13:58
Рынок, где крестьянина не грабят

БЛОГИ на Сибкрай.ru


Рынок, где крестьянина не грабят -
это районный оптовый рынок

В декабре 2014 года состоялась очередная безуспешная попытка провести через Госдуму законопроект, который может стать первым шагом к созданию в России реально работающей цивилизованной системы сбыта сельхозпродукции.
"Закон об оптовых сельскохозяйственных рынках", написанный краснодарскими депутатами-аграриями, взял в себя всё лучшее из европейского опыта. Очевидно, что появление в нашей стране системы оптовых сельхозрынков будет выгодно всем -- кроме импортёров продовольствия. И, видимо, федеральных чиновников, которые под различными предлогами вот уже три года блокируют этот закон.

Вначале немного об истории вопроса. То, что продажей сельхозпродукции, произведенной в небольших мелкотоварных хозяйствах, должны заниматься специальные структуры и специальные люди, в Европе и США поняли давным-давно. У мелкого фермера обычно нет ни времени, ни ресурсов, ни умения выгодно торговать -- его дело производить. В результате родились структуры, играющие сейчас ключевую роль в европейском сельском хозяйстве -- региональные оптовые сельскохозяйственные рынки. Здесь мелкий фермер, хозяин ЛПХ, продаёт свою продукцию крупным оптовикам, городским супермаркетам, перерабатывающим заводам, общепиту, армии, больницам и прочим крупным покупателям. Именно благодаря этим оптовым рынкам у европейских аграриев есть то, чего нет у российских сельчан -- цивилизованный гарантированный сбыт.
Секрет успеха турецких помидоров
В России о создании оптовых рынков сельхозпродукции впервые всерьёз задумались в Краснодарском крае. И не просто задумались -- а тщательно изучили европейский опыт, и разработали российскую модель такой структуры. "Председатель" побеседовал с одним из авторов законопроекта "Об оптовых рынках сельхозпродукции", заместителем председателя Законодательного собрания Краснодарского края, главой аграрного комитета Иваном Михайловичем ПЕТРЕНКО:
- То, что этот законопроект родился именно у нас на Кубани -- неслучайно. Краснодарский край является крупнейшим сельскохозяйственным регионом страны, и проблема сбыта сельхозпродукции -- прежде всего, овощей и фруктов -- стоит у нас особенно остро. У нас в крае работает почти 20 тысяч фермерских хозяйств, 180 тысяч ЛПХ, которые производят огромное количество плодоовощной продукции. Проблема отсутствия сбыта приняла в последние годы катастрофический характер, как и по всей России: диктат "серых" перекупщиков, бросовые цены, и засилье импортных продуктов в городских магазинах.
Ну а потребкооперация "советского" типа и у нас на Кубани, и в большинстве регионов страны фактически разрушилась: у неё нет ни заготпунктов, ни финансовых ресурсов. Тот объём, которым сами крестьяне или перекупщики торгуют на так называемых "колхозных" городских рынках -- это капля в море. Результат такого положения дел общеизвестен -- сокращается частное подворье, хиреет деревня.
Мы стали изучать мировой опыт -- как организован сбыт продукции мелких хозяйств в ведущих сельскохозяйственных державах. Делегации краснодарских депутатов побывали в Испании (кстати, родине оптовых сельхозрынков), в Турции, Польше. Наиболее подходящим к российским реалиям нам показался опыт Турции. Эта страна в своё время столкнулась с теми же проблемами, что и Россия: массовое сворачивание мелких хозяйств из-за отсутствия сбыта. И именно оптовые рынки позволили Турции вскоре стать одним из крупнейших экспортёров овощей и фруктов.

Итак, как же устроен провинциальный сельскохозяйственный оптовый рынок европейского образца?
Это комплекс складских и торговых зданий площадью 20-30 гектаров, расположенный обычно под крупным городом, или в центре аграрного района, около крупной автотрассы. Сюда съезжаются крестьяне со своей продукцией, и покупатели. Рынок оборудован торговыми местами, где идёт купля-продажа мелких партий сельхозпродукции оптовикам. Торговля идёт с 4 до 9 часов утра.
Тут же стоят сортировочные и упаковочные линии, на которых "не отходя от кассы" формируется готовый продукт для розничной торговли. После формирования крупной партии подъезжают фуры, загружаются, и продукт отправляется или в город, или в порт, на экспорт. То есть, оптовый сельскохозяйственный рынок осуществляет ещё и функции логистического центра, где товары распределяются по потребителям.
Рынок полностью компьютеризирован: строго регистрируется въезд-выезд каждого продавца и покупателя, а также каждая совершённая сделка, автоматически уплачиваются все налоги. На въезде на рынок висит большое электронное табло с официальными оптовыми ценами, установившимися на рынке в данный конкретный день. Также аграрий может увидеть сегодняшние цены и в интернете, на сайте рынка. Разумеется, тут же работает и санитарная служба, и контроль качества продукции.
Важный момент: сельхозпроизводитель может продавать на оптовом рынке свою продукцию как самостоятельно, так и через нанятого им комиссионера-брокера. Этот брокер работает по договору с аграрием, получая свои комиссионные -- 8 процентов от каждой сделки. Крестьянину достаточно привезти продукцию на рынок -- и сдать её своему комиссионеру, который сам позаботится о продаже.
Специализация оптовых рынков может быть самой разной: есть рынки, где торгуются только овощи и фрукты, либо только свежая рыба. В пригородах европейских мегаполисов оптовые сельхозрынки, как правило, более универсальны. Например, на знаменитом оптовом сельхозрынке "Рунжи" в предместьях Парижа французские аграрии продают оптовикам и молоко, и мясо, и картофель, и крупы, и даже кондитерские изделия. Также варьируется и размер рынков: к примеру, в Турции, в глубинке, часто можно увидеть совсем маленькие рынки: это буквально одно здание, расположенное около трассы, куда окрестные крестьяне привозят мелкие партии продукции, но оно также оборудовано всем необходимым для мелкооптовой торговли, и выполняет те же функции, что и крупные.

Функция государства
Участие властей в оптовых сельхозрынках тоже различается в зависимости от конкретной страны: успешно работают как частные, так и государственные рынки. В пригородах мегаполисов Европы и Турции эти рынки в основном муниципальные: городские власти сами строят рынок, и создают для управления им управляющую компанию. Рынки среднего размера, расположенные в сельской глубинке, обычно частные. А вот пионер этого бизнеса -- огромная испанская сеть оптовых сельхозрынков "Меркаса", созданная ещё в 1966 году -- это полностью государственная структура.
По словам депутата Петренко, будучи элементом рыночной экономики, оптовые сельхозрынки решают сразу несколько "проклятых" проблем мелкотоварного сельского хозяйства. Первое -- они дают возможность сельчанину, хозяину небольшой семейной фермы гарантированно продавать продукцию по реальной рыночной цене, которая реально действует в данный момент, по законам спроса и предложения. Второе -- эти рынки обеспечивают здоровую конкуренцию, отсекая от торговли всех перекупщиков. Третье -- они выводят торговлю сельхозпродукцией из теневого оборота, обеспечивая казну налогами. Четвертое -- обеспечивается контроль качества продукции. Полностью прозрачная, компьютеризированная система максимально убирает коррупцию со стороны надзорных органов.
Но вернёмся к нашим российским реалиям. Зачем вообще понадобился специальный федеральный закон об оптовых сельхозрынках, когда у нас ещё и рынков-то самих нет? Рассказывает Иван Петренко:
- Дело в том, что по Конституции РФ правоотношения в торговой деятельности -- это прерогатива федерального законодательства. У субъектов федерации нет полномочий устанавливать нормы и правила, касающиеся торговли. И у нас в Краснодарском крае, и некоторых других регионах местные власти "дозрели" до идеи оптовых рынков, и хотели бы их построить -- но для этого нет никакой правовой базы. Кроме того, сам институт оптовых рынков -- вещь в России новая, у нас вообще отсутствует цивилизованная оптовая торговля. Поэтому-то и нужен федеральный закон. Мы с моими единомышленниками -- кубанскими депутатами-аграрниками, опираясь на международный опыт, прописали в нашем законопроекте все основные моменты, касающиеся работы этих рынков.
Это, например, функции управляющей компании рынка -- она не имеет права сама торговать, а лишь занимается организацией работы самого рынка: регистрация торговых сделок, контроль качества, информация о ценах, санитарная, противопожарная безопасность.
Подробно прописана функция уполномоченного комиссионера по продаже сельхозпродукции -- этой профессии в России сегодня официально не существует. Комиссионер-брокер, нанятый аграрием, подчиняется чётким правилам, платит налоги, и, в отличие от "перекупа", не заинтересован в занижении цены -- ведь он получает свой гонорар от объёма реализованной продукции.

Перспективы в тумане

"Закон об оптовых сельскохозяйственных рынках" был разработан и представлен в профильные министерства и в Государственную Думу ещё три года назад. Продвижение многострадального документа через коридоры российской власти -- отдельная история. По словам Ивана Петренко, закон поддержали в федеральном Минсельхозе, в профильном комитете Думы, в большинстве региональных парламентов, в том числе и сибирских. Но -- уже несколько раз закон "заворачивало" Министерство промышленности и торговли РФ, каждый раз давая на него отрицательное заключение, и не рекомендуя депутатам принимать его.
- Объяснение у чиновников следующее, - говорит Иван Михайлович, -- Этот закон якобы будет "ущемлять права" "других участников торговой деятельности", "нарушая свободную конкуренцию". Понятно, что под "другими участниками торговой деятельности" минторг подразумевает крупные международные корпорации, которые занимаются импортом продовольствия в Россию. И сразу напрашиваются некоторые выводы, в чьих интересах действует это уважаемое ведомство, блокируя закон, который даст реальную возможность развиваться отечественному сельскому хозяйству.

*******
И действительно, могучее, влиятельное и организованное лобби импортёров прекрасно понимает опасность этого закона: ведь развитие в России системы провинциальных оптовых рынков -- это стимулирование местной аграрной отрасли, это развитие малого и среднего фермерства на базе ЛПХ, это сохранение села, это взрывной рост объёмов производства отечественной сельхозпродукции, и, соответственно, импортозамещение. И эти структуры, напирая на "ущемление" их прав, будут делать всё возможное, чтобы эта система в России не появилась. А возможностей, в том числе и финансовых, у этих структур хватает. Значит, вопрос только в том, за кого в этой игре играет власть.
И опрошенные "Председателем" эксперты, и сами разработчики закона честно признают, что шансов на успешное прохождение и принятие документа, мягко говоря, небольшие. О необходимости создания системы оптовой торговли сельхозпродукцией давно говорит всё аграрное сообщество России. Однако, для реальных шагов в этом направлении пока отсутствует главное непременное условие -- власть, лояльная собственной стране.
***
Первой в Европе систему провинциальных оптовых сельскохозяйственных рынков создала Испания. Опыт этой страны стал модельным для других европейских и азиатских государств. В 1966 году правительством Испании была учреждена компания "Меркаса", которая представляет собой государственное предприятие, а по своей организационно-правовой форме -- ОАО.
Сеть "Меркаса" сегодня состоит из 23 оптовых рынков, предоставляющих широкий спектр логистических услуг и покрывающих всю территорию страны. При этом "Меркаса" не ограничивается деятельностью в сфере развития оптовой торговли: уже несколько лет компания работает над строительством новых и модернизацией старых розничных рынков сельскохозяйственной продукции.
Правительство Испании активно поддерживает эту структуру, прежде всего, в модернизации розничных муниципальных рынков, обеспечении безопасности пищевых продуктов и добросовестной конкуренции, контроле за "прозрачностью" функционирования рынков, экологическом менеджменте и соблюдении социальной ответственности.
Оптовые рынки сельскохозяйственной продукции (ОРСП) уполномочены принимать участие в мониторинге ценовой ситуации в национальной оптовой и розничной торговле с целью повышения ее "прозрачности". В частности, ежедневно на специальных веб-страницах публикуются данные об оптовых закупочных ценах на рынках. Корпорацией "Меркаса" отслеживаются цены поставщиков продукции на оптовые рынки, цены ее реализации, а также цены на сельскохозяйственную продукцию на розничных рынках.
При строительстве каждого нового рынка компания "Меркаса" заключает договор об учреждении компании с долями в ее уставном капитале муниципалитета в размере 51 % и "Меркаса" -- от 26 до 49%. Остальные акции распределяются между профессиональными организациями оптовиков и частными акционерами. Нередко муниципалитеты городов принимают участие в капитале рынка путем внесения в его уставной фонд земельного участка под строительство рынка.

***
В Польше оптовые сельскохозяйственные рынки активно начали развиваться со второй половины 90-х годов прошлого века. Строительство таких рынков поддерживалось государственными учреждениями по определенной схеме, которая предусматривала продажу акций за наличные или взнос в виде земли. В рамках государственных программ в Польше построены 30 оптовых сельскохозяйственных рынков. Современные межрегиональные рынки расположены в крупнейших городах -- таких, как Варшава, Познань, Гданьск, Люблин, Вроцлав. Кроме них, функционируют местные рынки, возникшие в результате адаптации существующих инфраструктурных объектов к условиям оптовой торговли. Одним из крупнейших оптовых рынков Европы является Варшавский агропродовольственный оптовый рынок "Бронише", который был создан как ОАО, где почти 60% капитала принадлежит государству в лице Министерства финансов.

 
Павел Березин
главный редактор сельскохозяйственного журнала «Председатель»