13:58
Проектировщик «Просторного» займется «Академгородком 2.0»

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Проектировать концепцию флагманского проекта Новосибирской области «Академгородок 2.0» будет компания «Концепт-проект», – разработчик многих объектов самой низкобюджетной категории Компании «Дискус-плюс», автор проекта жилого комплекса «Просторный», не так давно благодаря Илье Варламову «прославившего» Новосибирск на всю Россию. «Усилить» разработки «Концепт-проекта» решено работами победителей конкурса, в котором даже нет призового фонда.

Можно ли при таком подходе рассчитывать на высокий результат, соответствующий уровню амбициозных задач проекта «Академгородок 2.0»? На мой взгляд, нет. И, на мой взгляд, это очевидно. А вот почему все происходит именно так, мне совсем не понятно.

Теперь подробнее.

Проект «Академгородок 2.0» позиционируется как флагманский проект Новосибирской области. Академгородок станет новой столицей российской науки, образования и инноваций. На территории будущего Академгородка, который будет охватывать несколько муниципальных образований, будут реализованы самые современные градостроительные и архитектурные решения.

Таковы амбициозные мифы «Академгородка 2.0».

И, что бы мы ни говорили, именно с таких, иногда фантастических на первый взгляд, идей начинаются крупные, смелые и яркие проекты. И тут очень важно, как эти идеи «приземляются» на реальную почву. Как и кем реализуются конкретные пошаговые задачи. От этого всецело зависит, будет ли у этих смелых идей будущее, или его не будет.

Для меня очевидно, что для разработки концепции пространственного развития территории реализации «Академгородок 2.0», формирования подходов к инвестиционной составляющей проектов, входящих в этот мега-проект, для формирования организационно-управленческих моделей проекта, учитывая уровень заявленных проектом амбиций, нужно привлекать как минимум лучших градостроителей и профессионалов страны. Это как минимум. Более перспективное решение – ориентироваться на яркие международные имена.

Так стоит поступать, если мы хотим дать реальный деятельный старт яркому и сильному проекту, показав серьезность своих амбиций. Так стоит поступать, если хотим получить достойный хотя бы по российским масштабам результат. В случае, если не хватает бюджетных средств на привлечение звезд, – надо искать внебюджетку. Я убеждена в том, что в регионе есть люди, заинтересованные в реализации такого амбициозного проекта, и понимающие, что продвинуть эту идею можно только в сотрудничестве с действительно профессиональными людьми с серьезными именами и солидным представительным опытом.

Но сделано то, что сделано.

12 марта 2019 года министерство строительства Новосибирской области заключило контракт с победителем конкурса «Подготовка исследовательской работы для развития зоны опережающего развития "Наукополис" Новосибирской агломерации». За 120 дней организация-победитель должна реализовать очень большой и серьезный объем работ, требующих высокого и очень разностороннего профессионализма. Это задачи пространственного развития с учетом различных функциональных зон, разработка транспортных схем (даже системы малой авиации), оценка и формирование инвестиционных проектов, определение организационно-правовой модели управления и многое другое. Территория охвата - несколько муниципальных образований.

Я специально привела в конце этой публикации перечень того, что должно быть сделано. Не поленитесь просмотреть этот перечень хотя бы вскользь. Он действительно впечатляет!

Победителем конкурса, в котором было три участника, стало ООО «Концепт-проект», согласившееся сделать это за 3 млн 390 тысяч рублей. Если зайти на сайт «Концепт-проекта», то мы увидим:

Последняя публикация новостной ленты сайта проектного бюро датируется 2014 годом. А значительное число работ «Концепт-проекта» – новостройки компании «Дискус-плюс», которая славится строительством жилья самой низкой ценовой категории. Кстати, именно «Концепт-Проект» проектировал жилмассив «Просторный», «прославивший» не так давно Новосибирск на всю страну после его посещения блогером-урбанистом Ильей Варламовым.

«Усилить» работу «Концепт-проекта» решили бесплатными работами. Для этого минстрой Новосибирской области объявил открытый конкурс на разработку концепции архитектурно-градостроительного развития Новосибирского научного центра. Целью этого конкурса является разработка варианта единой концепции пространственно-средовой организации Новосибирского научного центра с учетом формирования пространств различного назначения: жилая застройка, озелененные и общественные территории, транспорт, зоны научно-образовательной инфраструктуры. Весьма серьезные задачи. Конкурсные работы принимаются до 1 апреля. Примечательно, что в бюджет конкурса не заложена оплата за работу, нет и призового фонда. Интересно, на чье участие рассчитывают организаторы и какого уровня работы планируют получить? В разговоре организаторы признались, ждут в основном студенческие предложения. Очевидно, что на большее рассчитывать при таком положении вещей сложно.

Напомню, это не первая попытка региональных властей разработать Концепцию «Академгородка 2.0». Прошлая была предпринята в 2018 году. Тогда эта задача была поручена Московскому институту градостроительства ОАО «Гипрогор», который должен был выполнить практически аналогичные работы: создать концептуальный макет проекта «Академгородок 2.0», рассчитать его первичные параметры и написать базовую стратегию. «Гипрогору» планировали за это заплатить 4 млн 200 тысяч рублей.

Но «Гипрогор», по моей информации, не справился с поставленной задачей, и соглашение с ним было расторгнуто.

Итак, что имеем в сухом остатке?

После одной неудачной попытки разработать концепцию «Академгородка 2.0», делается вторая попытка. Теперь эта работа поручена проектировщику «Просторного», который использует для решения этой непростой комплексной задачи, требующей высокого профессионализма, бесплатные работы студентов. На мой взгляд, такой подход губителен для проекта.

Но что мне непонятно в этой ситуации, неужели этого не осознают кураторы проекта «Академгородок 2.0» в правительстве Новосибирской области?

Что это? Халатность? Недальновидность? Недостаток профессионализма? Или что-то еще?

Что должен сделать «Концепт-проект» по проекту «Академгородок 2.0»

Из описания предмета закупок на подготовку исследовательской работы для развития зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации (приложение к заключенному контракту).

Проект должен обеспечить выработку стратегии пространственного развития зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации до 2035 года В ЦЕЛЯХ:

- развития научно-исследовательской и производственно-внедренческой деятельности;

- создания наилучших условий для постоянной генерации новых и развития существующих инновационных бизнесов;

- создания инновационной инфраструктуры и системы трансфера технологий от научно-образовательных организаций в реальный сектор экономики;

- определения стратегических принципов, обеспечивающих инновационное развитие и социальное благополучие с учетом положений программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года;

- расширения международных связей и экспорта наукоемкой продукции;

- развития рекреационных территорий;

- улучшения социальной и транспортной инфраструктуры территории зоны;

- повышения привлекательности и конкурентоспособности новосибирского высшего образования на международном и российском рынке образовательных услуг;

- обоснования границ развития Новосибирского научного центра (новосибирского Академгородка) как территории с высокой концентрацией исследований и разработок;

- разработки концепции градостроительного развития Новосибирского научного центра (новосибирского Академгородка) как территории с высокой концентрацией исследований и разработок до 2035 года.

ГРАНИЦЫ ПЛАНИРУЕМОЙ ТЕРРИТОРИИ

В границы территории зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации (далее зона) входят территории муниципальных образований:

- городского округа города Новосибирска (в границах Советского, Первомайского административных районов);

- городского округа города Бердска;

- городского округа рабочего поселка Кольцово;

- городского поселения рабочего поселка Краснообск Новосибирского муниципального района;

- Барышевского сельсовета Новосибирского муниципального района;

- Мичуринского сельсовета Новосибирского муниципального района. (приложение 1 к описанию объекта закупки).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ:

1. Обеспечение инфраструктурного развития территории следующими градостроительными решениями:

1.1. формирование предложений по развитию и расширению населенных пунктов в части установления новых границ их территорий, коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур, расположения земельных участков под жилищное строительство.

1.2. формирование предложений по развитию территорий, используемых для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

1.3. перспективное размещение новых жилых микрорайонов, а также научно-производственных зон на территории Новосибирского района, примыкающего к Советскому району с востока, в первую очередь – на территории Барышевского сельсовета;

1.4. развитие имеющихся жилых микрорайонов и зон размещения производственных, научных и образовательных учреждений;

1.5. сохранение в существующих границах рекреационного каркаса, представленного сосновыми борами и лесами вдоль основных водотоков (Обское водохранилище и р. Обь, р. Бердь, р. Ельцовка, р. Шадриха и их притоки), а также его качественное развитие, направленное на улучшение рекреационного потенциала, развитие рекреационных территорий, в том числе для занятий лыжным спортом с возможностью проведения соревнований федерального уровня – «Лыжня России»;

1.6. сохранение объектов культурного наследия и их интеграция в туристическую инфраструктуру зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации.

2. Анализ сложившейся градостроительной ситуации, документов социально-экономического развития Новосибирской области и муниципальных образований в границах проектируемой территории.

3. Анализ системы расселения, коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, жилищной обеспеченности, мест приложения труда на проектируемой территории;

4. Анализ потенциала природных, энергетических и земельных ресурсов проектируемой территории на предмет их вовлечения в инвестиционную деятельность, включая:

4.1. определение форм собственности на земельные участки в пределах указанных территорий;

4.2. определение кадастровой стоимости земельных участков в пределах административно-территориальных образований, включенных в состав проектируемой территории;

4.3. определение рыночной стоимости земельных участков;

4.4. оценка потенциального увеличения стоимости земельных участков вследствие создания и развития зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации;

4.5. выявление несоответствий фактического использования земельных участков разрешенному использованию, указанному в кадастровых сведениях; определение мер по приведению сведений государственного кадастра в соответствие фактическому использованию земельных участков;

4.6. установление перспективных планов органов местного самоуправления, градообразующих предприятий и собственников земельных участков в отношении развития этих участков, определение потенциальных конфликтов интересов и выявление возможных путей разрешения этих конфликтов;

4.7. определение ограничений коммунального, геологического, гидрологического и экологического характера и выявление возможных путей устранения этих ограничений или их нейтрализации.

5. Согласование результата выполнения исследовательской работы с документами стратегического планирования Новосибирской области в отношении территории зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации.

6. Прогноз перспективной численности населения в границах проектируемой территории в разрезе возрастных групп на среднесрочный и долгосрочный периоды.

7. Определение границ земельных участков для возможного размещения предприятий различного профиля, требующих установления санитарно-защитных зон и иных ограничений развития территории.

8. Подготовка предложений по размещению планируемых объектов науки СО РАН (в соответствии с Планом развития Новосибирского научного центра до 2035 года) с анализом возможного их влияния на окружающую природную среду, объема грузоперевозок и потребления энергоресурсов, в том числе:

- исследовательской инфраструктуры СО РАН;

- опытно-экспериментальной инфраструктуры СО РАН, объектов высшего образования;

- научных и внедренческих парков;

- предприятий выпускающих инновационную продукцию на проектируемой территории.

9. Подготовка предложений по увеличению количества высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях расположенных в границах зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации;

10. Разработка комплексной транспортной схемы зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации, включающей в себя следующие элементы:

10.1. дублирующие магистральные автодороги широтного (Кольцово – Нижняя Ельцовка – Краснообск; Ключи – Академгородок – ОбьГЭС) и меридионального (Бердское шоссе, Восточный обход,) направления. Магистральные автодороги должны иметь минимальное количество развязок со светофорным регулированием и должны обеспечиваться двухуровневыми развязками и пешеходными мостами на взаимных пересечениях;

10.2. транспортно-пересадочные узлы (по принципу «park and ride» пригородная стоянка, на которой водитель оставляет автомобиль и пересаживается на общественный транспорт) на железнодорожных станциях и остановочных платформах: «Бердск», «Обское море», «Сеятель», «Нижняя Ельцовка», «Барышево» и «Университетский проспект» обустроенные парковочными площадями и свободным доступом к прилегающей магистральной автодороге.

10.3. скоростная автомагистраль, соединяющая зону опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации и аэропорт Толмачево (Южный обход), обеспечивающая часовую автотранспортную доступность аэропорта для жителей зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации, сотрудников его предприятий и гостей, с выходом на нее указанных выше автодорог широтного направления;

10.4. создание согласованной с расписаниями основных авиарейсов схемы движения скоростных электропоездов;

10.5. создание «альтернативной» транспортной сети для пешеходов и велосипедистов, дублирующей автотранспортную сеть, посредством организации «сквозных» рекреационных зон и проходящих по ним пешеходных и велосипедных маршрутов (по существующим лесным массивам и вдоль естественных водотоков), с обустройством соответствующих переходов на их пересечениях с железнодорожными и автомобильными магистралями;

10.6. создание сезонной сети (схемы) транспортного сообщения по городу Новосибирску и Новосибирской области на основе использования водных путей рек Обь, Иня, Бердь и Обского водохранилища с встраиванием ее в комплексную систему пересадочных узлов железнодорожного и автомобильного транспорта;

10.7. создание сети инфраструктуры функционирования малой пассажирской и специальной авиации (самолетное и вертолетное сообщение.

11. Подготовка паспортов инвестиционных площадок в составе границ проектируемой территории по форме приложения 2 к Описанию объекта закупки (не менее 10 паспортов).

12. Доработка и обобщение паспортов инвестиционных проектов в соответствии с реестром (предоставляются заказчиком) с указанием инвестиционной площадки, на которой каждый из проектов может быть реализован (не менее 40 паспортов).

13. Определение организационно-правовой модели управления зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации.

14. Прогнозный расчет затрат на реализацию каждого из проектов, а также на строительство и/или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур.

15. Подготовка предложений по выбору формы и организации управления зоной опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации Новосибирской области.

16. Подготовка перечня градостроительных мероприятий по реализации концепции в границах проектируемой территории.

17. Анализ возможности реализации «флагманских» комплексных проектов программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года в рамках зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации.

18. Определение предпосылок к формированию новых кластеров в зоне опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации.

19. Осуществление комплексной оценки территории в границах зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации (определение зон фактического использования земельных участков (жилищное строительство, промышленные зоны, зоны сельскохозяйственного производства и другие), анализ состояния, использования и потенциала земель, входящих в территорию зоны опережающего развития).

20. Формирование предложений по использованию в последующем земельных участков, входящих в территорию зоны опережающего развития, с учетом:

- предполагаемого размещения объектов федерального, регионального и местного значения;

- утвержденных градостроительных документов всех уровней и необходимостью внесения изменений в них;

- необходимости резервирования и изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

- необходимости изменения использования земельных участков (категории, вида разрешенного использования) в соответствии с действующим законодательством;

- необходимости строительства (реконструкции) объектов коммунальной инфраструктуры с учетом необходимого обеспечения предлагаемых к размещению инвестиционных объектов

21. рассмотрение возможности формирования в границах зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации современного научно-образовательного межвузовского кампуса, который будет способствовать устойчивому развитию научного и инновационного потенциала региона, обеспечивать на единой территории комфортные условия для эффективной организации учебного процесса, исследовательской деятельности, проживания и досуга студентов и преподавателей

22. Подготовка градостроительного планировочного макета территории зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации, дающего общее представление о расположении крупных значимых объектов в границах территории, с возможностью демонстрации на нем при помощи видеопроектора визуализации проектов, предполагаемых к реализации на территории зоны, отображения этапов ее инфраструктурного освоения, технико-экономических показателей планируемой застройки и рекреационного развития.

23. Формирование предложений по обоснованию границ развития Новосибирского научного центра (новосибирского Академгородка) как территории с высокой концентрацией исследований и разработок.

Такие дела...

 
Наталья Пинус
исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», депутат Горсовета Новосибирска