13:58
Рынок, где крестьянина не грабят

БЛОГИ на Сибкрай.ru


Рынок, где крестьянина не грабят -
это районный оптовый рынок

В декабре 2014 года состоялась очередная безуспешная попытка провести через Госдуму законопроект, который может стать первым шагом к созданию в России реально работающей цивилизованной системы сбыта сельхозпродукции.
"Закон об оптовых сельскохозяйственных рынках", написанный краснодарскими депутатами-аграриями, взял в себя всё лучшее из европейского опыта. Очевидно, что появление в нашей стране системы оптовых сельхозрынков будет выгодно всем -- кроме импортёров продовольствия. И, видимо, федеральных чиновников, которые под различными предлогами вот уже три года блокируют этот закон.

Вначале немного об истории вопроса. То, что продажей сельхозпродукции, произведенной в небольших мелкотоварных хозяйствах, должны заниматься специальные структуры и специальные люди, в Европе и США поняли давным-давно. У мелкого фермера обычно нет ни времени, ни ресурсов, ни умения выгодно торговать -- его дело производить. В результате родились структуры, играющие сейчас ключевую роль в европейском сельском хозяйстве -- региональные оптовые сельскохозяйственные рынки. Здесь мелкий фермер, хозяин ЛПХ, продаёт свою продукцию крупным оптовикам, городским супермаркетам, перерабатывающим заводам, общепиту, армии, больницам и прочим крупным покупателям. Именно благодаря этим оптовым рынкам у европейских аграриев есть то, чего нет у российских сельчан -- цивилизованный гарантированный сбыт.
Секрет успеха турецких помидоров
В России о создании оптовых рынков сельхозпродукции впервые всерьёз задумались в Краснодарском крае. И не просто задумались -- а тщательно изучили европейский опыт, и разработали российскую модель такой структуры. "Председатель" побеседовал с одним из авторов законопроекта "Об оптовых рынках сельхозпродукции", заместителем председателя Законодательного собрания Краснодарского края, главой аграрного комитета Иваном Михайловичем ПЕТРЕНКО:
- То, что этот законопроект родился именно у нас на Кубани -- неслучайно. Краснодарский край является крупнейшим сельскохозяйственным регионом страны, и проблема сбыта сельхозпродукции -- прежде всего, овощей и фруктов -- стоит у нас особенно остро. У нас в крае работает почти 20 тысяч фермерских хозяйств, 180 тысяч ЛПХ, которые производят огромное количество плодоовощной продукции. Проблема отсутствия сбыта приняла в последние годы катастрофический характер, как и по всей России: диктат "серых" перекупщиков, бросовые цены, и засилье импортных продуктов в городских магазинах.
Ну а потребкооперация "советского" типа и у нас на Кубани, и в большинстве регионов страны фактически разрушилась: у неё нет ни заготпунктов, ни финансовых ресурсов. Тот объём, которым сами крестьяне или перекупщики торгуют на так называемых "колхозных" городских рынках -- это капля в море. Результат такого положения дел общеизвестен -- сокращается частное подворье, хиреет деревня.
Мы стали изучать мировой опыт -- как организован сбыт продукции мелких хозяйств в ведущих сельскохозяйственных державах. Делегации краснодарских депутатов побывали в Испании (кстати, родине оптовых сельхозрынков), в Турции, Польше. Наиболее подходящим к российским реалиям нам показался опыт Турции. Эта страна в своё время столкнулась с теми же проблемами, что и Россия: массовое сворачивание мелких хозяйств из-за отсутствия сбыта. И именно оптовые рынки позволили Турции вскоре стать одним из крупнейших экспортёров овощей и фруктов.

Итак, как же устроен провинциальный сельскохозяйственный оптовый рынок европейского образца?
Это комплекс складских и торговых зданий площадью 20-30 гектаров, расположенный обычно под крупным городом, или в центре аграрного района, около крупной автотрассы. Сюда съезжаются крестьяне со своей продукцией, и покупатели. Рынок оборудован торговыми местами, где идёт купля-продажа мелких партий сельхозпродукции оптовикам. Торговля идёт с 4 до 9 часов утра.
Тут же стоят сортировочные и упаковочные линии, на которых "не отходя от кассы" формируется готовый продукт для розничной торговли. После формирования крупной партии подъезжают фуры, загружаются, и продукт отправляется или в город, или в порт, на экспорт. То есть, оптовый сельскохозяйственный рынок осуществляет ещё и функции логистического центра, где товары распределяются по потребителям.
Рынок полностью компьютеризирован: строго регистрируется въезд-выезд каждого продавца и покупателя, а также каждая совершённая сделка, автоматически уплачиваются все налоги. На въезде на рынок висит большое электронное табло с официальными оптовыми ценами, установившимися на рынке в данный конкретный день. Также аграрий может увидеть сегодняшние цены и в интернете, на сайте рынка. Разумеется, тут же работает и санитарная служба, и контроль качества продукции.
Важный момент: сельхозпроизводитель может продавать на оптовом рынке свою продукцию как самостоятельно, так и через нанятого им комиссионера-брокера. Этот брокер работает по договору с аграрием, получая свои комиссионные -- 8 процентов от каждой сделки. Крестьянину достаточно привезти продукцию на рынок -- и сдать её своему комиссионеру, который сам позаботится о продаже.
Специализация оптовых рынков может быть самой разной: есть рынки, где торгуются только овощи и фрукты, либо только свежая рыба. В пригородах европейских мегаполисов оптовые сельхозрынки, как правило, более универсальны. Например, на знаменитом оптовом сельхозрынке "Рунжи" в предместьях Парижа французские аграрии продают оптовикам и молоко, и мясо, и картофель, и крупы, и даже кондитерские изделия. Также варьируется и размер рынков: к примеру, в Турции, в глубинке, часто можно увидеть совсем маленькие рынки: это буквально одно здание, расположенное около трассы, куда окрестные крестьяне привозят мелкие партии продукции, но оно также оборудовано всем необходимым для мелкооптовой торговли, и выполняет те же функции, что и крупные.

Функция государства
Участие властей в оптовых сельхозрынках тоже различается в зависимости от конкретной страны: успешно работают как частные, так и государственные рынки. В пригородах мегаполисов Европы и Турции эти рынки в основном муниципальные: городские власти сами строят рынок, и создают для управления им управляющую компанию. Рынки среднего размера, расположенные в сельской глубинке, обычно частные. А вот пионер этого бизнеса -- огромная испанская сеть оптовых сельхозрынков "Меркаса", созданная ещё в 1966 году -- это полностью государственная структура.
По словам депутата Петренко, будучи элементом рыночной экономики, оптовые сельхозрынки решают сразу несколько "проклятых" проблем мелкотоварного сельского хозяйства. Первое -- они дают возможность сельчанину, хозяину небольшой семейной фермы гарантированно продавать продукцию по реальной рыночной цене, которая реально действует в данный момент, по законам спроса и предложения. Второе -- эти рынки обеспечивают здоровую конкуренцию, отсекая от торговли всех перекупщиков. Третье -- они выводят торговлю сельхозпродукцией из теневого оборота, обеспечивая казну налогами. Четвертое -- обеспечивается контроль качества продукции. Полностью прозрачная, компьютеризированная система максимально убирает коррупцию со стороны надзорных органов.
Но вернёмся к нашим российским реалиям. Зачем вообще понадобился специальный федеральный закон об оптовых сельхозрынках, когда у нас ещё и рынков-то самих нет? Рассказывает Иван Петренко:
- Дело в том, что по Конституции РФ правоотношения в торговой деятельности -- это прерогатива федерального законодательства. У субъектов федерации нет полномочий устанавливать нормы и правила, касающиеся торговли. И у нас в Краснодарском крае, и некоторых других регионах местные власти "дозрели" до идеи оптовых рынков, и хотели бы их построить -- но для этого нет никакой правовой базы. Кроме того, сам институт оптовых рынков -- вещь в России новая, у нас вообще отсутствует цивилизованная оптовая торговля. Поэтому-то и нужен федеральный закон. Мы с моими единомышленниками -- кубанскими депутатами-аграрниками, опираясь на международный опыт, прописали в нашем законопроекте все основные моменты, касающиеся работы этих рынков.
Это, например, функции управляющей компании рынка -- она не имеет права сама торговать, а лишь занимается организацией работы самого рынка: регистрация торговых сделок, контроль качества, информация о ценах, санитарная, противопожарная безопасность.
Подробно прописана функция уполномоченного комиссионера по продаже сельхозпродукции -- этой профессии в России сегодня официально не существует. Комиссионер-брокер, нанятый аграрием, подчиняется чётким правилам, платит налоги, и, в отличие от "перекупа", не заинтересован в занижении цены -- ведь он получает свой гонорар от объёма реализованной продукции.

Перспективы в тумане

"Закон об оптовых сельскохозяйственных рынках" был разработан и представлен в профильные министерства и в Государственную Думу ещё три года назад. Продвижение многострадального документа через коридоры российской власти -- отдельная история. По словам Ивана Петренко, закон поддержали в федеральном Минсельхозе, в профильном комитете Думы, в большинстве региональных парламентов, в том числе и сибирских. Но -- уже несколько раз закон "заворачивало" Министерство промышленности и торговли РФ, каждый раз давая на него отрицательное заключение, и не рекомендуя депутатам принимать его.
- Объяснение у чиновников следующее, - говорит Иван Михайлович, -- Этот закон якобы будет "ущемлять права" "других участников торговой деятельности", "нарушая свободную конкуренцию". Понятно, что под "другими участниками торговой деятельности" минторг подразумевает крупные международные корпорации, которые занимаются импортом продовольствия в Россию. И сразу напрашиваются некоторые выводы, в чьих интересах действует это уважаемое ведомство, блокируя закон, который даст реальную возможность развиваться отечественному сельскому хозяйству.

*******
И действительно, могучее, влиятельное и организованное лобби импортёров прекрасно понимает опасность этого закона: ведь развитие в России системы провинциальных оптовых рынков -- это стимулирование местной аграрной отрасли, это развитие малого и среднего фермерства на базе ЛПХ, это сохранение села, это взрывной рост объёмов производства отечественной сельхозпродукции, и, соответственно, импортозамещение. И эти структуры, напирая на "ущемление" их прав, будут делать всё возможное, чтобы эта система в России не появилась. А возможностей, в том числе и финансовых, у этих структур хватает. Значит, вопрос только в том, за кого в этой игре играет власть.
И опрошенные "Председателем" эксперты, и сами разработчики закона честно признают, что шансов на успешное прохождение и принятие документа, мягко говоря, небольшие. О необходимости создания системы оптовой торговли сельхозпродукцией давно говорит всё аграрное сообщество России. Однако, для реальных шагов в этом направлении пока отсутствует главное непременное условие -- власть, лояльная собственной стране.
***
Первой в Европе систему провинциальных оптовых сельскохозяйственных рынков создала Испания. Опыт этой страны стал модельным для других европейских и азиатских государств. В 1966 году правительством Испании была учреждена компания "Меркаса", которая представляет собой государственное предприятие, а по своей организационно-правовой форме -- ОАО.
Сеть "Меркаса" сегодня состоит из 23 оптовых рынков, предоставляющих широкий спектр логистических услуг и покрывающих всю территорию страны. При этом "Меркаса" не ограничивается деятельностью в сфере развития оптовой торговли: уже несколько лет компания работает над строительством новых и модернизацией старых розничных рынков сельскохозяйственной продукции.
Правительство Испании активно поддерживает эту структуру, прежде всего, в модернизации розничных муниципальных рынков, обеспечении безопасности пищевых продуктов и добросовестной конкуренции, контроле за "прозрачностью" функционирования рынков, экологическом менеджменте и соблюдении социальной ответственности.
Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции (ОРСП) уполномочены принимать участие в мониторинге ценовой ситуации в национальной оптовой и розничной торговле с целью повышения ее "прозрачности". В частности, ежедневно на специальных веб-страницах публикуются данные об оптовых закупочных ценах на рынках. Корпорацией "Меркаса" отслеживаются цены поставщиков продукции на оптовые рынки, цены ее реализации, а также цены на сельскохозяйственную продукцию на розничных рынках.
При строительстве каждого нового рынка компания "Меркаса" заключает договор об учреждении компании с долями в ее уставном капитале муниципалитета в размере 51 % и "Меркаса" -- от 26 до 49%. Остальные акции распределяются между профессиональными организациями оптовиков и частными акционерами. Нередко муниципалитеты городов принимают участие в капитале рынка путем внесения в его уставной фонд земельного участка под строительство рынка.

***
В Польше оптовые сельскохозяйственные рынки активно начали развиваться со второй половины 90-х годов прошлого века. Строительство таких рынков поддерживалось государственными учреждениями по определенной схеме, которая предусматривала продажу акций за наличные или взнос в виде земли. В рамках государственных программ в Польше построены 30 оптовых сельскохозяйственных рынков. Современные межрегиональные рынки расположены в крупнейших городах -- таких, как Варшава, Познань, Гданьск, Люблин, Вроцлав. Кроме них, функционируют местные рынки, возникшие в результате адаптации существующих инфраструктурных объектов к условиям оптовой торговли. Одним из крупнейших оптовых рынков Европы является Варшавский агропродовольственный оптовый рынок "Бронише", который был создан как ОАО, где почти 60% капитала принадлежит государству в лице Министерства финансов.
 
Павел Березин
главный редактор сельскохозяйственного журнала «Председатель»
Мужчина использовал машину «скорой» как личный транспорт
«Неблагоприятное» потепление ждет Новосибирск
Дырявый дом построили для переселенцев из ветхого жилья
Участников вооруженных налетов обезвредили в Новосибирске
Врача привлекли к ответственности за смерть Павла Подъячева
Поддельное пиво разливали по бутылкам на складе
Проектировщик четвертого моста потребовал 54 млн через суд
Новосибирцам предложили «лайкнуть» девушек в погонах
Легендарный дирижер едет на Транссибирский арт-фестиваль
Измененный проект застройки Богдашки вызвал споры в мэрии
Десятки детских садов и школ прекратили занятия
Альберт Кошкин покинул пост президента «Сибмоста»
Следователи создали фоторобот сгоревшей в костре женщины
Новосибирский завод отсудил 80 млн у американского поставщика