13:58
О "Тангейзере" и разграничении пространств.

БЛОГИ на Сибкрай.ru

О "Тангейзере" и разграничении пространств.

Если Вы внимательно вчитаетесь в букву наших законов, Вы заметите, что закон построен на идее разграничения пространств - приватного, публичного, сакрального, к каждому из которых закон применяет отдельный подход.

Приватное пространство регулируется, если в нём происходит причинение вреда другому лицу (убийство в семье, например). Публичное пространство (что петь на площади ) - дискуссионный вопрос. Сакральное - это храм. И НГАТОиБ явно в него не лезет - именно потому, что либералы в начале 90-х отстояли эту свободу для веры - быть в стороне от закона, чтобы на сакральное пространство не распространялось множество налогов, строительных правил, пожарных норм, норм санитарно-эпидемиологической безопасности. Если кто-то собирается нарушать этот негласный договор о разделе пространств, применяя правила своего сообщества на другое сообщество - то следующим логичным шагом становится распространение общественных правил на Ваше сакральное пространство.



Только представьте себе: одноразовые ложечки для причастия и иконы не целовать (санитарно-эпидемиологические нормы), в храмах два сквозных эвакуационных выхода (пожарная безопасность для помещений более 100 человек), в церковных лавках чек выдавать и налог с каждой продажи (налоги и учет оборота средств), церкви по строительным нормам строить, без наличия парковочных мест в эксплуатацию не вводить (строительные нормы), кагор в службах не использовать, пока каждый храм лицензию не получил и материальную ответственность за оборот алкоголя не несет. Абсурд? Я тоже считаю, что абсурд. Но это ведь тоже очень обоснованные правила, общепринятые правила, на которых общество построено. И в пространство храма мы их не лезем применять.

Вообще, крайне удивительно, что ряд православных деятелей своим оппонентом считает либерализм. Либерализм как раз утверждает свободу личности (хочу - и верю, и никакое государство мне не может запретить, не сможет разрушить мою церковь, не сможет запретить мне поставить икону в моем доме), а так-то наша страна сильно склонна к левым взглядам в силу советской истории, и при советской власти верующим явно жилось совсем не сладко. Оказывается, всего 100 лет нужно было РПЦ, чтобы снова въехать в ту же дореволюционную колею, которая потом погубила стольких верующих в годы гражданской войны и сталинизма.

Театр - явление гораздо более древнее, чем христианство, кстати. И культура у нас в основном постхристианская, частично специфически советская, частично общеевропейская; она построена на символах, заимствованных из христианства, и эти символы - ни в коем случае не зарегистрированная торговая марка, чтобы ими могли пользоваться представители только одной конфессии.

P.S. В связи с повышенным интересом читателей к источнику:

Отсылаю Вас к уже ставшей классикой книге 'Public and Private in Thought and Practice: Perspectives on a Grand Dichotomy', ed. by Jeff Weintraub, Krishan Kumar, 1997. Также есть отличная книга Habermas, J. The Structural Transformation of the Public Sphere. Cambridge: M.I.T. Press. 1991, там более широкая сфера взята, но концепция прослеживается.

Естественно, максимальный объем информации в коротком посте заставляет несколько упрощать, но если Вы вдумаетесь, театр, как и школа, и университет, и участок полиции, и любая организация является местом, доступным только для очерченного внутренними правилами организации круга лиц. Театр согласно уставу имеет полное право Вам не продать билет или Вас даже и по проданному билету не пустить по формальным признакам (18 лет на взрослый спектакль, алгокольное опьянение, агрессивное поведение, неподобающий вид), имеет право самостоятельно изменить устав, а при желании и вообще продавать билеты только оптовым покупателям или юридическим лицам, это законно (просто не выгодно). Храм в этом плане место, куда не пускают по совсем другим критериям, которые не прописаны в уставе ,а определяются традицией и воспроизводятся традицией. Вы попробуйте в православный храм зайти в джинсах, будучи женщиной, или в шапке, будучи мужчиной, или с играющим мобильным телефоном, и.т.д.
Есть еще личное, или индивидуальное пространство - квартира, 20-30 сантиметров от тела, память, мысли, куда доступ регулируется не законом, уставом или традицией, а непосредственным желанием владельца. Но смысла тратить место в посте на этот вид не было.

P.S. Если Вам хочется проверить на практике приватность театра или сакральность храма, попробуйте просто так зайти в зрительный зал театра без билета или не во время спектакля, а в храме пройти на солею. Последовавшая реакция, действия сотрудников и правовая оценка законности Ваших действий Вам все признаки этих пространств подробнейшим образом разъяснят.

 
Олеся Вальгер
Координатор проекта «Искалеченный Новосибирск», преподаватель НГПУ, член партии «Яблоко».