13:58
О работе Контрольно-счетной палаты Новосибирска

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Только существенные наказания за нарушения могут снизить их объем.

В этой публикации я хочу немного рассказать о том, чем занимается Контрольно-счетная палата Новосибирска, а также представить два своих предложения. Первое – по отчетам самой палаты (о необходимости выделять из общего объема выявленных нарушений устранимые нарушения для последующего контроля за их устранением). Второе – по мерам, предпринимаемым мэрией в отношении результатов проверок. На мой взгляд, меры наказания нарушителям (руководство и сотрудники муниципальных учреждений) слишком незначительны, это приводит к ощущению безнаказанности за совершение нарушений.

Об этих своих предложениях я говорила на комиссии по бюджету и на последней сессии Совета депутатов. Как продвинуть эти предложения в плоскость реализации – отдельный вопрос. Написала об этом в конце публикации. Буду рада, если мы дополнительно вместе это обсудим.

Теперь подробнее.

О РАБОТЕ КСП

Контрольно-счетная палата Новосибирска создана в 2002 году Советом депутатов. Она призвана контролировать деятельность органов местного самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия, а также проводить экспертно-аналитические мероприятия. В отчетах КСП, помимо фиксации выявленных недостатков, содержатся рекомендации по их устранению. Также депутатам предоставляется информация об устранении нарушений и о привлечении должностных лиц к ответственности.

Все депутаты Совета (и я в том числе) с большим уважением относятся к работе палаты, которую неизменно возглавляет Геннадий Иванович Шилохвостов. Ежегодно депутаты на сессии заслушивают отчет о деятельности КСП. Отчет за 2018 год был представлен на сессии 20 марта.

В отчете, в частности, указано о том, что за период 2018 года палатой проведено 43 «проверки». В результате этих проверок выявлено финансово-бюджетных нарушений на сумму 1 млрд 437 млн рублей. Устранено из этого объема нарушений на сумму 68 млн рублей.

37 материалов направлены в правоохранительные органы, 40 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, двое – к административной, на двоих составлены протоколы об административных правонарушениях.

О реальных объемах нарушений в бюджетной сфере предприятий и учреждений, подведомственных мэрии, можно догадываться только косвенным образом, учитывая тот факт, что в 2018 году палатой выявлено нарушений на сумму около полутора миллиарда рублей и то, что под проверки КСП подпадает лишь малая толика организаций.

МОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Я состою в комиссии по бюджету Совета депутатов, все проверки палаты рассматриваются на этой комиссии. Качество проведенных проверок заслуживает уважения. Но каждый раз я задаюсь вопросом о том, каковы последствия этих проверок?

На мой взгляд, все тут просто: выявленные недостатки должны быть по максимуму устранены, а нарушители должны быть наказаны. И в этой связи наказание, скорее, важно не само по себе, а как мера, демонстрирующая отношение муниципалитета к нарушениям.

При этом и контроль за устранением нарушений, и наказание за них уже не относятся к вопросам деятельности Контрольно-счетной палаты, функция которой, прежде всего, в обнаружении и фиксации нарушений. Эти задачи должна решать мэрия. И, на мой взгляд, мэрия сегодня справляется с этим недостаточно хорошо.

Зачем наказывать за нарушения? Полагаю, муниципальные служащие должны знать: если будут выявлены нарушения, то за этим последуют существенные наказания. Помимо совести, которая, конечно, лучший контролер, такая политика исполнительной власти может существенно снизить объем и глубину нарушений. Исходя из того, что я наблюдаю, сегодня скорее можно говорить о безнаказанности и попустительстве нарушениям со стороны мэрии.

ОБ УСТРАНЕНИИ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

Вернусь к представленным выше данным. В 2018 году Контрольно-счетной палатой выявлено нарушений на сумму 1 млрд 437 млн рублей, а устранено из них на сумму 68 млн. Это меньше пяти процентов. С чем связан такой низкий процент?

Руководитель КСП пояснил: часть нарушений не может быть устранена (например, если я правильно понимаю, нарушения в ведении бухгалтерской отчетности, их размер в полутора миллиардах всех выявленных за 2018 год нарушений около 61,5 млн).

Я предложила в отчетах КСП по итогам проверок четко фиксировать общую сумму нарушений по организации и ту часть нарушений, которая может быть устранена. Это упростит возможность контроля за устранением нарушений. Сейчас такого внятного разделения нет.

О НАКАЗАНИЯХ ЗА НАРУШЕНИЯ

Очень часто палатой фиксируются нарушения на десятки миллионов рублей. Самый распространенный вид порицания: выговор нарушителю и лишение премии (или части премии) за какой-нибудь месяц.

Приведу в пример недавнюю проверку КСП, которая была проведена по моей инициативе. Новосибирский центр по проблемам домашних животных, это муниципальное учреждение, которое занимается отловом и эвтаназией безнадзорных животных. Я планирую отдельно подробнее об этой проверке написать. Сейчас коснемся лишь вот какого аспекта.

По итогам проверки за 2015-2017 годы выявлено финансовых недостатков более, чем на 60 миллионов рублей. Объем этих недостатков удивил даже многих депутатов-старейшин. Некоторые недостатки были выявлены еще проверкой 2013 года, был составлен план по их исправлению, затем отрапортовали об их исправлении, но проверка 2018 года показала, что ничего не исправлено.

Какие меры предприняты к нарушителям?

«Применено дисциплинарное взыскание в виде замечания в отношении трех сотрудников организации, кроме того по итогам работы за февраль уменьшены надбавки за качество и премии восьми сотрудникам».

Какой сигнал получают сотрудники мэрии?

Мне кажется, такой: нарушать можно. И если не сильно зарываться, ограничивая свои аппетиты несколькими десятками миллионов, то отделаешься выговором и лишением премии за месяц.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

По каждому из предложений я направила письма. По первому – в Контрольно-счетную палату. И, как мне показалось при устном обсуждении на комиссии и на сессии, руководство КСП считает возможным и целесообразным указывать в актах проверок объем нарушений, возможный к устранению.

Что касается второй проблемы, связанной с ужесточением мер наказания за совершенные нарушения, – написала письмо мэру. В письме такой итог: «В связи с этим, прошу Вас инициировать разработку системы административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц мэрии за совершение нарушений в финансово-бюджетной сфере. Полагаю, такая система может определять и фиксировать ответственность в зависимости от объема и существа выявленного нарушения. Разработка и введение такой системы позволит снизить объем правонарушений в финансово-бюджетной сфере муниципалитета».

Но почему-то у меня мало надежды на активную деятельную реакцию, несмотря на то, что предложения мне кажутся весьма разумными и действительно необходимыми для обеспечения эффективного функционирования муниципалитета. Отмечу лишь, при моем представлении этих предложений на комиссии по бюджету и на сессии Горсовета энтузиазма по этому поводу изменения подходов никакого высказано не было.

Возможно, настоящая публикация будет этому содействовать.

 
Наталья Пинус
исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», депутат Горсовета Новосибирска