Лента новостей

Все новости

Популярное

Школы архитектора Крячкова были первой заявкой города на звание будущей столицы Сибири

 

Школы архитектора Крячкова были первой заявкой города на звание будущей столицы Сибири

Символично, что архитектурный каркас будущего крупнейшего научного центра составили двенадцать школ, построенных по проектам архитектора Крячкова. Современники свидетельствовали: именно с них началось формирование столичного облика города.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
Первую школу для детей мостостроителей тогда еще в поселке Александровском основал один из руководителей строительства Григорий Будагов в 1893 году. К 1908 году в Новониколаевске насчитывалось 14 начальных школ. Это были преимущественно церковно-приходские школы и двухклассные училища. Мест в них явно не хватало – около трети детей не могли получить даже самое низшее образование. Не лучше обстояли дела и со средним образованием: обучение в частном училище стоило очень дорого – 100 рублей в год. В 1910 году это училище из частного было преобразовано в городское, но специальным зданием оно не располагало, ученикам приходилось ютиться в неприспособленном частном доме.
Но, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: в 1909 году случился страшный пожар, уничтоживший едва ли не половину города. Трагедия взволновала всю страну, вызвав всплеск сочувствия и желания помочь новониколаевцам. На этой волне в 1910 году город получил ссуду – по разным данным, от 240 до 300 тысяч рублей. Предполагалось, что эти деньги город должен будет вернуть, но революция 1917 года избавила Новониколаевск от этой необходимости. На полученные деньги было решено спроектировать и построить двенадцать зданий начальных школ и одно реальное училище. Эту работу поручили Крячкову. Его соавтором в проектировании школьных зданий стал Казимир Лукашевский. Имя этого человека сегодня незаслуженно забыто, и известно о нем совсем не много (например, то, что именно он придумал «чешуйки» на куполе Новосибирского театра оперы и балета).
Проект был реализован в рекордные сроки. Всего за два года – в 1911-1912 годах были построены здания новосибирского торгового корпуса, реального училища и все двенадцать школьных зданий. Строительство велось из фирменного новониколаевского кирпича – продукции открытого в 1906 году кирпичного завода. Пять школ находились в центральной части города, четыре – в железнодорожной, и три – в Закаменке (будущий Октябрьский район). Они были рассчитаны на разное количество учеников – от 150 до 250. Расположение школ архитекторы тщательно продумали: практически от каждой точки в густонаселенной части города можно было добраться до одной из школ, преодолев расстояние не более 500-800 метров.
Большинство школ было спроектировано в стиле модерн с характерной для него асимметричностью, скругленными углами дверных и оконных проемов, сложными карнизами. Фасады части школ были полностью выполнены из красного кирпича, другие декорированы белыми оштукатуренными деталями: карнизами, наличниками, рустом (полоской шва) нижнего этажа.
Здания были оборудованы автономной системой освещения и отопления, водопроводом и канализацией, что для города было еще совсем в диковину.

Как спрятать школу
К счастью, большинство крячковских школ история пощадила, и их здания в том или ином виде сохранились до наших дней. Единственное исключение – школа на углу улиц Михайловской (ныне часть улицы Ленина) и Сибирской. Она была снесена в середине 70-х годов прошлого века при строительстве райисполкома Железнодорожного района.
Неподалеку от этого места, на улице Ленина, 22 (эта часть улицы раньше называлась Кузнецкой), располагалось здание начального училища на 150 учеников, построенное в стиле рационального модерна: асимметричный фасад, входная часть оформлена в виде башни, которая венчается куполом, на его верху находится шарик, опоясанный ободом. Похожие шары установлены на Краеведческом музее, – в модерне они символизировали земной шар и ставились только на очень серьезные представительские здания. Большие окна пропускают много света, в то же время школьники не мерзли, поскольку стены здания очень толстые. В правой «глухой» части были расположены служебные помещения, на красном кирпичном фоне сохранился белый картуш (скульптурное украшение в виде щита), где была высечена надпись «Городское начальное училище». В одноэтажной пристройке жил начальник училища. До 1980 года в здании располагалась школа № 25, затем оно было передано Новосибирскому театру кукол.
На улице Болдыревской (ныне Октябрьская) находилась начальная школа для девочек. Ее архитектурной особенностью является сложный треугольный фронтон с тремя оконными проемами. Ступенчатая композиция парапета своим шарообразным завершением перекликается с такими же вершинами угловых башенок. Здание по сей день используется по прямому назначению – в ней находится средняя школа № 3, носящая имя своего прославленного ученика Бориса Богаткова.
На углу улиц Семьи Шамшиных (бывшая Логовская) и Ядринцевской находилась начальное женское училище, рассчитанное на 150 учениц. Вход в здание абсолютно характерен для стиля модерн: полуциркульная арка, над которой расположено окно с витражом очень сложной формы. Это здание сохранило свой первоначальный вид, сегодня здесь располагается один из корпусов театрального института.
В здании школы по улице Серебренниковской (бывшей Александровской) увидеть историческую часть уже невозможно, в начале 30-х годов прошлого века при надстройке третьего этажа она была сглажена до коробочки. Изначально силуэт здания имел вытянутую форму с двумя доминантами: шатровым куполом с одной стороны и высокой четырехскатной крышей с треугольными скатами – с другой. Центральная часть сверху завершалась сегментным парапетом. В настоящее время здесь располагается средняя школа № 12.
Практически до неузнаваемости изменилась школа, находившаяся на углу Вагановской и Александровской улиц (ныне – Фрунзе и Мичурина). Сегодня там находится один из объектов Минобороны, а школьная часть скрыта под поздней надстройкой. Лишь скругленный верх окошек первого этажа напоминает о том, что раньше это здание выглядело совершенно по-другому.
Сильно отличается от своего первоначального облика и школа на улице Советской, 93 (рядом с Нарымским сквером, ранее здесь располагалась Туруханская площадь). Двухэтажное здание с одноэтажной пристройкой было надстроено до трех этажей и подведено под общую кровлю, из-за чего в значительной мере утратило стилистическую подлинность. Среди сохранившихся фрагментов первоначального облика школы – арочный портал главного входа со спаренными полуколоннами.

В честь «Варяга»
Одним из самых больших начальных учебных заведений было Андреевское училище, расположенное на Андреевской площади (ныне площадь Кондратюка, современный адрес: улица Сибирская, 54). Название и площади, и школы историки склонны связывать с героической судьбой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», погибших в неравном бою под российским морским Андреевским флагом. Да и сама школа напоминает корабль: высокая башня, как мачта, круглые слуховые оконца – иллюминаторы. Сегодня это здание затерялось среди окружающих высоток, а раньше рядом располагалось пожарное депо, и башенка на Андреевской школе выполняла роль пожарной вышки.
– Это здание – замечательный памятник архитектуры, увы, изуродованный пользователем, – говорит начальник научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Марина Грес. – Облезающая краска на историческом фасаде – это творчество пользователя, который провел эти работы, ни с кем не согласовывая. Взяли и покрасили. Но в этом году будет разработан проект реставрации фасадов и восстановления башни, в 2013 году начнется восстановление башни, а в 2015 году будет выполнена полная реставрация фасадов и ремонт крыши.
Вместо векового кирпича – сайдинг
Главным украшением школы на углу улиц Красноярской и 1905 года (бывшей Переселенческой) является башня в центре северо-западного фасада, в которой расположен парадный вход. Вертикаль башни подчеркивается ритмом узких, постепенно уменьшающихся по высоте окон. Справа от входа окна первого этажа имеют лучковое завершение и оформлены выступающими надоконными наличниками.
Надо отметить, что неподалеку от Переселенческой находилось множество других улиц с «географическими» названиями: Красноярская, Омская, Томская. Были в этой части и Оренбургская, Сургутская, Самарская улицы, и даже Кавказский переулок. Новониколаевск был городом переселенцев, с каждым поездом по Транссибу прибывали новые люди, желающие найти счастье на сибирской земле, и центральная часть города пользовалась наибольшей популярностью у переселенцев.
Одна из школ в Закаменской части находилась на улице Змеиногорской (ныне Якушева), названной в честь алтайского Змеиногорска – здесь селились выходцы из этой местности. Главный вход со стороны юго-западного фасада выступает вперед и завершается полуфронтоном, который венчает декоративная пирамидка. Окна украшены витражом. Парадность входа подчеркивает типичный для модерна полуциркульный портал, отмеченный с двух сторон тумбами с шарами. Изначально здесь, как и в других школах, построенных по проектам Крячкова, была одноэтажная пристройка, где располагалась квартира заведующего, но позже она была надстроена до второго этажа. Сегодня здесь располагается учебный комбинат Октябрьского района.
Знаменитое здание театра «Старый дом» на улице Большевистской (бывшей Трактовой и Будаговской) тоже изначально было школой. К сожалению, здание не имеет статуса памятника архитектуры. В ближайшее время ему предстоит пережить глобальную реконструкцию с непредсказуемыми последствиями для исторического облика, хотя авторы проекта и обещают, что фасад «Старого дома» органично впишется в новый вид здания.
Сильно не повезло еще одному творению Крячкова – школе, находившейся на пересечении улиц Локтевской и Самарской (нынешний адрес: улица Бориса Богаткова, 46). Красивейшее здание, увенчанное башенкой с изящным куполом и высоким шпилем, строгими фасадами и тонкими пилястрами, разделявшими окна, сначала было достроено до третьего этажа, а в 2008 году красные кирпичные стены со столетней историей полностью скрылись под безликим сайдингом.

Наука и религия уживались мирно
Особняком в ряду построенных в 1911-1912 годах учебных заведений стоит реальное училище имени Дома Романовых, находившееся на Николаевском проспекте (сейчас там расположена детская клиническая больница). Здание отличалось эклектичной архитектурой, в которой сочетались элементы классицизма и древнерусские мотивы. Изначально оно было в большей части двухэтажным, с просторными учебными классами, специализированными кабинетами, библиотекой, гимнастическим залом, столовой, душевыми и кабинетом врача. В трехэтажной пристройке к южному крылу располагался жилой корпус. В одном конце здания находилась училищная церковь Николая Чудотворца, а с другой стороны была башенка обсерватории, – таким образом, в здании мирно уживались наука и религия. На закупку оборудования для обсерватории денег не хватило, и реалисты сами, работая летом в трудовой колонии, накопили средства, на которые было приобретено все необходимое.
В семи классах реального училища получали среднее образование 240 учащихся – будущих инженеров и коммерсантов. Здесь они готовились к поступлению в технические институты. Обучение было платным, но по решению Попечительского совета ученики из малообеспеченных семей освобождались от оплаты.
Школы, в большинстве своем расположенные на пересечении улиц, были хорошо видны с разных точек города и сформировали его архитектурный силуэт. Они придали стилевое единство молодому Новониколаевску, еще не успевшему к тому времени обзавестись архитектурными традициями. Многие из них пой сей день остаются украшением нашего города.

Благодарим за помощь в подготовке материала управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию, Музей истории архитектуры Сибири имени С.Н Баландина, Музей города Новосибирска.
Символично, что архитектурный каркас будущего крупнейшего научного центра составили двенадцать школ, построенных по проектам архитектора Крячкова. Современники свидетельствовали: именно с них началось формирование столичного облика города.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»
Первую школу для детей мостостроителей тогда еще в поселке Александровском основал один из руководителей строительства Григорий Будагов в 1893 году. К 1908 году в Новониколаевске насчитывалось 14 начальных школ. Это были преимущественно церковно-приходские школы и двухклассные училища. Мест в них явно не хватало – около трети детей не могли получить даже самое низшее образование. Не лучше обстояли дела и со средним образованием: обучение в частном училище стоило очень дорого – 100 рублей в год. В 1910 году это училище из частного было преобразовано в городское, но специальным зданием оно не располагало, ученикам приходилось ютиться в неприспособленном частном доме.
Но, как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: в 1909 году случился страшный пожар, уничтоживший едва ли не половину города. Трагедия взволновала всю страну, вызвав всплеск сочувствия и желания помочь новониколаевцам. На этой волне в 1910 году город получил ссуду – по разным данным, от 240 до 300 тысяч рублей. Предполагалось, что эти деньги город должен будет вернуть, но революция 1917 года избавила Новониколаевск от этой необходимости. На полученные деньги было решено спроектировать и построить двенадцать зданий начальных школ и одно реальное училище. Эту работу поручили Крячкову. Его соавтором в проектировании школьных зданий стал Казимир Лукашевский. Имя этого человека сегодня незаслуженно забыто, и известно о нем совсем не много (например, то, что именно он придумал «чешуйки» на куполе Новосибирского театра оперы и балета).
Проект был реализован в рекордные сроки. Всего за два года – в 1911-1912 годах были построены здания новосибирского торгового корпуса, реального училища и все двенадцать школьных зданий. Строительство велось из фирменного новониколаевского кирпича – продукции открытого в 1906 году кирпичного завода. Пять школ находились в центральной части города, четыре – в железнодорожной, и три – в Закаменке (будущий Октябрьский район). Они были рассчитаны на разное количество учеников – от 150 до 250. Расположение школ архитекторы тщательно продумали: практически от каждой точки в густонаселенной части города можно было добраться до одной из школ, преодолев расстояние не более 500-800 метров.
Большинство школ было спроектировано в стиле модерн с характерной для него асимметричностью, скругленными углами дверных и оконных проемов, сложными карнизами. Фасады части школ были полностью выполнены из красного кирпича, другие декорированы белыми оштукатуренными деталями: карнизами, наличниками, рустом (полоской шва) нижнего этажа.
Здания были оборудованы автономной системой освещения и отопления, водопроводом и канализацией, что для города было еще совсем в диковину.

Как спрятать школу
К счастью, большинство крячковских школ история пощадила, и их здания в том или ином виде сохранились до наших дней. Единственное исключение – школа на углу улиц Михайловской (ныне часть улицы Ленина) и Сибирской. Она была снесена в середине 70-х годов прошлого века при строительстве райисполкома Железнодорожного района.
Неподалеку от этого места, на улице Ленина, 22 (эта часть улицы раньше называлась Кузнецкой), располагалось здание начального училища на 150 учеников, построенное в стиле рационального модерна: асимметричный фасад, входная часть оформлена в виде башни, которая венчается куполом, на его верху находится шарик, опоясанный ободом. Похожие шары установлены на Краеведческом музее, – в модерне они символизировали земной шар и ставились только на очень серьезные представительские здания. Большие окна пропускают много света, в то же время школьники не мерзли, поскольку стены здания очень толстые. В правой «глухой» части были расположены служебные помещения, на красном кирпичном фоне сохранился белый картуш (скульптурное украшение в виде щита), где была высечена надпись «Городское начальное училище». В одноэтажной пристройке жил начальник училища. До 1980 года в здании располагалась школа № 25, затем оно было передано Новосибирскому театру кукол.
На улице Болдыревской (ныне Октябрьская) находилась начальная школа для девочек. Ее архитектурной особенностью является сложный треугольный фронтон с тремя оконными проемами. Ступенчатая композиция парапета своим шарообразным завершением перекликается с такими же вершинами угловых башенок. Здание по сей день используется по прямому назначению – в ней находится средняя школа № 3, носящая имя своего прославленного ученика Бориса Богаткова.
На углу улиц Семьи Шамшиных (бывшая Логовская) и Ядринцевской находилась начальное женское училище, рассчитанное на 150 учениц. Вход в здание абсолютно характерен для стиля модерн: полуциркульная арка, над которой расположено окно с витражом очень сложной формы. Это здание сохранило свой первоначальный вид, сегодня здесь располагается один из корпусов театрального института.
В здании школы по улице Серебренниковской (бывшей Александровской) увидеть историческую часть уже невозможно, в начале 30-х годов прошлого века при надстройке третьего этажа она была сглажена до коробочки. Изначально силуэт здания имел вытянутую форму с двумя доминантами: шатровым куполом с одной стороны и высокой четырехскатной крышей с треугольными скатами – с другой. Центральная часть сверху завершалась сегментным парапетом. В настоящее время здесь располагается средняя школа № 12.
Практически до неузнаваемости изменилась школа, находившаяся на углу Вагановской и Александровской улиц (ныне – Фрунзе и Мичурина). Сегодня там находится один из объектов Минобороны, а школьная часть скрыта под поздней надстройкой. Лишь скругленный верх окошек первого этажа напоминает о том, что раньше это здание выглядело совершенно по-другому.
Сильно отличается от своего первоначального облика и школа на улице Советской, 93 (рядом с Нарымским сквером, ранее здесь располагалась Туруханская площадь). Двухэтажное здание с одноэтажной пристройкой было надстроено до трех этажей и подведено под общую кровлю, из-за чего в значительной мере утратило стилистическую подлинность. Среди сохранившихся фрагментов первоначального облика школы – арочный портал главного входа со спаренными полуколоннами.

В честь «Варяга»
Одним из самых больших начальных учебных заведений было Андреевское училище, расположенное на Андреевской площади (ныне площадь Кондратюка, современный адрес: улица Сибирская, 54). Название и площади, и школы историки склонны связывать с героической судьбой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», погибших в неравном бою под российским морским Андреевским флагом. Да и сама школа напоминает корабль: высокая башня, как мачта, круглые слуховые оконца – иллюминаторы. Сегодня это здание затерялось среди окружающих высоток, а раньше рядом располагалось пожарное депо, и башенка на Андреевской школе выполняла роль пожарной вышки.
– Это здание – замечательный памятник архитектуры, увы, изуродованный пользователем, – говорит начальник научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области Марина Грес. – Облезающая краска на историческом фасаде – это творчество пользователя, который провел эти работы, ни с кем не согласовывая. Взяли и покрасили. Но в этом году будет разработан проект реставрации фасадов и восстановления башни, в 2013 году начнется восстановление башни, а в 2015 году будет выполнена полная реставрация фасадов и ремонт крыши.
Вместо векового кирпича – сайдинг
Главным украшением школы на углу улиц Красноярской и 1905 года (бывшей Переселенческой) является башня в центре северо-западного фасада, в которой расположен парадный вход. Вертикаль башни подчеркивается ритмом узких, постепенно уменьшающихся по высоте окон. Справа от входа окна первого этажа имеют лучковое завершение и оформлены выступающими надоконными наличниками.
Надо отметить, что неподалеку от Переселенческой находилось множество других улиц с «географическими» названиями: Красноярская, Омская, Томская. Были в этой части и Оренбургская, Сургутская, Самарская улицы, и даже Кавказский переулок. Новониколаевск был городом переселенцев, с каждым поездом по Транссибу прибывали новые люди, желающие найти счастье на сибирской земле, и центральная часть города пользовалась наибольшей популярностью у переселенцев.
Одна из школ в Закаменской части находилась на улице Змеиногорской (ныне Якушева), названной в честь алтайского Змеиногорска – здесь селились выходцы из этой местности. Главный вход со стороны юго-западного фасада выступает вперед и завершается полуфронтоном, который венчает декоративная пирамидка. Окна украшены витражом. Парадность входа подчеркивает типичный для модерна полуциркульный портал, отмеченный с двух сторон тумбами с шарами. Изначально здесь, как и в других школах, построенных по проектам Крячкова, была одноэтажная пристройка, где располагалась квартира заведующего, но позже она была надстроена до второго этажа. Сегодня здесь располагается учебный комбинат Октябрьского района.
Знаменитое здание театра «Старый дом» на улице Большевистской (бывшей Трактовой и Будаговской) тоже изначально было школой. К сожалению, здание не имеет статуса памятника архитектуры. В ближайшее время ему предстоит пережить глобальную реконструкцию с непредсказуемыми последствиями для исторического облика, хотя авторы проекта и обещают, что фасад «Старого дома» органично впишется в новый вид здания.
Сильно не повезло еще одному творению Крячкова – школе, находившейся на пересечении улиц Локтевской и Самарской (нынешний адрес: улица Бориса Богаткова, 46). Красивейшее здание, увенчанное башенкой с изящным куполом и высоким шпилем, строгими фасадами и тонкими пилястрами, разделявшими окна, сначала было достроено до третьего этажа, а в 2008 году красные кирпичные стены со столетней историей полностью скрылись под безликим сайдингом.

Наука и религия уживались мирно
Особняком в ряду построенных в 1911-1912 годах учебных заведений стоит реальное училище имени Дома Романовых, находившееся на Николаевском проспекте (сейчас там расположена детская клиническая больница). Здание отличалось эклектичной архитектурой, в которой сочетались элементы классицизма и древнерусские мотивы. Изначально оно было в большей части двухэтажным, с просторными учебными классами, специализированными кабинетами, библиотекой, гимнастическим залом, столовой, душевыми и кабинетом врача. В трехэтажной пристройке к южному крылу располагался жилой корпус. В одном конце здания находилась училищная церковь Николая Чудотворца, а с другой стороны была башенка обсерватории, – таким образом, в здании мирно уживались наука и религия. На закупку оборудования для обсерватории денег не хватило, и реалисты сами, работая летом в трудовой колонии, накопили средства, на которые было приобретено все необходимое.
В семи классах реального училища получали среднее образование 240 учащихся – будущих инженеров и коммерсантов. Здесь они готовились к поступлению в технические институты. Обучение было платным, но по решению Попечительского совета ученики из малообеспеченных семей освобождались от оплаты.
Школы, в большинстве своем расположенные на пересечении улиц, были хорошо видны с разных точек города и сформировали его архитектурный силуэт. Они придали стилевое единство молодому Новониколаевску, еще не успевшему к тому времени обзавестись архитектурными традициями. Многие из них пой сей день остаются украшением нашего города.

Благодарим за помощь в подготовке материала управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области, Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию, Музей истории архитектуры Сибири имени С.Н Баландина, Музей города Новосибирска.