13:58
«Тангейзер». Зачем выводить православных на митинг в Великий пост

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Я с большим уважением отношусь к религиям, и искренне верю, что православие более всех имеет в себе силы сгладить конфликты в нашем обществе и утешить страдающих. Тем печальнее для меня была ситуация, сложившаяся вокруг рок-концертов в прошлом году. Обычно спокойные (не политичные) люди вышли на митинг, организованный малоизвестными лицами и сектой «Исход», и на этот митинг их призывали идти священники –образованные люди, которые обычно к сектам относятся нетерпимо. Концерт отменили, но вот выиграла ли от этого вера?
В этом году объектом нападок стала опера Вагнера «Тангейзер», которую поставил НГАТОиБ. Группа прихожан собора Александра Невского нашли кадр, который им не понравился, и растиражировали его (зачем было смущать умы тех, кто спокойно не видел этой картинки?). Никто из «активистов» оперу не смотрел – они не стесняются искать хоть кого-то, кто на ней был, через соцсети. Однако их почему-то поддержал митрополит. Материалы «активистов», призывы идти на митинг не только распространяются священниками среди прихожан, но и размещаются прямо на сайте собора http://ansobor.ru/index.php, включая экстремистское видео, которое лично мне было бы стыдно даже смотреть, не только размещать на своей странице, да еще и в Великий пост – но вот собору и митрополии почему-то нормально.

Мне бы хотелось объяснить Вам, что вся эта деятельность «за защиту веры» имеет под собой вполне внятную и хорошо просматриваемую цель: чтобы на Ваших православных горбах несколько депутатов въехали в городской совет и заксобрание. Ряд новосибирских «деятелей» свою предвыборную кампанию собираются строить на "защите чувств верующих". Это очень циничные люди, они каждый раз выезжают на новой "модной теме". Для того, чтобы прихожане за них голосовали, им надо Вас как следует оскорбить, распалить, довести до скандала, а они во всем этом сделают вид, что они за Вас, на митинги к Вам походят, митрополиту "помогать" будут.

Просто сопоставьте факты:
1. Посмотрите, что православным вот эти темы подкидывают всё время одни и те же люди. Они привлекают внимание к тому, что Вы никогда бы и не увидели (Мэнсон, Cradle of Filth, Красный факел, Тангейзер). Они сначала ищут, что бы могло быть православным неприятно, преувеличивают это, выхватывают кадры, которые к Новосибирску отношения не имеют (как с Мэнсоном), распространяют это максимально, и потом будут стричь политические дивиденды. Вы им вольно или невольно помогаете. Думаете, это кто-то случайно наткнулся на самые одиозные кадры в давних концертах Мэнсона? Да нет, это кое-кто все концерты пересмотрел, чтобы Вам самые мерзкие кадры предъявить. И на митинге Вам в подробностях рассказывали о каких-то сочиненных преувеличенных мерзостях, чтобы Вы оскорбились как можно сильнее.

2. Посмотрите, какие объекты выбираются для организации кампании - известные, за чей счет можно привлечь внимание к себе. «Тангейзер» - опера мирового уровня, долгожданная премьера; нападки на нее не могут не вызвать большого резонанса, а комментарии в СМИ будут давать одни и те же лица, якобы представляющие всю православную общественность. Другие спектакли не так известны, а потому «активистам» для пиара не подошли. Кстати, "Тангейзер" - это очень христианская опера. Распространяемый (и бесспорно неприятный) кадр вообще вырван из контекста. Когда в искусстве нам показывают, как дурные люди громят церкви, это делается не для оскорбления, а для того, чтобы передать отношение автора к этому действию. Это и называется контекстом. В опере рассказывается история о том, как человек совершает кощунственный, непростительный грех, и толпа избивает его, от него все отворачиваются.

Он раскаивается, но фарисеи не прощают его. А Бог прощает. И выхваченный из "Тангейзера" кадр рассказывает именно о том эпизоде кощунства, за которое герой потом кается - чтобы зрители ужаснулись, чтобы вместе с матерью пели к Богу о прощении в следующем акте оперы. В 1845 году второй акт оперы возмущал людей, подобный эпизод (в оригинале тангейзер поет о том, что плотская любовь не ниже другой любви) казался им ужасно неприличным, и этим опера ставила свой конфликт остро – и разрешала его чудесной силой последних строк, где хор пилигримов возвещал чудо. Вот этого «активисты» Вам не рассказывают, иначе Вы усомнитесь и на их митинг не пойдёте.


3. Посмотрите, каков расклад на выборах 13 сентября. Местные выборы традиционно проходят при очень низкой явке, и побеждает не тот, за кого большинство, а тот, чьи избиратели на участки явились, даже если их 5 % от общего числа. У нас есть депутат, которого фактически избрали 600 человек при явке в 12 %. Православные прихожане в этом плане – мечта любого нечестного депутата, который лоббирует свои бизнес-интересы. Вы думаете о духовном больше, чем о мирском, и чаще всего не следите за политикой (депутату легко притвориться «хорошим»). Вы объединены одной волнующей темой (депутату легко притвориться «своим»). Наконец, Вы точно выходите из дома в воскресенье и собираетесь в одном месте, при этом, есть человек, которому Вы доверяете. Как Вы думаете, сколько усилий готов приложить нечестный кандидат в депутаты, чтобы втереться в доверие к православной общественности и гарантированно победить за Ваш счёт?

Для того, чтобы эта схема сработала, этим людям нужно, чтобы Церковь постоянно чувствовала себя в осаде и цеплялась за новых «союзников», как можно меньше изучая их - и чтобы уважаемое духовенство действительно хотело, чтобы в городе были православные депутаты, которые Вас от «всего этого» защитят. Им нужно, чтобы Вы всё время оборонялись – то есть, чтобы Вы настроили против себя большое количество людей. Ввязываясь в политику, церковные чины неизбежно заставляют Церковь что-то терять – а Вы неизбежно настраиваете против себя людей, которые любят то, что Вы пытаетесь запретить, потому что Вас дезинформировали.

Посмотрите, какой образ создают Вам эти "православные активисты" – они пытаются представить православных оголтелыми невежественными фанатиками, которые хотят вмешиваться в чужую личную жизнь, и что печально, этот образ уже формируется. Они подкидывают Вам возмутительные видео в Великий пост, чтобы Ваши думы распалялись. Под соусом «защиты веры» они дают Вам политические лозунги о том, чьей отставки нужно требовать. Они подбрасывают Вам имена людей, о которых Вы почти ничего не знаете, и говорят, что это «враги» (какие враги могут быть у верующего?). Мы - светское общество, и несмотря на срывы концертов, мы всё равно готовы с Вами говорить, мы видим в Вас людей и любим Вас, как сограждан. А Вы нас?



Да и в принципе, о чем можно говорить с людьми, которые пытаются заставить православных идти на политический митинг в Великий пост? Этот факт сам по себе говорит о них всё, что нужно знать верующему человеку.

 
Олеся Вальгер
Координатор проекта «Искалеченный Новосибирск», преподаватель НГПУ, член партии «Яблоко».