13:58
Слушания по бюджету Новосибирска-2018. Долги, доходы и расходы

БЛОГИ на Сибкрай.ru

10 ноября в большом зале мэрии состоялись публичные слушания по бюджету. Расскажу в этой публикации о самих слушаниях, а затем выскажу некоторые свои соображения о долгах города, о повышении доходов и снижении расходов. Об этом я говорила на слушаниях.

О САМИХ СЛУШАНИЯХ

Вообще, цель публичных слушаний по бюджету – представить бюджет горожанам и получить обратную связь. Если 10 ноября на слушаниях и были два человека, помимо сотрудников муниципалитета и депутатов, то это здорово. Обязанность проводить публичные слушания по бюджету прописана в федеральных нормах. Там же отражены основные требования к проведению, включая представление данных о бюджете в открытом доступе и информирование горожан о дате проведения публичных слушаний.

Все требования по проведению, насколько я могу судить, соблюдаются.Почему мэрия не тратит имеющиеся ресурсы СМИ (хотя бы немного больше, чем положено) на привлечение внимания к теме бюджета города и на приглашение горожан на слушания? Оставлю вопрос открытым.

Можно ли как-то на это воздействовать и стремиться к тому, чтобы в публичных слушаниях по бюджету, действительно, реализовывался их базовый заложенный смысл: знакомство горожан с бюджетом и получение обратной связи?

Наверное, можно. Давайте вместе подумаем, что тут предпринять. Я, со своей стороны, смогу, пожалуй, сделать следующее: войти в группу по подготовке публичных слушаний по бюджету в следующем году и приложить усилия, чтобы сделать процесс слушаний менее формальным и более отвечающим реальным целям. Письма с просьбой включить меня в эту группу я написала.

ПРО БЮДЖЕТ ГОРОДА

Повторюсь, бюджет в плачевном состоянии. И мне непонятно, почему мэрия и мэр так спокойно к этому относятся. Обсуждая бюджет на публичных слушаниях, я коснулась трех базовых моментов: Долг, Доходы, Расходы.

ДОЛГ

В 2018 году долг города Новосибирска составит 20,42 млрд рублей. На обслуживание долга мы потратим в 2018 году 1,72 млрд рублей, это на 400 млн больше, чем в прошлом. Удельный вес долга в собственных доходах бюджета составит 87,2% (а в 2019 г – 92,4%). Этот показатель обозначает отношение долга города к тем средствам, которые город сам зарабатывает, а не берет за счет субсидий и субвенций из бюджетов высших уровней.

На что имеет смысл обратить внимание?

Минфин РФ подготовил ПРОЕКТ НОВОГО БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РФ, этот документ размещён на сайте Минфина. СТ.158 нового Бюджетного кодекса определяет рейтинг долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований. Вводится три группы: с высоким, средним и низким уровнем долговой устойчивости. Если удельный вес долга в собственных доходах бюджета превышает 85%, то это НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ.

Как раз наш с вами случай. В 2018 году мы перешагнем этот рубеж, наш долг будет 87,2% от доходов.

А если вспомнить, что около полумиллиарда рублей доходной части бюджета у нас значится в документах «чтобы сбалансировать бюджет», без реального подтверждения источников, то станет очевидно, что в действительности процент долга будет ЕЩЕ ВЫШЕ.

Давайте будем вместе с мэрией уповать на то, что новый Бюджетный кодекс не будет в этом году принят, потому что его принятие сулит городу, как муниципалитету с низким уровнем долговой устойчивости по предложенной Минфином градации, множество «чудесных бонусов»:

- элементы внешнего управления финансовой системой; - необходимость разработки и внедрения плана восстановления платёжеспособности, неисполнение которого позволяет инициировать процесс отрешения от должности главы муниципалитета.

ДОХОДЫ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

Доходная часть бюджета города в 2018 году составит 37,5 млрд руб, она делится на собственные доходы города (60%) и целевые средства, которые приходят из областного и федерального бюджетов в виде субсидий и субвенций (40%). Собственные доходы в свою очередь делятся на налоговые поступления (45%) и неналоговые (15%).

Базой для налоговых поступлений является НДФЛ, он составляет около 70% от всех налоговых поступлений в казну города. Базой для неналоговых поступлений являются доходы от муниципального имущества, это 60% от неналоговых доходов. Самый крупный куш – долг за аренду за земельные участки. Он составляет ПОЧТИ 3,7 МЛРД РУБЛЕЙ. Список должников мэрия не предоставляет.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Это отношения бюджета нашего города с бюджетами других уровней. Какие налоги мы оставляем себе? Какие уходят в область и в федерацию? Сколько средств и на что получаем от бюджетов высшего уровня? И что город должен на эти деньги сделать?

Тенденция такова, что с 2004 года, когда 131-ФЗ определил полномочия муниципалитетов, у города значительно снизился объём налогов, которые остаются в городе. Снизилось и число налогов, и процент. Например, доля Новосибирска от НДФЛ снизилась за это время с 58% до 30%. И при этом возрос объём полномочий муниципалитета по 131-ФЗ.

Город все меньше живет на свои деньги, все больше денег отдаёт, получая затем средства в виде «безвозмездных поступлений» из бюджетов других уровней. Так, доля собственных налоговых поступлений с 2004 года снизилась с 60% до 45%. Доля неналоговых поступлений от муниципального имущества снизилась с 25% до 15% в общем объёме доходов. При этом с 2004 года доля безвозмездных поступлений из других уровней бюджета в бюджете города увеличилась с 15% до 40%.

Это называется зависимость.

Поддержу здесь сравнение города с горничной, у которой низкая базовая зарплата и которая живет в основном на чаевые. А чаевые – заработок весьма непостоянный, зависит от разных факторов, включая настроение постояльца. Только горничная свои чаевые может потом потратить куда захочет, а нам субсидии и субвенции выделяют целевым образом. Как если бы, давая чаевые, постоялец уточнял, что потратить их можно только на новые колготки. И никак не на ипотеку за жильё.

И вопросы тут надо задавать не только региону в отношении НДФЛа. Это комплекс вопросов, которые реализуется в специфической федеральной политике.

РАСХОДЫ ГОРОДА

Расходы и так урезаны донельзя. Непонятно, что уменьшать дальше. Хотя пара предложений есть. Обозначу кратко.

1) СОДЕРЖАНИЕ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ

Общегосударственные расходы – около 1,5 млрд рублей. Удивительно, сняли все расходы бюджета, а эти остались в неизменном виде. Нужна реформа. Не поверхностное урезание бюджета на аппарат управления за счет снятия ставок специалистов, а системная работа по реформированию, как это сделано в некоторых городах.

В нашем случае, например, в ряде случаев дублируются функции мэрии, районных администраций и МФЦ. Тут надо навести порядок. Надо сформировать нормативы по числу сотрудников, например, в зависимости от числа обслуживаемых жителей. Надо определить функционал, результаты, критерии эффективности.

На мой взгляд, вопрос повышения эффективности актуален и для муниципальных учреждений. Это тоже целый пласт. Я предлагала сформировать рабочую группу по повышению эффективности деятельности муниципалитета. Но ее создание сочли нецелесообразным.

2) ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ МЫ РЕАЛИЗУЕМ И КОТОРЫХ НЕТ В 131-ФЗ

Повторюсь, 131-ФЗ определяет перечень полномочий муниципалитета. Но город Новосибирск делает больше. Есть функции, которые мы реализуем, но которых в 131-ФЗ нет. Это функции, связанные с наукой, промышленностью и осуществление ряда социальных выплат. В общей сложности на эти цели в 2018 году будет потрачено около 500 млн рублей.

Согласно 131-ФЗ мы можем реализовывать эти дополнительные функции, если состояние нашего бюджета нам позволяет.

Ну а какие предложения? Не давать социальных выплат нуждающимся? Убрать грантовую поддержку молодым учёным? Я не готова призывать к этому, но считаю, если мы реализуем функции другого органа, так давайте будем на это просить субсидии. Как минимум.

Работа над бюджетом города продолжается. В ближайшее время состоится обсуждение бюджета города на комиссиях Горсовета, затем принятие бюджета в первом и во втором чтении. Я планирую продолжать поднимать обозначенные выше и другие вопросы.

Буду держать вас в курсе.

 
Наталья Пинус
исполнительный директор общественного фонда «Академгородок», депутат Горсовета Новосибирска