13:58
Начинай читать смолоду

БЛОГИ на Сибкрай.ru


Прохожу мимо аудитории школьной библиотеки несколько раз в день. В первую смену замечаю ребят постарше, во вторую – помладше. Младшие ребята читают книги с интересом, «проглатывают» всё подряд, а старшие – избирательно и порой неохотно. Настрой человека видишь по выражению лица. Одним нравится заполнять читательский дневник, вторым – не очень, но приходится. И в институте мало что меняется, хотя люди будто бы мудрее.

Лично мне приятнее общаться с детьми, которые читают книги и тем более участвуют в конкурсах. Стремящийся человек значительно отличается от равнодушного – снова-таки замечаешь по лицу и слышишь по голосу. А дети как чистое зеркало – ничего не скроют и расскажут-покажут искренно. Увлечённый ребёнок – источник вдохновения, учителя опираются в основном на таких. Староста класса или заместитель старосты, ответственная за журнал или дневник поведения. Обычно классный руководитель назначает помощника или помощницу по качественным показателям. Зарекомендовать себя не сложно, главное учиться и подавать пример для подражания. В начальной школе дети почти не завидуют друг другу, а в средней – начинают сознавать, кого и почему выбирают.

Как преображается лицо ребёнка, читающего книгу или листающего журнал в школьной библиотеке. Даже злостный нарушитель дисциплины покажется увлечённым и мечтательным человеком. Немногие дети предпочитают книгу или журнал, когда вокруг стоит шум и суета. Нет урока – ребята внизу. Но Ани, Марины и Максима нет, потому что они тихо сидят в библиотеке. Переговариваются там, конечно, переглядываются, показывают друг другу интересные картинки или зачитывают смешные моменты.

Библиотекарь Людмила Петровна наблюдает за читающими детьми на протяжении нескольких лет, отмечает, что развиты они лучше, чем сверстники. Приглашает их в литературный кружок и старается организовать с ними мероприятия.

– Людмила Петровна, почему, по-вашему, читающие люди интереснее в общении? – спрашиваю.

– Это очевидно, Виктор, – улыбается она. – Развито образное мышление, читающий человек в три раза быстрее найдёт тему для беседы, чем тот, что бегал, прыгал и мусорил в туалете. Я не отрицаю подвижность, но умственное развитие зависит от другого. Начитанный человек реализуется гораздо скорее – у него опыт и потенциал. Чисто визуально читающие люди степенней и точней.

– Как развивается нынешний молодой читатель?

– Развивается постепенно. Если не брать во внимание литературу, которую задают на уроке, то могу рассказать наблюдения. Начальная школа не читает особенно большие произведения. Это чаще рассказы Чехова и Зощенко, а маленький читатель, пришедший в библиотеку из-за отсутствия урока, например, берёт книжки-рифмовки. «А что у вас?», «Бесконечная песенка» или «Вкусная каша», читает что проще. Это вроде Донцовой для нас – в поезде или в маршрутке. Я редко замечаю малышей, читающих Бунина или Михалкова. Пятый класс – тоже малыши, но могут прыгнуть выше головы. Есть умные дети, которым интересна литература серьёзнее. До Льва Толстого или Ивана Шмелёва не дотягиваются, но читают современные сборники омских поэтов и писателей. Еще зависит от воспитания. Читающие дети – это сначала подающие пример читающие родители, а потом заставляющие читать учителя. К чему ребёнка приучили, то и получили. Если книжки в доме на виду и мама с папой их время от времени почитывают, то ребёнок также будет листать и читать. Вы посмотрите, какая выходит хрестоматия… Произведения сокращают так, что их не узнать – большие произведения адаптируют, упрощают. Интернет разгрузил поиск, вот люди и ленятся ходить в библиотеки.

– Кто чаще всего приходит в школьную библиотеку?

– Двоечники – им надо отрабатывать. Но вам нужен качественный читатель, я так понимаю. Сюда приходят те, кому небезразлично, что читать и о чём думать. Я часто пересказываю маленьким детям захватывающие моменты из «Незнайки» или «Маугли», заинтересовываю. Потом смотрю, кто из группы ищет именно это. Мой кружок рассчитан на малышей, потому что я сама люблю сказки и мелкие истории. В малышах ещё можно пробудить интерес к чтению. Старшие ребята уже с головой попадают в интернет. Есть, конечно, десятиклассники, которые берут книги западных авторов. В нашей библиотеке имеется в основном русская литература. Но помню, как несколько восьмиклассников приходило за Бахом, Мураками, Коэльо и Чейзом. Эти авторы есть, но среднее звено читает по долгу службы, что задают по литературе. Вы выписываем неплохие журналы для молодёжи: «Мы», «Ромео и Джульетта» – эти для более старших. А маленькие дети листают «Мурзилку» или иркутский «Сибирячёк». Сколько я помню было детских изданий, сейчас их нет.

Сам наблюдаю, с каким интересом разные ребята проводят время с книгой или с журналом. Один и тот же ребёнок с каждым годом читает всё новую литературу. Диапазон выбираемой литературы не ограничивается юным читателем. Если в начальной школе ребёнок листает «Мурзилку» и читает «Каштанку», то в средней и старшей обязательно берёт с полки книги серьёзней. Главное – начать знакомиться с литературой. Богатый внутренний мир человека заметен сразу, как только начинаешь общаться. Ларис Георгиевна, учитель по литературе из моей школы, приучает нерадивого внука читать в день понемногу – десять-пятнадцать страниц в день. И с каждым днём ребёнок читает, прочитывая за неделю целые произведения, маленькие и большие.

– Баб, а что там дальше? – спрашивает он дома. Лариса Георгиевна рассказывает в кабинете. – Я ему, мол, давай не десять страниц читай, а больше – двадцать. Знаю, что кто-то из родителей платит по десять рублей за каждые прочитанные двадцать страниц, а потом просит пересказать. Что – тоже выход. Кто на что горазд. Я предпочитаю сразу давать интересные вещи для определённого возраста. Некоторые рассказы и повести даны не по годам. Учебная программа требует спрашивать, ничего не поделаешь, но я заменяю кое-что. Предлагаю ребятам выбрать то, что им интересно. Даю карту, где нарисованы персонажи, точнее ученики сами её рисуют сначала, а потом обращаются. Мы ведь себе должны намечать маршрут развития – мы в школе. Одно дело, я считаю, когда родители имеют возможность приобщить чадо к чтению, но не делают этого из-за лени и решения других вопросов, а второе, когда, правда, нет времени и ребёнок предоставлен улице. В любом случае есть любознательные дети, ищущие ярких красок в жизни. Если ты не спортсмен, то можешь почитать книгу. Хуже не станет, а только лучше.

Не делая банального вывода по чтению и пользе от него, предлагаю поговорить с детьми, младшими и старшими. Спросить, кто и что читает, посмотреть в глаза. Всегда ясно – увлечённый ли перед вами человек или не очень.

Побывал на фестивале «Держава» в качестве жюри. Это Одиннадцатый межмуниципальный фестиваль детских проектов, где работала секция «Литературы Прииртышья». На ней выступали ребята, начиная со второго класса. Защита проекта – это всегда волнительно и ответственно. К оценке работ жюри подходило строго, был приглашён доктор философских наук из ОМГУ – М. Д. Купарашвили и работала известная омская методистка из Епархии – С. П. Баранцева. Ребята в этой секции на примере сказок и сказаний разных народов показывали, насколько важен выбор читателя и его возрастной ценз. Проводились даже исследования, направленные на поиск заинтересованного русскоязычного читателя, который ищет качественную литературу. Делаю вывод, что есть люди, которые проводят конкурсы и фестивали именно для подрастающего поколения. И в этих самых секциях никогда не обходится без чтения и анализа произведений.

 
Виктор Власов
Омский журналист, писатель, учитель английского