13:58
Критические замечания к стратегии Анатолия Локтя

БЛОГИ на Сибкрай.ru

11 мая пресс-центр мэрии распространил релиз, посвященный обсуждению тезисов Анатолия Локтя «Новосибирск. Стратегия-2030» в районах Новосибирска. Я принимала участие в таком обсуждении в Советском районе.

Будучи независимым депутатом, считаю важным высказать свое мнение о стратегии «Новосибирск-2030». К сожалению, я не обнаружила стратегию в виде документа, что странно. Поэтому я базирую свои выводы о содержании предлагаемой Локтем стратегии на материале, представленном в ходе презентации в администрации, и исходя из информации, размещенной в СМИ. Буду признательна за репост.

На мой взгляд, представленные мэром тезисы являются предвыборным пиаром. Странно уже одно то, что эта история со стратегией города затевается не в год, следующий за выборами Анатолия Локтя на пост мэра, что было бы логично, а спустя четыре года. Одновременно с известием о намерении Локтя баллотироваться в губернаторы. Самое время для новых обещаний.

Что меня смущает в Стратегии Локтя? Два основных момента.

Первый. Почему в стратегии города Новосибирска Анатолия Локтя так много пунктов, которые не имеют отношения к полномочиям муниципалитета? Почему наш мэр с такой легкостью рассуждает о полномочиях региональной и федеральной власти? Развитие села, наука, высшее образование, медицина, – это совсем не его полномочия согласно 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления…»

Насколько стыкуются эти планы с планами тех уровней власти, которые реально по закону несут ответственность за эти сферы жизнедеятельности? К тому же, Федеральный закон 172-ФЗ «О стратегическом планировании…», говорит о том, что в муниципальных образованиях должна быть установлена устойчивая связь между стратегическим планированием и бюджетной политикой: если есть направление в стратегии, значит должна появиться строчка в бюджете.

Горожане действительно готовы отдавать свой и без того скудный бюджет селу и на развитие медицины, которые финансируются регионом? Или на развитие науки и высшего образования, регулирование и финансирование которых находятся на федеральном уровне власти?

Второе. Увы, в этих тезисах заложено много пустых обещаний. В Стратегии Локтя много красивых слов, но вероятность реализации того, о чем идет речь, под большим вопросом.

Планы и обещания по ряду тем новой стратегии представлялись Анатолием Локтем в период предвыборной кампании на пост мэра в 2014 году. Но реализованы не были. Теперь, накануне губернаторских выборов, с пафосом представлены новые.

Я считаю важным зафиксировать дисбаланс между обещаниями и реальностью.

Убеждена, общество должно указывать на подобные моменты и демонстрировать политикам, что такой подход неприемлем. Иначе мы мультиплицируем безответственность политиков. Это не в интересах общества.

Предлагаю подробнее разобрать десять тезисов стратегии города Новосибирска от Анатолия Локтя.

1.ДОХОДЫ ГОРОДА

Анатолий Локоть в первом пункте своей стратегии говорит о необходимости повысить доходы города. И предлагает сделать это за счет изменения межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это о том, какой процент налогов поступает в какой из бюджетов: федеральный, областной и городской. О необходимости изменения межбюджетных отношений Анатолий Локоть говорил и во время мэрской предвыборной кампании весной 2014 года.

За это время межбюджетные отношения изменились, но не в пользу города, а в обратном направлении. Осенью 2014 года город передал 10% НДФЛ региональному бюджету, а это около 3,5 млрд рублей в год. Теперь Локоть снова говорит о необходимости изменять межбюджетные отношения.

Вот еще несколько цифр, которые демонстрируют динамику показателей городского бюджета за время пребывания Анатолия Локтя на посту мэра.

ДОЛГ ГОРОДА

С 1 января 2014 года до 1 января 2018 года долг города Новосибирска увеличился с 12,7 млрд рублей до 20,4 млрд рублей, то есть на 60%. За этот период доля долга от объема зарабатываемых городом денег увеличилась с 54% до 87%.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Показательным является, сколько денег направляется на капитальное строительство, – это новое строительство и реконструкция школ, детских садов, спортивных сооружений и учреждений культуры. С 2014 до 2018 года средства, направляемые городом на капитальное строительство упали в 8,5 раз: с 12 млрд 683 млн руб (бюджет 2014 г) до 1 млрд 511 млн рублей (бюджет 2018 г).

ДОЛГИ ЗА АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Существенным источником пополнения казны города является аренда земельных участков. Долг за аренду земельных участков перед казной Новосибирска увеличились с 2 млрд 091 млн рублей на 01.01.2014 до 4 млрд 22 млн на 01.04.2018, – на 1 млрд 931 млн рублей или на 92%. При этом мэрия отказывается предоставить информацию о крупнейших задолжниках даже депутатам.

Я не знаю, стоит ли говорить о том, что доходы города – это способ реализации стратегии, доходы не могут быть целью. И появление этого пункта в первых строках стратегических планов – это методологическая ошибка.

2. РАЗВИТИЕ СЕЛА

Тезис о необходимости развития села в стратегии Новосибирска до 2030 года выглядит абсурдом. Еще более удивительно то, что тема села в Стратегии Новосибирска Анатолия Локтя – вторая по приоритетам для нашего города после межбюджетных отношений.

Развитие сельского хозяйства – это прерогатива региональной политики. В Новосибирске нет сельских территорий, зато есть множество нерешенных на городском уровне проблем.

Как я уже говорила выше, согласно федеральному законодательству, если есть направление в стратегии, значит должна появиться строчка в бюджете.Действительно, по мнению Локтя, город, стоящий с протянутой рукой перед региональным бюджетом, готов финансировать село?

На мой взгляд, тема села в стратегии Локтя – популизм перед губернаторскими выборами.

3. РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Друзья, пожалуйста, запомните: развитие науки – это федеральная задача. Слова о развитии науки в стратегии города, кем бы они не произносились, – это популизм.

Академгородок и его многочисленные научные институты по своей сути не принадлежат городу, городу по большому счету не нужны результаты научной работы Академгородка, его деятельность никак не заточена под решения задач Новосибирска.

Научные учреждения Академгородка призваны решать глобальные федеральные задачи по наращиванию научного потенциала страны. Научные организации принадлежат федералам. Развитие науки идет в Академгородке параллельным независимым от города курсом и завязано на укреплении федеральных связей, на получении федерального финансирования для решения федеральных задач.

Развитие высшего образования – опять популизм, и снова на поверхности. В Новосибирске нет ни одного вуза, который находился бы в ведении города. К чему и зачем эти слова о «Новосибирске, как столице студентов»?

Не лучше ли мэру сосредоточиться на базовых функциях муниципалитета, которые определены законодательством, и наладить эффективную работу в этих отраслях, вместо того, чтобы говорить красивые слова о том, что не лежит в полномочиях и в ведении муниципалитета и мэрии?

4. НОВОСИБИРСК – КРУПНЕЙШИЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ЦЕНТР

Анатолий Локоть говорит о том, что надо развивать транспортную инфраструктуру города. Да. Это так. Давайте посмотрим, как сегодня мэр решает задачи строительства и ремонта транспортных городских магистралей. Это прямая задача муниципалитета, в отличие от развития научного потенциала и сельского хозяйства.

Для строительства и ремонта дорожной сети города сегодня есть замечательные возможности, – в России реализуется федеральная программа Безопасные качественные дороги. В 2018 году в Новосибирске, самом большом муниципалитете России с численностью населения в 1 млн 610 тыс человек, по этой программе планируется реализация работ на сумму 1 млрд 47 млн. Это значительно меньше, чем в других городах, численность жителей которых ниже. Для примера:

Екатеринбург – 1 млрд 554 млн руб.Красноярск – 1 млрд 700 млн руб.Нижний Новгород – 1 млрд 806 млн руб.

Показательной является величина финансирования по этой программе на одного горожанина в 2018 году. Новосибирск – в хвосте:

Новосибирск – 647 руб на человекаКрасноярск – 1 381 руб на человекаБарнаул – 2 055 руб на человекаКемерово – 2 245 руб на человека, – в три раза больше, чем в Новосибирске.

Вот еще показательные цифры. Софинансирование из городского бюджета. Конечно, надо стремиться к тому, чтобы ремонтировать дороги не за деньги города, а за областные и федеральные деньги. И ведь многим это удается.

Посмотрите на цифры, они впечатляют. Каково участие городского бюджета в реализации федеральной программы Безопасные качественные дороги:

Новосибирск – 54% – софинансирование городского бюджета.Нижний Новгород – 15%Красноярск – 0%Барнаул – 0%Кемерово – 0%

Кстати, чтобы включить дорогу в программу БКД теперь надо предоставить паспорт дороги, в котором отражены основные технические данные о дороге: протяженность, покрытие, состояние и т.д. Вообще-то федеральное законодательство предписывает иметь такой паспорт для каждой дороги. В Новосибирске выяснилось, что паспортов нет совсем, а около 70% новосибирских дорог даже не поставлены на кадастр, то есть, не зафиксирована их принадлежность к городу Новосибирску, поэтому мы не можем просить средства на их реконструкцию из вышестоящих бюджетов. У нас просто нет для этого базовых необходимых документов. Как это назвать?

Может быть, хватит говорить о развитии села, фундаментальной науки и высшего образования, – о том, что не имеет отношения к деятельности муниципалитета, а просто заняться дорогами? Ничего не выдумывать, а просто полноценно реализовывать те возможности, которые сегодня есть у всех городов России? Хотя бы на уровне других городов.

5. НОВОСИБИРСК – ГОРОД СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ

В этом тезисе Анатолий Локоть в частности ведет речь о возвращении полномочий по медицинскому обслуживанию от региона в город. Полномочия были переданы в 2012 году по всей стране в соответствии с федеральным законодательством. Если говорить о горожанах, то особой разницы никто не заметил: руководство медицинских учреждений по большей части осталось прежнем, просто сменилось их подчинение с городского на региональный уровень. Стоит ли производить обратную передачу? Аргументы в пользу обратной передачи в том, чтобы управление было «ближе» к непосредственным потребителям услуги. Пожалуй, в этом есть смысл. Вместе с тем, региональный уровень позволяет более системно и масштабно управлять развитием отрасли и опираться на более стабильный и наполненный региональный бюджет.

Повторюсь, на мой взгляд, задача муниципалитета сегодняшнего дня – научиться качественно решать возложенные на него задачи, а не рассуждать о чужих полномочиях, закрепленных за другими уровнями власти.

6. НОВОСИБИРСК – ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД

Согласна с тем, что городское благоустройство давно нуждается во внимании властей. И рада, что по всей России реализуется национальный проект Современная комфортная городская среда. Проект обеспечивает города России федеральными бюджетными вливаниями на благоустройство дворов и общественных пространств.

Есть ли заслуга мэра в том, что в России реализуется такая масштабная программа? Не уверена.

Задача мэра – обеспечить эффективную реализацию этой программы. На конец 2017 года весь бюджет федерального национального проекта в части общественных пространств планировалось потратить на четыре городских объекта. Три из них расположены в центральной части города, а четвертый (забирающий большую часть всего финансирования проекта) – на Затулинке. Соответствующие документы были подписаны мэром.

Потребовалось много усилий со стороны отдельных депутатов и общественности, чтобы убедить муниципалитет в том, что деньги федерального нацпроекта должны работать на все районы города и на всех горожан, а не только на центр и Затулинку. Сейчас в программе десять объектов: по одному в каждом районе города. Конкретные объекты в районах определили горожане.

При этом надо понимать, как только федеральная программа благоустройства закончится, город не сможет вкладывать существенные деньги в благоустройство, так как бюджет развития города неуклонно снижается. Вот о чем стоит заботиться мэру.

7. ГОРОД БЕЗ ПРОБОК

Важная тема. И я согласна с тем, что она должна быть отражена в стратегии города. Пожалуй, даже не на седьмом месте стратегии, а на втором, вместо села.

Да, хорошая пропускная способность транспортных артерий города – необходимая базовая основа развития любого современного мегаполиса. Этим надо заниматься.

8. СДЕЛАЕМ НОВОСИБИРСК КОМФОРТНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ

Этот пункт о том, что надо менять Генплан города. Я согласна с этим. Генплан должен отражать реальные планы развития города, а сейчас это не так.

Но я не понимаю, зачем говорить в стратегии города о необходимости внесения изменений в Генплан. Это очевидная необходимость, без которой городу невозможно существовать. Это базовый гигиенический фактор для нормального развития города. Об этом нечего и говорить.

А вот на что я хочу обратить внимание мэра, так это на то, как реализуется градостроительная политика, отраженная в Генплане. Почему в Новосибирске сначала отдаются земли под жилое строительство (часто за бесценок), а потом неожиданно возникают вопросы о том, что к уже построенному жилью нужно подводить дороги, нужны садики и школы? И это – системная ситуация для Новосибирска. Застройщики должны становиться депутатами, чтобы обеспечить приоритетное выделение средств на транспортную и социальную инфраструктуру тех территорий, где ведется их строительство. Это порождает целый комплекс коррупциогенных ситуаций. Не пора ли положить этому конец?

9. СПОРТ, КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО

Замечательно, что мэр в своей стратегии ратует за развитие этих важных направлений. Но это слова. Фактическое финансирование департамента культуры, спорта и молодежной политики за счет бюджета города в 2018 году уменьшилось в сравнении с 2017 годом на 13 миллионов рублей.

10. НОВОСИБИРСК – ГОРОД РЕАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Опять красивые слова. Вот пара показательных эпизодов. На представлении Стратегии-2030 в районной администрации Советского района участниками было высказано много критики в отношении публичных слушаний, организуемых мэрией по разным вопросам. Их называли «пустой показухой», обвиняя мэрию в том, что несмотря на мнение жителей, мэрия все равно принимает нужные ей решения.

Ну а чего стоят постоянные отказы мэрии в предоставлении центральных городских площадок для проведения общественных митингов и пикетов по актуальным городским вопросам? Это множественные постыдные факты.

ИТОГИ

МЭРУ

Уважаемый Анатолий Евгеньевич!

1. Предлагаю Вам исключить из стратегии Новосибирска те направления, которые не относятся в настоящее время к полномочиям муниципалитета и за которые отвечает регион и федерация: наука, высшее образование, развитие села, медицина.

Вместо этого предлагаю сделать упор на качественном планировании того, что должна делать мэрия, и что должно обеспечивать руководство города: дороги, городское хозяйство, благоустройство, коммунальная сфера, дошкольное и школьное образование, культура, спорт. Постарайтесь сосредоточиться на этом и добиться в этих сферах достойных показателей, и уже после этого беритесь за новые сферы, которые не входят в полномочия муниципалитета.

2. Предлагаю Вам, прежде чем давать новые обещания в стратегиях, критически осмыслить те обещания, которые давались Вами в предвыборный период на пост мэра в 2014 году. Ведь многое из планируемого повторяется. Что с обещаниями 2014 года? Чего удалось добиться, чего нет? Почему?

Считаю важным провести такую «работу над ошибками» и представить ее в публичном пространстве и только после этого переходить к новым планам

ГОРОЖАНАМ

Дорогие горожане!

От нас зависит больше, чем нам кажется. Давайте возьмем за правило, спрашивать у политиков о реализации тех обещаний, которые ими давались. На мой взгляд, в этой сфере сегодня царит полная безответственность. Можно обещать что угодно в предвыборный период. Эти обещания быстро забываются, через несколько лет на новом выборном витке можно давать новые.

Мы, горожане, сами виноваты в этом. Мы не спрашиваем. Давайте возьмем за правило, выбирая мэров, губернаторов и депутатов, смотреть на то, что обещал тот или иной политик в прошлом, и насколько его слова совпали с действиями и с результатами.

Очевидно, что без предвыборных обещаний политикам никак, но политиков надо приучать к тому, что это должны быть ответственно сказанные слова. Слова, которые общество не забудет, и за которые в будущем политикам придется нести ответ.

 
Наталья Пинус
исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», депутат Горсовета Новосибирска
Спасатели нашли в Оби тело утонувшего мальчика
Пенсионерка с потерей памяти пропала под Новосибирском
Рецидивист попался на убийстве женщины после забоя ее коров
Неизвестные обстреляли новосибирский офис «Руси Сидящей»
Беременная девушка пострадала в столкновении встречных авто
Новосибирец засудил администрацию района за яму на дороге
Перестройка «Космоса» привлекла только одного концессионера
Грязная работа: особенности новосибирской утилизации мусора
Карантин по бешенству объявили в Карасуке и Кочках
Три района останутся без воды из-за испытаний в зоне ТЭЦ-2
Мужчину осудят за коробку лапши с надписью «Бомба тик-тик»
Пенсионер пропал после визита в отделение «Сбербанка»
Новосибирцев призвали меньше выходить на природу
Автомобиль вылетел на обочину и протаранил две березы