13:58
Варианты поиска финансов для современных концессионных договоров

БЛОГИ на Сибкрай.ru

На мой взгляд, нижеописанное предложение по подходу решения проблемы поиска финансов на значимые для города проекты, не лишено смысла. Уверен,что найдутся и лучшие предложения! Приглашаю поделится!!!В «концессионных проектах», которыми так богата новейшая история Новосибирске, есть несколько моментов, которые, наверное, не раз уже обсуждались везде, на самых разных уровнях, кроме только что правительства региона. Но думаю, чем чаще об этом говорить, тем больше вероятность, что власть все-таки хоть что-то услышит. Речь идет, прежде всего, о концессионной составляющей многомиллиардных проектах – третьего моста и мусороперерабатывающего завода. Правительство области изо всех сил стремится убедить общественность, что для реализации грандиозных планов необходимо привлечение инвесторов. То, что при этом инвесторы получают гарантии областного бюджета, уходит на второй план, поскольку тот, кто вкладывается деньгами, по определению должен получить и гарантию их возврата, и прибыль. Именно доход концессионера является ключевым моментом и главной точкой всех возникших по этому поводу споров. По тому же четвертому мосту: компания, вложившая в проект порядка 16 миллиардов рублей, должна будет получить за 25 лет концессии почти 90 миллиардов рублей. Независимо, будут по платному мосту ездить автомобили или нет. По логике правительства – будут, поскольку оно дает свою гарантию. Несколько иная ситуация с мусороперерабатвающим заводом. Если с мостами у граждан есть хоть какая-то альтернатива и возможность выбора между деньгами и временем на объезд, то с вывозом мусора – все очень просто: или плати, или тони в отходах. Монополия на чистоту практически не оставляет шансов. Поэтому правительство легко соглашается на гарантии, даже при увеличении тарифа на утилизацию по разным расчётам в 5-10 раз. И здесь концессионер получит за несколько лет гарантированную прибыль, в десятки раз превышающие его расходы. Можно только догадываться о той борьбе, которая развернулась за столь выгодные подряды. В связи с этим возникает еще один вопрос: а кто же эти богатые концессионеры, готовые вложиться в новосибирские проекты? Судя по финансовым отчетам, в России не так много компаний и групп, готовых взять и выложить те же 13-16 миллиардов рублей на четвёртый мост. Но хитрость заключается в том, что у концессионера вообще не может быть собственных денег: под такие гарантии и на таких условиях любой банк или финансовая группа прокредитуют кого угодно, и тоже получат свою долю от бюджетного пирога, то есть, за счет жителей Новосибирской области. Поэтому проекты, которые предлагаются Новосибирской области в виде концессий - это не инвестиции. Это обычные финансовые схемы для дельцов, которые получают доступ к бюджетным средствам за счет лоббирования своих интересов, через приближенных к властным структурам «нужных» людей. Почему я в этом уверен? Никто из правительства Новосибирской области никогда не предлагал рассмотреть вопрос о создании акционерного общества с возможностью покупки акций всеми желающими и за счет этого сформировать денежный фонд, необходимый для реализации не только проекта четвертого моста или мусороперерабатывающего завода – любого проекта, социально и экономически значимого для нашего региона. Под гарантии областной администрации и губернатора Новосибирской области. Сегодня любой банкир скажет: деньги у населения есть! И вытащить их из загашников, заставить работать – задача №1. Президент страны Владимир Путин поставил задачу: 27% накоплений должны составлять инвестиции в экономику. В том же Китае они уже составили 40%! Надо создавать условия и предложения для населения, чтобы у жителей была возможность и заинтересованность вкладывать деньги. Думаю, у нас найдется немало людей, которые согласятся вложить, например, сегодня 100 тысяч, да даже один миллион и получить через 25 лет 1,5 миллиона или – если миллион, то -15 миллионов (плюс/минус можно отнести на расходы по управлению АО). Если вкладываться по миллиону, то понадобится всего 16000 человек, по 100 000 – 160 000, то есть, очень округлённо – это примерно 10% жителей Новосибирска! И эти 160 000 будут кровно заинтересованы, чтобы по мосту – ездили, а мусор – перерабатывался! Между прочим – очень хороший подарок своим внукам. А не долговое ярмо, которое пытается навесить на всех жителей областная администрация. И вот в этом случае гарантии области будут более чем уместны, Но для этого надо работать с населением, руководствоваться его интересами, а не своими личными. Как это мы видим сейчас.
 
Алексей Александров
депутат Законодательного собрания Новосибирской области