13:58
KPI мэрии

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Как оценивать деятельность департаментов, если отсутствуют критерии оценки эффективности

3 февраля состоялся отчет о результатах деятельности мэрии города Новосибирска в 2016 году перед депутатами Горсовета. За два часа были заслушаны в нон-стоп-режиме доклады основных департаментов мэрии о результатах их работы в 2016 году. Конечно, времени на каждый департамент было выделено совсем немного, поэтому сказано было только об основном.

Я задала важный на мой взгляд вопрос:Вот мы послушали отчеты. Но каким образом мы будет оценивать работу департаментов?

Дело в том, что у нас в Новосибирске совершенно отсутствуют как класс разработанные ключевые показатели эффективности деятельности департаментов. Каким образом нам судить, работают ли департаменты и мэрия в целом отлично или посредственно, если нет критериев оценки деятельности?

Мэр сказал: «Вам, депутатам надо, вы и разрабатывайте»

Но я считаю, что это надо не только депутатам. Ведь непонятно, как сам мэр оценивает эффективность деятельности вверенных ему департаментов? Или нет такой необходимости? Ну работают и работают...

Бизнесмены очень хорошо, думаю, поймут, о чем я говорю.

Внедрение системы KPI (Ключевые показатели эффективности) сегодня является базовым инструментом в деятельности любого современного бизнес-подразделения.

Но это важно не только для бизнеса. Это универсальное понятие.

На мой взгляд, критерии оценки являются краеугольным камнем эффективности чего бы то ни было. Будь то обучение ребёнка или работа большого государственного подразделения. Мы должны сформулировать, что для нас важно и что приоритетно. Сделать так, чтобы было понятно, как это мы измеряем. И сформировать систему вознаграждения и порицания в соответствии с критериями. "Кнут и пряник".

Так вот, если говорить о мэрии города Новосибирска, таких критериев, оценивающих деятельность департаментов, у нас попросту нет. Странно, правда?

Что происходит в итоге?

В итоге деятельность департаментов носит во многом характер Процесса. Деятельность не нацелена на достижение лучшего результата за минимальные средства. В систему совершенно никак не заложен "винтик" оптимизации процессов и расходов. Об этом, на мой взгляд, никто даже не задумывается в принципе. Потому что никто и не требует об этом задумываться. Этого попросту нет в функционале. По данному параметру никто не оценивает качество работы.

Каждый год верстается бюджет с одним позывом от департаментов: "Дайте нам больше денег. Нам надо больше денег, чтобы работать". И каждый год надо все больше, и больше, и больше. Но это путь в никуда.

Я начала разбираться с темой Ключевых параметров эффективности на примере Департамента земельных и имущественных отношений мэрии. К какому выводу я пришла.

Параметры эффективности департамента появляются, только вот когда. Когда проходит проверка деятельности департамента Контрольно-счетной палатой. КСП должна оценить эффективность, поэтому под каждую проверку совместно с мэрией формируются критерии. Я изучила критерии эффективности ДЗИО в ходе последней проверки КСП. Эти критерии носят исключительно процессный характер. То есть, сколько подали исков, сколько написали обращений.... И в итоге деятельность департамента признана эффективной. А то, что ДЗиО является основным поставщиком неналоговых доходов в бюджет города, и что за последние несколько лет резко снижается собираемость платежей - это не является параметром эффективности деятельности департамента.

На мой взгляд, осмысление этой темы может стать краеугольным камнем в вопросе повышения эффективности деятельности мэрии, в оптимизации системы муниципального управления,- этой большой и важной темы, которую регулярно поднимают и депутаты, и общественники. Только, как мне кажется, не знают, с чего начать. То, что вижу я: эти разговоры об оптимизации сводятся к тому, что увольняются несколько сотрудников, и уменьшается тем самым расходы на аппарат. Это называют оптимизацией. Но это - не оптимизация.

Надо начинать с другого.

С целеполагания и с формирования критериев и ключевых показателей эффективности, нацеленных на достижение результата, а не на процесс. Осмысление этих вопросов потянет за собой и все остальное.

Я хочу попробовать исследовать более глубоко эти вопросы на примере Департамента земельных и имущественных отношений. По имеющейся у меня информации, перестройка работы таких департаментов в некоторых регионах с процессной деятельности на деятельность, нацеленную на результат, с введения соответствующих критериев эффективности и направления работы департамента на их достижение, позволила сильно поднять результативность.

Не знаю пока, что получится. Мы же понимаем, что как бы ни было, реализуемость любых предложений зависит не только от их разумности, но и от желания их внедрения. И от наличия воли.

Буду признательна за обратную связь, за поддержку и помощь.