13:58
Вишенка без торта

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Правительство Новосибирской области подвело итоги конкурса на фирменный стиль региона. Победила сине-зеленая снежинка и слоган «Сибирь здесь» от живого классика рекламы и маркетинга Александра Сергеевича Филюрина. Символику дружно кинулись ругать сразу по двум критериям: новизны (оригинальности) и адекватности. Сразу скажу от себя: и то, и другое стремится к нулю. Но, во-первых, пинать оступившегося — не доблесть. А во-вторых, намного более серьезные вопросы есть не к победителям конкурса и даже не к его организаторам. Точнее, один-единственный вопрос:

— Зачем ЭТО нужно здесь и сейчас?

Региональный маркетинг — не химера, не миф, а достаточно точная и интересная наука. Брэндинг территории — её элемент. Но этот самый брэндинг будет более-менее эффективен и просто уместен, когда приведена в порядок сама территория. Когда выявлены, поддержаны, развиты и «раскручены» в медиасфере ее конкурентные преимущества. Когда есть динамика, точки роста, притяжение к ним. Когда именно здесь, на этой земле, больше, чем по соседству, хочется инвестировать, заниматься бизнесом, просто жить и отдыхать. Состояние региона, отношение к нему предпринимателей и простых жителей — торт, а фирменный стиль — вишенка на нём. Кондитерское изделие и без этого декора пойдет на ура, а вот единственная ягодка сама по себе мало на что годится. Вы разве помните, как выглядят эмблемы Сингапура, Дубаи, Сиднея?

Новосибирская область (подчеркнем, речь не только о городе) — не вполне торт. Утрировать не станем: не самый жуткий и отталкивающий субъект Федерации. На недавнем круглом столе в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН приводились цифры: по условиям ведения бизнеса регион занимает в стране 53 место, по инвестициям на душу населения стоит на 45-м. Всего в Российской Федерации 85 субъектов: мы не худшие, но и далеко не лучшие.

Инвестиции в основной капитал в Новосибирской области в 2015 году составили 180 миллиардов рублей. Это на почти на 5% меньше, чем в прошлом году, а за весь период 2012-2015 годов их объем находился в интервале 20-25% от ВРП. Сейчас регион участвует в реализации 20 программ федерального уровня, 15 объектов включены в Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП). Это не мало, но и не много — цифры опять-таки близки к средним. Факторами, сдерживающими новые вложения, участники круглого стола в ИЭОПП называли отсутствие резервных энергетических мощностей и пассивность новосибирского бизнеса. Местные компании предпочитают распределять прибыль между собственниками, а не расширять деятельность на территории области. Серьезные деньги приходят из-за рубежа и из федеральных центров.

А этому, увы, не благоприятствуют погоды. И экономические, и политические. Кризис можно называть как угодно, хоть временным увяданием процветания, но от этого он не перестает быть кризисом. Говорить о долге Новосибирской области не будем: во-первых, все знают, какими прекрасными весенними благопожеланиями он усугублен, во-вторых, почти все регионы сегодня должники. Но есть кризис и есть долг. На сегодня — около 43,7 миллиардов рублей.

Губернатор ищет, за что схватиться. Иногда находит. Вот почти готовая к употреблению программа реиндустриализации с весьма необычными правилами игры: вступай когда угодно, если есть с чем. Главное, чтобы вступили. Вот наука, фантастически стойкая к недофинансированию и реформам, работоспособная и продуктивная. Вот технопарк, то ли лучший, то ли второй в России. Вот новый мост и новый комплекс корпусов НГУ. Первый заметно разгрузил юг Новосибирска, второй даёт дополнительные мощности университету, пока что в хорошем темпе рвущемуся в мировой ТОР-100.

Наконец, есть трудно вербализуемые идеи Аэрополиса и Наукополиса: двух большущих территорий неопределенного статуса, но понятной специализации. Первая — царство авиации, логистики и перевозок, вторая — империя науки, образования и инноваций. Они частично наслаиваются друг на друга, они располагаются и в городских, и в сельских районах. И, ещё ни насколько не реализовавшись, вызывают к жизни проекты второго уровня: пустить в Толмачёво гибрид дирижабля с троллейбусом, а к востоку от Академгородка построить суперкампус для всех университетов сразу (разве что кроме НГУ). Чем всегда выделялся Новосибирск и новосибирцы на общем фоне, так это безграничным размахом.

Внушает ли всё это оптимизм? Сдержанный — да, наверно. Но при чем тут снежинка, сине-зеленый цвет и слова «Сибирь здесь»? В соседних регионах тоже много снега, они тоже сибирские, и растительность там, как и у нас, почему-то зеленая. Впрочем, новая символика Новосибирской области показала: с креативом мы пока что такие же середнячки, как с инвестициями на душу населения.

Если выбьемся не в дутые лидеры — тогда и торт будет, и вишенка на нем.