13:58
Проектные офисы в государственной власти

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Мое участие в работе новой рабочей группы по обращению с отходами, созданной врио губернатора Андреем Травниковым, куда я была не без сложностей включена в январе этого года, привело меня к внутренней потребности поднять тему проектных офисов и проектной деятельности в органах государственной власти. И, признаться откровенно, я была рада, уже готовя публикацию и обсуждая ее будущее содержание с некоторыми коллегами, узнать о планах врио по созданию проектных офисов для управления масштабными проектами Новосибирской области. Я без сомнения считаю это очень продуктивной тенденцией. Второй вопрос: кто может реализовывать эффективное функционирование таких проектных офисов по новой для государственной власти технологии? Об этом будет моя публикация.

ПОЧЕМУ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ ТЯЖЕЛО РЕАЛИЗУЮТСЯ МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ?

Мое плотное взаимодействие с органами государственной власти разного уровня с очевидностью показывает принципиальное отличие самой структуры деятельности в органах власти от деятельности в бизнесе.

ВО ВЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОСИТ ПРОЦЕССНЫЙ ХАРАКТЕР, В БИЗНЕСЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦЕЛЕНА НА РЕЗУЛЬТАТ.

Все попытки оценить эффективность деятельности органов власти, зачастую сводятся к числу проведенных совещаний и написанных обращений. В задачах органов власти нет такого критерия, как достижение необходимого результата максимально эффективным (качественным и экономически выгодным) способом. Я неоднократно об этом говорила и буду продолжать говорить, хотя и понимаю некоторую несвоевременность своих слов, учитывая большую инертность и неповоротливость машины исполнительной власти.

Вторая проблема, которая заложена в базовые принципы функционирования исполнительной власти (это качество может и эффективно для решения каких-то вопросов, но точно работает против при реализации масштабных проектов) – это ИЕРАРХИЧНОСТЬ И ПРИНЦИП ЖЕСТКОЙ ВЕРТИКАЛЬНОЙ СУБОРДИНАЦИИ в органах власти. Что происходит на деле? Чтобы исполнитель в смежном с вашим департаменте получил задачу, которую, как вы вместе понимаете, надо решить, эта задача должна от тебя быть направлена твоему руководителю отдела, который ее (может быть) утвердит, потом передаст своему руководителю, который затем спустит (может быть) задачу в соседний отдел руководителю, который потом определит задачу исполнителю. В процессе этой всей передачи задача может существенным образом видоизмениться, и на все это уходит просто уйма времени.

Эти подходы работают в текущих реалиях, где перед органами государственной власти ставятся масштабные задачи, в которых надо не просто «делать», но еще и «сделать». Надо уметь не просто работать, но добиваться конкретного результата. И именно результат, а не работу ставить во главу угла всей деятельности.

Это задачи с МНОЖЕСТВОМ НЕЗАВИСИМЫХ УЧАСТНИКОВ. Разные по направлениям и статусу министерства и департаменты органов власти, проектные организации, эксперты, надзорные органы, сторонние «игроки» в виде инвесторов и (да!) общественности. Для достижения результата необходима слаженная работа всех этих участников, которые не подчинены вертикали субординации.

Это ситуация ПОСТОЯННО МЕНЯЮЩЕГОСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Да, для России этот фактор сегодня нельзя сбрасывать со счетов. Принимая сегодня решения в отношении масштабных проектов, надо не только опираться на действующее законодательство, но и учитывать вероятность его изменения, понимать возможный вектор этих изменений.

Да и вообще, новый фактор этого века – СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ всего. Прогресс так несется, весь мир так быстро меняется, что или ты принимаешь новый ритм и учишься в нем эффективно действовать, или ты достаточно быстро теряешь позиции и накопленный потенциал и оказываешься аутсайдером.

Очевидно, что без базового изменения подходов к деятельности, оставаясь на тех же лыжах, какие у нас сегодня есть, органы государственной власти просто не в состоянии решать масштабные задачи и реализовывать современные масштабные проекты. Надо менять лыжи на новые, быстрые и современные. На такие лыжи, на которых можно выигрывать чемпионаты. Иначе мы скоро будем в хвосте.

НА ПРИМЕРЕ МУСОРА

Все обозначенные выше проблемы в настоящее время я наблюдаю на примере решения задачи разработки и внедрения в Новосибирской области новой системы по обращению с коммунальными отходами. Необходимо решить серьезнейшие задачи в очень сжатые сроки. Федерация подгоняет не только пряником, но и кнутом. Законодательство в постоянно меняющемся состоянии. Участников, которые задействованы в разработке решений и которые потом будут заниматься их внедрением, много, и участники эти очень разношерстные: Министерство ЖКХ Новосибирской области, министерство экономического развития, департамент по тарифам, департамент природных ресурсов, разработчики территориальной схемы, потенциальные инвесторы. Плюс депутаты, экологи и общественники.

Сейчас работа строится путем проведения заседаний рабочей группы с периодичностью раз в месяц, заслушиваются небольшие доклады, проходят небольшие прения, потом голосование, по сути легитимизирующее уже принятое заранее решение. Все за полтора часа.

Наше внутреннее желание разобраться в ситуации и не просто приходить голосовать, а найти взвешенные оптимальные решения, которые приведут к реализации обоснованной и понятной системы по обращению с отходами, включающей систему раздельного сбора, приемлемые понятные тарифы, экологичности всего процесса, и все это при оптимальном использовании ресурсов государственных и частных, – такая внутренняя задача привела к необходимости организации множества разных встреч с одними, другими, третьими участниками.

В результате этих встреч мы пришли к пониманию: единого видения и нацеленности на достижение общего качественного результата у участников нет. Каждый из участников мыслит в границах своих задач, опираясь на текущее законодательство. И, как правило, смотрит весьма короткими горизонтами, там потом как-нибудь разберемся.

Оговорюсь, кто «мы»: я и другой участник рабочей группы Юлия Колеватова и несколько экологов-активистов.

ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ МЕНЯТЬ

Сегодня об этой описанной выше проблеме знаю, конечно, не только я. Многие разумные люди, причастные к деятельности органов государственной власти, четко артикулируют, что мы имеем в результате реализации проектов в существующей на сегодня системе организации: решения принимаются непродуманно, поверхностно и впопыхах, без оценки разных рисков и грядущих возможных изменений. Потом решения переходят в стадию реализации, и тут начинаются серьезные пробуксовки. Реализовать подписанное сложно или невозможно. Начинаются расторжения договоров. Или, хуже того, протестные акции. Но спросить с кого-то сложно, потому что все действовали в рамках своих предписанных полномочий и строго по закону. Все работали по своим должностным инструкциям, в которых ничего не сказано про достижение качественного и достойного результата, как основы оценки деятельности.

Единственным смягчающим и извиняющим фактором может быть разве что тезис «а у всех так». И это правда.

ОТ ПРОБЛЕМ – К ЗАДАЧАМ

Да, нужно перестраиваться на иные рельсы. Вставать на принципы организации деятельности в проектном режиме. Организовывать проектные офисы, которые будут строить работу по совершенно иной технологии. Во главу угла деятельности ставить задачу. Например, по мусору, такую: разработка и внедрение системы по обращению с коммунальными отходами в Новосибирской области. Современной, устойчивой, соответствующей экологическим мировым и национальным трендам, экономически обоснованной и понятной для населения, с минимальными рисками для инвесторов и с обоснованными гарантиями со стороны органов власти. Например, в срок до... 2050 года. Срок при формулировке задачи обязательно должен быть. В данном случае, полагаю, около 30 лет, учитывая специфику этой отрасли.

Под решение этой задачи необходимо организовать всю деятельность по увязке интересов всех игроков с учетом существующего законодательного поля и перспектив его изменения. Сначала – проектирование системы, потом реализация в необходимых оформленных решениях, а затем непосредственное воплощение. Для этого должна быть простроена совершенно иная модель субординации, минуя вертикальную иерархичность при принятии решений.

Для бизнеса в этой модели нет абсолютно ничего нового. Но для органов государственной власти это целая революция. Прежде всего, в головах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ПОДХОДОВ В ГОСУПРАВЛЕНИИ

О необходимости внедрения новых подходов в государственном управлении, необходимости перехода на деятельность, нацеленную на результат с процессной деятельности, говорится сегодня уже немало, в основном на федеральном уровне. Более того, не только говорится, но и делается. Для чиновников проводятся курсы по внедрению проектной деятельности, я сама ездила на один из блоков таких курсов в РАНХиГС в Москву. Они были прекрасны! Настоящие реальные инструменты: бери и делай!

Но. Почему-то тема не идет. И мы продолжаем для решения серьезных глобальных задач организовывать заседания рабочих групп раз в месяц.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

Самое главное, на мой взгляд, это наличие воли руководства к реализации изменений. Реальных изменений, а не деятельности по демонстрации таких изменений. Воля руководства – самый важный фактор. И у меня есть аккуратные предположения и надежда, что такая воля может в Новосибирской области сформироваться.

Далее – необходимо, конечно, опираться на достойные кадры, которые смогут обеспечить реализацию новых подходов. Исходя из аналитики, которую я изучила в отношении внедрения практик проектного управления в госорганах, основным фактором «пробуксовки» является нежелание и неготовность сотрудников работать по новым правилам. Как ни парадоксально звучит, но надо обновлять кадры органов власти. Пускай не сразу, пускай поэтапно, но без этого никак не построить новой системы, работающей на качественный результат, а не просто что-то делающей.

ЧТО ДЕЛАТЬ В БЛИЖНЕМ ПОЛЕ?

Если переходить к конкретным задачам, которые надо решать оперативно, то, на мой взгляд, надо создать несколько проектных офисов под масштабные проекты Новосибирской области. Проектный офис – условное название, вовсе необязательно выделять для его организации какие-то масштабные площади. Речь вообще не об этом. Это мобильная структура. Мест для собраний у органов власти и так предостаточно.

Для меня, например, очевидно, что в руководство надо ставить относительно молодых специалистов, возможно, подключая к ним крепких кураторов от успешного бизнеса, напрямую не заинтересованного в реализации того или иного проекта. Я уверена, многие бизнесмены готовы искренне и даже безвозмездно поработать на свой регион при правильном подходе.

Например, такую деятельность можно было бы организовать на базе Агентства инвестиционного развития Новосибирской области. Насколько я могу судить, парни там работают грамотные и способные. Подобные задачи по организации проектов, полагаю, потянуть смогут. Под эту деятельность, вообще-то, АИР и замышлялся.

Я уверена, совершенно реально сегодня переформатировать работу по теме обращения с отходами в новый режим. Более того, только в этом случае у нас появится шанс качественно решить эту глобальную и очень важную для региона задачу.

Нужна воля руководства.

Впрочем, можно ничего не менять и жить дальше, как жили, с рабочими группами раз в месяц. Мне интересно получить обратную связь по этим моим предложениям. Что Вы думаете? Пришло ли время таким идеям или они по-прежнему революционны?

 
Наталья Пинус
исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», депутат Горсовета Новосибирска