13:58
Чудесная ГЧП-арифметика сквера на Демакова в Академгородке

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Полагаю, в механизме государственно-частного партнерства есть полезный для общества потенциал. Но важно, чтобы власть при этом отстаивала, прежде всего, общественные интересы.

В этой публикации рассказано о том, как мэрия Новосибирска хочет реализовать благоустройство сквера на Демакова и какой ценой. И о том, чего хотят жители и почему.

О ТЕРРИТОРИИ СКВЕРА

«Сквер на Демакова» – это участок в «нижней зоне» Академгородка на пересечении улиц Демакова, Российская и Иванова. Общая площадь – около 5 га: 2,5 – это заросший бурьяном пустырь и 2,3 га – это «асфальтированные площадки», там раньше был рынок. Все в муниципальной собственности. Есть еще внутри этой общей территории 5 га совсем небольшие участки, – частные и сервитут на проезд, но они не принципиальны в данном разговоре.

11 мая инициативная группа жителей микрорайона «Щ» провела митинг о том, чтобы исключить строительство коммерческого объекта на территории «асфальтированных площадок». Организаторы митинга хотят, чтобы весь участок в 5 га был использован для решения социальных задач. Например, чтобы сквер был построен на всем участке 5 га и без привлечения инвестора, который откусит половину участка под коммерческий объект.

У мэрии же другое видение. Асфальтированные площадки должны быть отданы без аукциона под строительство коммерческого объекта, это позволит потратить 50 миллионов рублей на благоустройство той части в 2,5 га, которая заросла бурьяном.

Давайте попробуем проследить, как менялись обещания мэрии и зададимся вопросом, являются ли предлагаемые к реализации условия адекватными? Готово ли сообщество согласиться с такими условиями?

А также обсудим, что было предпринято мэрией для того, чтобы решить вопрос строительства сквера другим способом, без инвестора, например, на бюджетные деньги.

Для начала посмотрим, что происходит с ФИНАНСОВОЙ СТОРОЙ ВОПРОСА.

ИЮНЬ 2017

Территория «асфальтированных площадок» (2,3 га) выставлена на аукцион. На этом участке можно строить объекты разного назначения, в том числе коммерческие объекты и торговые центры. В аукционе были готовы принять участие несколько компаний, но аукцион был приостановлен. Участники аукциона были готовы отдать за участок 300-400 миллионов рублей.

ДЕКАБРЬ 2018

В Горсовете шли жаркие обсуждения вопроса о включении этих «асфальтированных площадок» в прогнозный план приватизации. Мэрия выставляла аргументом необходимость обустройства прилегающего к площадкам сквера (2,5 га бурьяна), на что в настоящее время средств в бюджете города нет. В федеральную программу «Современная комфортная городская среда» сквер включен только в 2022-2023 годах.

Руководитель департамента земельных и имущественных отношений Георгий Жигульский не раз публично произносил цифру в 170 миллионов рублей, которая в случае приватизации «асфальтированных площадок» будет направлена на обустройство прилагающего сквера в 2,5 га.

Мэр Анатолий Локоть в своих цифрах был скромнее: 100-120 миллионов. Несмотря на отрицательное мнение председателя президиума СО РАН Валентина Пармона и депутата Совета депутатов Натальи Пинус, считающих, что территорию «асфальтированных площадок» нужно зарезервировать под социальные нужды, площадки были включены в план приватизации.

МАЙ 2019

На пути реализации обозначенных выше намерений мэрией произведена оценка стоимости «асфальтированных площадок». Они оценены в 186 млн рублей. Через механизм государственно-частного партнерства мэрией будет привлечен инвестор. Аукциона теперь никакого не будет.

Инвестор должен будет обустроить прилегающий рядом сквер и получит под коммерческую застройку территорию «асфальтированных площадок».

В этой схеме на сквер он выделит 50 миллионов рублей.

ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ?

Получается, за 50 миллионов, которые будут направлены на строительство сквера, в собственность коммерсантов перейдет участок в 2,5 га в центральной части микрорайона «Щ» в Академгородке.

Сегодня территория вокруг этого пустующего островка представляет собой многоэтажное гетто и высотное жилое строительство будет продолжаться. Этот участок в 5 га десятилетиями сохранялся властью и сообществом для реализации социальных задач. Теперь половина на смешных условиях уйдет частникам, и там появится коммерческий объект. И делается это под благими целями обеспечения финансированием строительства сквера на прилегающей территории.

МОЖНО ЛИ ПОСТРОИТЬ СКВЕР НА БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ?

Предприняла ли власть усилия для того, чтобы обеспечить строительство сквера бюджетными деньгами? На мой взгляд, крайне недостаточно.

Участок сквера (2,5 га) уже включен благодаря усилиям депутатов и жителей в федеральную программу «Современная комфортная городская среда» со сроком реализации 2022-2023 годы. Пока с бюджетом 26 миллионов рублей.

Предприняты ли усилия по увеличению финансирования и изменению сроков на более ранние? Нет, таких попыток властью не было сделано. Хотя у меня есть основания считать, что эти попытки имели много шансов увенчаться успехом.

Но по этому пути никто даже не попробовал идти.

Власть планомерно продолжает реализовывать начатое дело передачи участка бизнесменам на условиях, которые им выгодны.

И как с этим быть?

 
Наталья Пинус
исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», депутат Горсовета Новосибирска