Online Интервью

«Современное искусство»: новаторство или вызов обществу?

Завершена

На вопросы пользователей отвечает Светлана Михайловна Грачева, доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина

Страница

18.05.2012 07:26:21
Гость

современное искусство очень неоднозначное. Пикассо например, очень известный художник, но у него есть работы с гениталиями. Можно ли это выставлять на всеобщее обозрение в госмузее или это должно выстовляться в закрытом собрании? Я вот не понимаю такого. И вообще это искусство или хулигантство мастера? Если последнее, то зачем это показывать?

Светлана Михайловна Грачева

Не будем ханжами. Если Вы придете в Эрмитаж, то Вы увидите (скажу Вам по секрету) такое… В залах Тициана, Рубенса, а тем более на третьем этаже!). Уточняю – это, как известно,  крупнейший наш с Вами государственный музей. И хотя название его переводится как «место для уединения», его ежегодно посещают миллионы людей, попробуйте только помыслить сделать его закрытым собранием…  Впрочем, как опять же, известно из истории искусства, во многих странах в отдельные периоды истории существовал запрет на изображение обнаженного человеческого тела. Но было бы странно в ХХI веке погружаться вновь в эту дискуссию. Конечно, не только и не столько предметом изображения определяется эстетическая подлинность. Можно показать откровенную сцену целомудренно и высокодуховно так, что зрителю в голову не придет думать о порнографии, а можно «Это» смаковать и  опускаться на уровень инстинктов. Все дело во вкусе художника, в его умении создать глубокий образ. А это на мой взгляд, должно воспитываться КУЛЬТУРОЙ. Нужно постоянно проверять себя, сверять свой вкус с высокими образцами, больше видеть истинных произведений искусства, не позволять себя обманывать. Больше говорить об истинных ценностях. К сожалению, это не дается один раз и на всю жизнь, это тоже постоянная работа.

17.05.2012 20:33:05
Елена

Добрый день! Почему, как вы думаете, большинство выставок современного искусства в провинции вызывает разговоры о попрании веры и приличий? Как по-вашему, связано это с провинциальной косностью, непониманием тенденций современного искусства или это все-таки своеобразный политический заказ? Что нужно сделать для того, чтобы люди в провинции захотели понимать и узнавать тенденции современного искусства и не воспринимать его как угрозу для нарвственных и религиозных ценностей? Спасибо.

Светлана Михайловна Грачева

Добрый день, Елена! Я с огромным уважением отношусь к Провинции. И сама приехала в свое время в Петербург из Сибири, и горжусь этим. Я знаю ситуацию в региональной культуре и должна сказать, что региональное искусство (а шире – культура) - это опора и надежда всей русской культуры. Именно в регионах работают педагоги-энтузиасты, которые за нищенские зарплаты воспитывают победителей конкурсов, высочайшего класса специалистов. Много лет работая со студентами-художниками и искусствоведами, я наблюдаю, что из регионов приезжают самые толковые и очень хорошо подготовленные ребята, будущие «светила» и «звезды» в искусстве и в науке. В небольших городах слой творческой интеллигенции узок, но именно она и есть нравственная и духовная опора. Возможно, зрители в регионах более консервативны и чувствительны к неискренности, лжи и профанации, но при этом нет более благодарных зрителей, чем провинциальные. Для меня понятие «провинция» в эпоху глобализации и развития технологий  не связано с местом проживания, а с образом мышления. Когда видишь современные многочисленные «сериалы», «попсу» на эстраде, «глянцевые» издания, многие столичные выставки, невольно, задумываешься о провинцианализме  всего этого «продукта» в гораздо большей степени.  Поэтому мне были очень интересны Ваши вопросы и реакции – ведь они очень прадивы и «о наболевшем».  Что касается восприятия актуального искусства, то может быть, современным столичным художникам и дилерам как раз полезно проехать по стране, узнать мнение о себе и положение дел в Провинции, прислушаться к «гласу народа»,  и поговорить по-настоящему об этом, без «глянца».

17.05.2012 08:47:04
варяг

Добрый день! На Ваш взгляд, в чем разница коммерческого и некоммерческого искусства?

Светлана Михайловна Грачева

Это очень долгий разговор. На мой взгляд, существует искусство и неискусство. Законы рынка сложные и не всегда произведения высокого искусства имеют коммерческий успех, или получают его спустя время (посмотрите на результаты современных продаж!). Но когда делается произведение ради заведомо коммерческого успеха, то это часто откровенная  конъюнктура, и нередко халтура.

17.05.2012 08:29:30
Анна З.

Здравствуйте! Не кажется ли Вам, что сегодня для многих искусство стало  способом просто убить время?

Светлана Михайловна Грачева

В моем понимании (возможно устаревшем) искусство не может быть способом «убить время». «Убить время» можно вышивая крестиком, а искусство – это радость, наслаждение и мука, и крест для художника. Искусством занимаются потому, что не могут им не заниматься! Я знаю настоящих художников, и знаю, что они могут не спать, не есть, по 20 часов в сутки работать, не получать должного вознаграждения за свой каторжный труд и быть счастливыми, создавая свои произведения. А ведь в Сибири какие были (и надеюсь есть) мастера! А.Поздеев, Н.Грицюк, Н.Рыбаков…Я работаю бок о бок с  такими мастерами. Вот на днях ушел от нас А.А.Мыльников – выдающийся художник. Какие-то его вещи были коммерчески успешными, какие-то создавались по заказу, но это всегда было подлинное искусство. К тому же он воспитал не одно поколение художников. И это всегда огромный труд.

17.05.2012 08:24:49
А.Пышкин

Светлана Михайловна! Существует ли провокация в современном искусстве?  И где проходит граница между эпатажем ради эпатажа и той, «шоковой арт-терапией», которая необходима современному обществу?

Светлана Михайловна Грачева

Конечно, существует, и четкие границы провести трудно. Я очень люблю читать воспоминания о Серебряном веке, и о провокациях в искусстве того времени. То, что буквально шокировало современников тогда, нами воспринимаетя как норма. Поэтому, иногда может быть стоит включиться в игру, предлагаемую художниками и не «засерьезнивать»  все, что мы видим на современных выставках. Ведь так приятно иногда оказаться участником какого-то действа, подчиниться предлагаемым условным обстоятельствам, отдаться игре, а потом понять, что в Вашем представлении о мире что-то немного сдвинулось, изменилось. Мы сами иногда не отдаем себе отчета, что сильнее воздействует на нас…


Страница

Задайте свой вопрос

Закрыть
CAPTCHA
Если Вы не можете различить проверочный код обновите его.
Поля, отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения