13:58
Фейковый глас народа

БЛОГИ на Сибкрай.ru

На одном профессиональном семинаре спикер отпевал все традиционные коммуникации. Пресс-релиз умер, газеты умерли, радио, телевидение, классический информационный Интернет… И реклама где-либо, кроме соцсетей. Потому что всему этому «…поколение Y уже не доверяет». Аргументом в пользу тотального недоверия выступали исключительно опросы (без уточнения, какие именно). И тут мне вспомнился такой парадокс. «Левада-центр» недавно опубликовал результаты исследования, согласно которому почти треть россиян (29%) заявили, что никогда не употребляют алкогольные напитки. Остальные тоже почти трезвенники: 30% опрошенных сказали, что пьют алкоголь реже раза в месяц, а примерно ежемесячно употребляют спиртное 16% респондентов. То есть три четверти взрослого населения России, можно сказать, не пьют — ну что такое по нашим меркам раз в месяц?

Но! По данным ВОЗ наша страна является одним из мировых лидеров по употреблению абсолютного алкоголя на душу населения. Точнее, находится на четвёртом месте, деля его с Польшей — в среднем каждый житель употребил в 2016 году 12 литров алкоголя. На первом месте — Литва (16 литров), на втором — Белоруссия (15 литров), почетная бронза у Латвии (13 литров). Как же так? «Левада-центр» — уважаемая социологическая компания, не склонная к приукрашиванию действительности… Всё объясняется просто — люди просто лгут, когда сообщают что-либо о себе. Приукрашивают они, а не социологи. Даже в условиях анонимного контакта респондент старается представить себя лучше, чем он есть, на какую бы тему его не спрашивали. Тем более, на такую драматичную, как питие. Вот и получилась у «Левады» почти трезвая Россия.

Мотивы говорить неправду могут быть разными. Не будучи оппозиционером, я весьма скептически отношусь к пресловутым 86% и другим благополучнейшим рейтингам власти. Люди представляют себя не только более трезвыми, чем на самом деле, но и более лояльными. Причина — генетический страх, особенно в ситуации очного интервью face to face. Респондент сначала соглашается общаться с интервьюером, а потом понимает, что этот незнакомый человек знает не только его гражданскую позицию, но и личные данные… Не суть важно какие. «И если есть те, кто приходит к тебе, найдутся и те, кто придут за тобой» — особенно в обстановке судебных приговоров за репост, запись в блоге… Телефонный опрос ничем не лучше: по квартирному или мобильному номеру его обладатель вычисляется на раз-два. Уж лучше скажу, что всем доволен, всех поддерживаю, уважаю и одобряю — и сохраню здоровый сон.

К неправдивости респондентов прибавляется крайне низкое «в среднем по больнице» качество опросов. Всё чаще и чаще за общественное мнение выдаются результаты интернет-голосований на маргинальных (в плане посещаемости) ресурсах. Возвращаясь к алкогольной теме: недавно попалось на глаза такое сообщение. «Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области инициировало опрос на общественном «Портале неравнодушных». По его итогам чиновники приняли решение о подготовке проекта местного закона о запрете на демонстрацию алкогольной продукции с использованием напольных поддонов, корзин, тележек и иного схожего оборудования в предприятиях розничной торговли… Все гражданские инициативы, высказанные на интернет-сайте краудсорсинговой платформы администрации Липецкой области (!!! – авт.) «Портал неравнодушных», будут рассмотрены и учтены в ходе дальнейшей работы над законопроектом», — заверили в управлении».

То есть: провели опрос даже не в массовом интернет-СМИ, а на «общественном» ресурсе при местной власти. Кто его посещает, непонятно. Точнее, как раз понятно — горстка политизированных граждан, так или иначе причастная к деятельности липецких чиновников. А результаты служат обоснованием для очередного абсурдного запрета. Общественное мнение как таковое стремительно исчезает из информационного поля. В сегодняшней реальности оно никому не нужно. Его место занимают разной умелости фейки — не более чем инструмент политтехнологий.

Но глас народа как тот суслик — ты его не видишь, а он есть. Подмена общественного мнения фейками может обернуться подменщикам очень и очень неприятными сюрпризами. Тем более, что год подходящий.
 
Андрей Соболевский
журналист