13:58
Воспитывать – значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей

БЛОГИ на Сибкрай.ru


Может быть, плохие и равнодушные к наукам дети – результат внимания-воспитания родителей? Или плохих детей не бывает вообще, а есть взрослые, которые вечно занимаются своими делами и до родного ребёнка не доходят руки? Работаю в школе, не устаю это повторять, наблюдаю за детьми, а они разные, это понятно. В нашей школе в основном успешные семьи. Есть мама и папа, у многих даже бабушка и дедушка живы. Как здорово, когда семья цельная, полноценная, если мама вдруг занята и не может помочь ребёнку с проектом или с простым домашним заданием, то страхует бабушка с дедом. Папа чаще работает, а возвращается усталый, ему не до букв и цифр. Не у всех, конечно. Есть гипер деятельные отцы. Со мной, кстати, отец очень редко выполнял домашнюю работу по математике, читали мы с ним, было дело, а вот науки точные – это тяжело, понимаю. Занимайтесь детьми, пожалуйста, дорогие взрослые! Окупится старицей, как говорится. Развивайте подрастающую молодёжь – кто как ни она проявит себя и заявит?

Открываю рубрику об учителях. Есть необходимость говорить о них и о детях разного возраста. Духовно-нравственное воспитание – основа физически и морально здорового человека. Мы устали после работы, у нас много других дел, мечтаем покорить мир или доказать ближнему своему, однако если ребёнок не устроен, значит, остальные усилия тщетны, поскольку нет работы над будущим поколением. Играйте с ребёнком, общайтесь, сворачивайте игрушки, куклы. Производите работу вместе, делитесь, понимайте, обращайтесь, но только не отталкивайте, меньше говорите, что заняты. Вас уже не воспитать, зато ребёнок постигнет больше. Новое поколение быстрее, выше, сильнее, по крайней мере, должно быть. Название статьи беру из беседы с Еленой Михайловной Куманцовой, педагогом дополнительного образования из омского «Дома пионеров» на улице Магистральная.

Елена Михайловна Куманцова окончила Омский технологический институт бытового обслуживания, факультет художественно-технологический (ныне институт Сервиса), специальность художник-технолог. Педагогом дополнительного образования она становится в «Доме пионеров» с 2001 года, руководит изостудией «Цветной мир» (ранее «Золотой петушок»). Ею разработана авторская образовательная программа «Цветной мир». Она – победитель конкурсного отбора лучших педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы в 2009 году (получила сертификат на муниципальную поддержку – 100 000 рублей).

Основные идеи педагогической деятельности педагога:

• Все дети талантливы;
• Знания только тогда работают, когда ребёнок овладевает качествами творческого мышления;
• Основная работа педагога – дарить детям радость творчества, а это основа для познания образного языка искусства – самостоятельные открытия ребёнка.

– В чём заключается ваша работа?

– Целью моей педагогической работы является организация такого творческого процесса, при котором даже не рисующие маленькие дети начинают творить. Я считаю, что необходимо создать все условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребёнка. В художественной изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве кроются неограниченные возможности для развития творческой личности. Обучение в студии «Цветной мир» – это увлекательный процесс, в котором дети пробуют все: знакомятся с разнообразными художественными материалами, приобретают практические навыки, комбинируют разнообразные техники. В результате получается творческая работа, имеющая авторский «почерк».

На каждом занятии я даю ребёнку возможность совершать открытия собственного восприятия мира, раскрывать гармонию формы и цвета, их выразительные возможности. На занятиях дети вовлекаются в творческо-поисковую деятельность и делают свои первые открытия. Всё, что ребёнок видит и слышит в изостудии, поражает его новизной и поэтому запоминается на всю жизнь. Я должна сделать эти впечатления светлыми и радостными, подарить ребёнку радость творчества.

– Что важно учитывать при обучении детей рисованию? Почему в детском саду маленькие дети рисуют с удовольствием, а в школе рисующих детей становится меньше и меньше?

– Основная масса детей полагает, что они не умеют рисовать. У детей появляются комплексы. Проблема, на мой взгляд, кроется в подходе к обучению рисованию: обучение необходимо начинать не с обращения к реальной жизни, не с изображения конкретных форм, требующего предварительного изучения натуры, а с создания абстрактных композиций. Это первая ступень освоения ребенком изобразительной деятельности.

– Есть ли какие-то традиции в вашем детском объединении, о которых вы могли бы рассказать?

– За многие годы существования коллектива у нас появились традиции, о которых хочется рассказать. Так как важное место в образовательной программе студии изобразительного творчества «Цветной мир» отводится ознакомлению с произведениями народной культуры, то стало уже традицией ежегодно проводить в коллективе народные праздники такие как «Масленица», «Колядки», «Ярмарочные гуляния», посиделки «В деревенском доме». Это даёт возможность детям приобщаться к традициям своего народа, познать его культуру, духовное богатство.

Также нельзя не сказать о тех многочисленных мероприятия, проводимых совместно с родителями. Ведь одно из самых основных направлений в моей воспитательной работе – работа с семьей, где я организую тесное сотрудничество с родителями в целях успешного воспитания и обучения детей. Взаимодействие родителей и детей, как в процессе обучения, так и в свободное от занятий время, создает благоприятную атмосферу общения.

Учебно-воспитательные мероприятия, такие как «День именинника», «Ура! Каникулы!», чаепития по праздничным датам, игровые программы различной тематики «Знаем правила движения как таблицу умножения», «Давай поиграем», «Будь осторожен с огнём!», помогают мне сплотить детский коллектив, постоянно поддерживать благоприятный, доброжелательный микроклимат, сформировать основы нравственного и здорового образа жизни, укрепить отношения в семье. Теснейшее сотрудничество с родителями и благоприятный микроклимат в изостудии дают возможность добиваться успехов в обучении и воспитании детей, позволяют обеспечить преемственность в обучении воспитанников разных возрастных ступеней.

Мои воспитанники – постоянные победители городских, областных, Всероссийских и Международных конкурсов.

– Есть ли какие-то принципы, которых вы придерживаетесь в своей педагогической практике?

– В своей педагогической практике я придерживаюсь таких вот «путеводных положений», наиболее отвечающих специфике дополнительного образования детей:

• Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые не нашли своего дела;
• Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то получится лучше – это «что-то» нужно искать;
• Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
• Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
• Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

– Есть ли еще что-то более значимое, чем овладение художественным ремеслом?

– На занятиях изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества очень важно не только научить мастерству (это именно то, зачем к нам приходят дети), но гораздо важнее, я так считаю, воспитать творческую духовно-богатую и культурную личность – гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Эта задача особенно актуальная сегодня, и она не может быть решена без приобщения к традициям своего народа, без глубокого познания его духовного богатства. Работая над темами «Путешествие в «деревянную Русь», «Масленица», «Осенняя песня», «Московский Кремль», «Весенний пейзаж», «Я – спортсмен», «Поздравляем защитников Отечества» и др., принимая активное участие в конкурсах и выставках различного уровня, ориентированных на приобщение к культурным, духовным ценностям, ребёнок учится любить свою большую и малую Родину, видеть красивое в обычном, беречь природу и заботиться о ней, доброжелательно относиться к окружающим людям и любить себя.

– Что значит «воспитывать» для вас?

– «Воспитывать – значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей». Организовывая воспитательно-образовательный процесс в детском объединении, я стараюсь создать условия для формирования ценностных нравственных основ отношения ребёнка к действительности. Огромное значение в художественно-эстетическом воспитании детей имеет народное искусство. Оно несёт в себе большой духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей, я отмечаю его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально-благоприятную обстановку для детей. Успешно выполненное задание позволяет ребёнку испытать чувство гордости, уверенности в своих силах. У ребёнка формируются интегративные качества и развиваются универсальные способности, дающие ему ключ к успешной самореализации в быстро меняющемся мире. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, ребёнок испытывает чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, проникается уважением к народному мастеру, создавшему их, у него возникает стремление самому научиться создавать прекрасное. Важно, чтобы дети сами стали творцами прекрасного – не только умели видеть и понимать его, но и творить, создавать красоту вокруг себя.

– Разве ребёнок понимает красоту в раннем возрасте? Мы-то с вами знаем, чувствуем, а другим-то как объяснить, не педагогам, например?

– Влияние красоты в детском возрасте на нежную душу человека огромно. Если научить ребенка видеть и понимать её, наслаждаться ею, создавать своими руками, то очень хочется надеяться на то, что он вырастит гармонично развитым человеком. Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливым других, редко появляется сам собой. Сначала я должна принять ребёнка таким, какой он есть, уважая индивидуальность и очень бережно «не ломая», а лишь помогая раскрыться всему лучшему, что заложено в нём, развивать в нём культуру чувств, наполняя его жизнь радостью творчества. Это сложная и важная задача, с которой мы, педагоги, должны справиться.

– Расскажите о личных педагогических достижениях? Как научиться мастерить игрушки?

– Приняла участие в работе регионального этапа ежегодного церковно-общественного форума Международные Рождественские образовательные чтения «Традиции и новации: культура, общество, личность» и выступила по теме: «Изготовление игрушек на занятиях изобразительного и декоративно-прикладного творчества». Как изготовить – можно увидеть в интернете, что называется. А научить, подсказать и показать – задача педагога. Но если игрушка сложна в изготовлении, приглашаем на занятие кого-нибудь из взрослых. Совместный творческий труд приносит радость, становится прекрасной формой семейного досуга. Практикую «Творческие мастерские», на которые дети приходят с мамами и папами. Во время совместной работы происходит тесное взаимодействие родителей с детьми, создается благоприятная атмосфера для общения, формируются основы нравственного и здорового образа жизни, укрепляются отношения в семье.

Формирование и расширение духовного мира маленького человека – непочатый край работы для родителей и педагогов. Терпение и добродетель – здоровый наглядный пример и «зеркало», в которое постоянно глядят дети, оценивая и примеряя. Елене Михайловне Куманцовой желаю успехов и достижения новых высот, на них педагог нацелен, думаю, всегда. Последим за её деятельностью в омском «Доме пионеров». Смелей, ребёнок, учись, учись, постигай…

 
Виктор Власов
Омский журналист, писатель, учитель английского