разных источников. Но после этой даты мы занимаемся только сдачей отчетности».
Напомним, закон «об иностранных агентах» был принят в июле 2012 года. Согласно документу неправительственные организации, полностью или частично финансируемые из-за рубежа и занимающиеся политической деятельностью, должны быть включены в специальный реестр и детально отчитываться о своей работе. За неисполнение закона их ждут штрафы до миллиона рублей и даже уголовная ответственность – вплоть до лишения свободы на четыре года. Поправки не распространяются на НКО, занимающиеся благотворительностью, культурой, спортом, наукой, соцзащитой, экологией.