13:58
Классики в гробу перевернутся?

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Константин Антонов опубликовал вчера свою зрительскую рецензию на новую постановку балета «Спартак» в Новосибирском театре оперы и балета. Новая постановка – очередное деяние опять-таки нового директора театра Кехмана, отменившего прежнюю постановку. Ну, не понравилась Кехману "классика" – захотелось «свежачка». Вот Константин и поделился своим мнением, квинтэссенция которого: отдельные ингредиенты этого блюда достаточно хороши, а в целом - не вкусно.
И тут же развернулась широкая полемика, в том числе с такими мнениями: балетом это, конечно, назвать трудно, но с такими красочными картинками, даже с живым тигром на сцене – в общем, «простому народу» понравилось, потому как ярко, без затей и все понятно.
Как бы к этой новации отнесся автор «Спартака» классик музыкального искусства Арам Хачатурян, сказать невозможно – он умер почти 40 лет назад. А вот как бы к этому отнесся классик хореографического искусства, самый знаменитый постановщик «Спартака» Юрий Григорович, никого в принципе не интересует, хотя он и жив, слава Богу.
И вот сегодня получила "продолжение темы". Спускаюсь в метро и слышу объявление по радио: драматический театр «Красный факел» приглашает на спектакль «Онегин», который (дальше цитирую) «ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОМАНЕ ПУШКИНА»!
Творцы местного розлива, ау!.. Вы считаете, что ваше представление о романе более правильное, чем у автора?
Вовсе не претендуя на новаторство, выскажу несколько соображений.
1. Попытка переиначить на оригинальный лад классическое произведение – это прежде всего стремление завлечь широкого, нередко малокультурного, привыкшего к простоте, а порой радующегося пошлости зрителя. А значит - возможность побольше срубить бабла. И если в том же новосибирском театре оперы и балета продавать попкорн, одеть балерин в топлес, а между партиями запускать клипы со Стасом Михайловым, то можно вообще (как говорят в балете) «танцевать в полноги» и при этом иметь переполненные зал и кассу. Но только ЧТО это будет за театр?
2. Ничего не имею против балагана, цирка, эстрады… и даже стрип-клубов. А также против попкорна и Стаса Михайлова. Но, может, разделим понятия? Может, не будем совмещать фрак и валенки? Может, во фраке лучше ходить по сцене, а в валенках – по снегу? И там, и там найдутся любители.
3. Новаторы и «переосмыслители», конечно же, мнят себя творцами. Но если они такие талантливые и даже великие, может, что-нибудь сочинят свое, оригинальное и талантливое? Не получается?.. . Только не надо тут же приводить примеры «заимствований». Вот Алексей Толстой взял сказку Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» и переделал ее в сказку «Приключения Буратино». Но ведь хорошо сделал. А что хорошего заставить Онегина с топором за Татьяной бегать по сцене? Это от какого таланта? Так стоит ли элементарную творческую импотенцию выдавать за новое слово в искусстве?
Конечно, как писал опять-таки классик Александр Островский, «кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик». Но ведь это же не значит, что арбуз должен хрюкать.

 
Ирина Левит
Журналист