Online Интервью

Качество современного школьного образования: чему и как учат наших детей?

Завершена

Страница

19.05.2013 14:06:27
Настасья

Ирина Михайловна! Интересует ваше отношение к  ФГОСу начальной школы. Базовый уровень оценивается на тройку, а повышенный - на пятерку? Заранее спасибо.

Ирина Михайловна Михно

Здравствуйте, Настасья! Действительно, введение стандартов нового поколения (ФГОС) требует   изменений в организации всех компонентов образовательного процесса, включая и систему оценивания знаний обучающихся. В соответствии с концепцией стандарта система оценивания строится  на основе ряда принципов, среди которых принципы критериального оценивания и уровневого подхода. Суть их заключается в том, что при проведении каждой работы, подлежащей оцениванию, достижение планируемых результатов осуществляется на двух уровнях: базовом, где очевиден способ решения, и повышенном, в которых способ решения явно не задан, и ученик должен продемонстрировать уровень самостоятельности в использовании изученного материала. В зависимости от уровня достижения планируемых результатов выставляется отметка. При этом нормы оценивания определяются до начала проведения каждой работы. В основном освоение учеником материала на базовом уровне оценивается тройкой, за повышенный уровень ставятся четверки, пятерки. Но бывают ситуации, когда и за базовый уровень выставляется хорошая отметка. Например, если работа носит обучающий характер.  Мониторинг достижения предметных результатов может быть оценен и в процентах, баллах, например, по такой шкале: оптимальный уровень 80-100%, допустимый уровень 60-80%, критический уровень -45-60%, недопустимый уровень до 45%.
Оцениваться могут не только конкретные знания ученика по предмету, но и темп усвоения знаний, и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем и другие характеристики. В любом случае, нормы выставления отметки за конкретную работу прописываются учителем заранее в спецификации к работе и сообщаются учащимся до начала работы.  Система оценивания в рамках ФГОС, на мой взгляд, достаточно гуманна: она направлена, прежде всего,  на получение информации и позволяет учащимся обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, а учителям оценивать успешность собственной педагогической деятельности.

19.05.2013 14:03:58
Дарьяна В.

Здравствуйте! Можете назвать минусы дистанционного обучения? Про плюсы все и так хорошо знают.

Ирина Михайловна Михно

Конечно, дистанционное обучение, помимо достоинств имеет и ряд недостатков, ничего идеального нет. Не берусь перечислять все слабые стороны (на мой взгляд) дистанционного обучения, назову некоторые из них.
Например, в процессе непосредственного взаимодействия учителя и ученика в «очном» режиме, имеется гораздо больше возможностей для коррекции знаний, уточнения непонятных моментов, чем при дистанционном обучении.
Далеко не каждый обучающийся в состоянии четко организовать свою учебную деятельность в отсутствии непосредственного контроля со стороны учителя.
Приступая к дистанционному обучению, не всем удается качественно осуществить экспертную оценку знаний и умений, получаемых дистанционно. Выбирая форму дистанционного обучения, важно доверять образовательной компании, предоставляющей эту услугу, иметь представление о том, насколько профессионально осуществляется содержательная, техническая и технологическая поддержка.
К сожалению, сегодня не во всех местах нахождения людей, отлажены каналы телекоммуникаций, что не позволяет сделать доступным дистанционное обучение в любом месте и  в любой момент.
Тем не менее, развитие системы дистанционного обучения сегодня позволяет утверждать, что дистанционное обучение – это эффективная форма организации обучения, позволяющая удовлетворять новые образовательные потребности людей и имеющая ряд серьезных преимуществ перед традиционным очным обучением.

19.05.2013 13:58:39
Гость

Ваша гимназия обеспечит учебниками всех учащихся с первого сентября или родителям нужно уже сейчас самим покупать?

Ирина Михайловна Михно

В соответствии с новым законом «Об образовании», который вступит в силу с 1 сентября 2013 года в обязанность образовательного учреждения входит обеспечение обучающихся учебниками. В нашей гимназии создан библиотечный фонд учебников, ведется работа по приобретению новых учебников и сбору учебников, бывших в употреблении.  Уверенно могу сказать, что все ученики, которые проявят желание получить учебники в гимназии, учебники получат.

19.05.2013 06:09:48
Гость

Добрый день! Как вы считаете, нужны ли профессиональные стандарты (не путать с учебными) для учителей разных отраслей знания? Если да, то какие основные положения должны в них содержаться.

Ирина Михайловна Михно

Предложение разработать профессиональный стандарт педагога было выдвинуто министром образования и науки РФ Д.В. Ливановым в августе 2012 г. С февраля 2013 г. проект профстандарта  активно обсуждается на сайте Минобрнауки РФ. В проекте достаточно четко прописаны требования к педагогу в направлениях «обучение», «воспитательная работа», «развитие», профессиональные компетенции педагога в начальной, основной и старшей школе и т.д. (http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071). По моему мнению, в условиях модернизации образования нашего огромного государства, в стремлении вывести российское образование на международный уровень  единые требования к педагогу просто необходимы. Педагог несет ответственность за результаты своего труда, которые на сегодняшний день не ограничиваются только приобщением к знаниям и культуре. Современный учитель должен воспитывать гражданина,  владеть информационными технологиями, осваивать сам и учить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками, жить в поликультурном пространстве и многое-многое другое. Как практик я хотела бы отметить, что, несмотря на то, что в проекте профстандарта требования к педагогу представлены достаточно широко (например, для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития - двадцатью), охватить всю многогранную деятельность учителя в одном документе невозможно. Поэтому профстандарт и носит рамочный характер. И задачей каждого руководителя  образовательного учреждения  в зависимости от особенностей учреждения  является   сосредоточение своих действий на конкретных аспектах деятельности – работе с одаренными, трудными детьми, инвалидами и пр. И не обязательно от каждого педагога требовать выполнения всех пунктов стандарта. Важно правильно расставлять акценты на разных функциях деятельности педагога.
Определенные трудности видятся в том, что педагогическим коллективам предстоит научиться оценивать, переводить в баллы такие трудноизмеримые качества как умение учителя общаться с детьми, уважая их достоинство, защищать тех, кого в детском  коллективе не принимают и т.д. Верится, что специалисты педагогических вузов,  институтов повышения квалификации, ученые-педагоги сумеют помочь учителям в освоении новых мониторинговых техник.
Еще хочу добавить, что профессиональный стандарт педагога должен заменить множественные квалификационные справочники и стать ориентиром учителя при прогнозировании результатов своей деятельности.


Страница

Задайте свой вопрос

Закрыть
CAPTCHA
Если Вы не можете различить проверочный код обновите его.
Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения