13:58
Бомба в Опере или сибирский триумф Вагнера

БЛОГИ на Сибкрай.ru

prescriptum: Эта колонка про оперу Рихарда Вагнера "Тангейзер" в наших исконно арийских краях; про духовное величие мирянина Вагнера и мирское могущество духовного наместника Тихона; про философию, мать нашу, которую многие наши сограждане, увы, уважать не желают.

1. Братство в прихожей и "бомба в партере".


Я не обладаю навыками ни литературной, ни театральной критики. Мною двигало животное любопытство, инспирированное исключительно нелепой (!!?) склокой, возникшей вокруг постановки оперы. Если бы не скандал, мне бы вообще не пришло в голову пойти на эту премьеру. Я крайне далек от оперо-балеты, но очень ценю людей, которые творят столь высоким искусством. "Скрытно" оказавшись у театру заранее, я нашел там немалые группы протестующих, выдвинувшихся на свои позиции. Вскоре я наблюдал сам "пикет".
Вот что меня удивило:

1) Количество протестующих — сотни полторы, не меньше. Это свидетельствует о наличии коалиции между различными общественными движениями и неплохой организации.

2) «Качество» протестующих. В данном случае я имею в виду боевые качества — преобладали мужчины весьма спортивного и, даже воинственного вида.

3) Лозунги и кричалки: «Позор Мездричу!», «Мы русские! С нами бог!», «Русскому народу – православную культуру!», «Кулябин, Мездреч, Терешкова и Кузин рвут духовные скрепы!» и, самое потрясающее — «Позор зрителям!»

Посмотрев пикет, я направился в театр, став в большую очередь зрителей у входа. В прихожей театра у самых касс обнаружил группу мужчин боевого вида от 8 до 12 человек, которые стояли кучкой и говорили, что они одни здесь настоящие мужики, а все остальные педерасты.



Я решил, что они поджидают кого-то вроде меня и решил помочь им выполнить свою миссию.
Я подошел к ним и у меня состоялся следующий диалог с лидером:
- А что что, не идете на спектакль?
- Нет, и вам не советую!
- А зачем тогда вы здесь стоите?
- Где хотим, там и стоим!
-Мешаете зрителям, не видите - очередь?
-А ты что, педераст?
-А ты не о….л!!!?, Ты чего, баклан, меня на гнилое фуфло разводишь? — ответил я, возмущенный столь оскорбительным вопросом.

Пусть меня простят коллеги, но тонкий налет культуры при таком раскладе с меня мгновенно слетает помимо моей воли, не отвечать же мне что я журналист и профессор?))
Чуть не закончилось потасовкой. Вот был бы номер!

Раздались крики, что я дебил или провокатор и со мной не следует иметь дела. Подозрения, надо сказать, вполне обоснованные в такой ситуации. Я назвал свое имя, объяснил, кто я такой. Мне не сразу поверили, ссылаясь на мое владение феней, но успешное гуглование разрешило ситуацию.
Я был настойчив, стал задавать вопросы, откуда появилась тема гомосятины, причем она вообще тут? Почему не стоит идти на спектакль по их мнению и т.д. Сказал, что понятия не имею, из-за чего скандал и хочу составить собственное непредвзятое мнение,— что было сущей правдой.
В результате понижения тона противником, выяснилось, что это вовсе не православные фундаменталисты, а консервативные патриоты, считающие, что в Министерстве культуры окопалась пятая колонна. Судя по всему, это были мужики из братства НОД. В итоге они согласились, что мне стоит посмотреть спектакль и составить свое мнение, но неожиданно выяснилось, что билет из внешнего кармана мое куртки, который я положил туда перед диалогом исчез.
Кто-то сказал: «Ха! Пока с нами базарил, билет-то у него сперли!» Другой посетовал: «Началось, щас позовет полицию и будет писать на нас заявление». Я ответил, что, скорее всего, положил его мимо кармана и очень досадно, что я не смогу составить свое мнение; что они, вне всякого сомнения, честные люди, поскольку это сразу видно. Отличные мужики, я вам скажу, на самом деле. Вот только не для мирного времени.

Администратор любезно восстановила мне билет без всяких проволочек и я, счастливый, проследовал на премьеру.
Созерцая оперу, я всячески пытался проникнуться вменяемым мне позором, но ничего откровенно не выходило. Строго говоря, я не увидел вообще ничего особенного. Никакой клюквы. Ничего аморального и вызывающего. Пели хорошо. Декорации сносные. Нормальная опера, одним словом. «Лебединое озеро», пожалуй, гораздо поэротичнее будет. Что там не так с фигурой Христа, я, честно признаюсь, не понял. Немецкий не знаю, а титры читал плохо. Точнее, это настолько тонко, что только знатоки христианской метафизики способны уловить ересь. Говорят, что похоже на фигуру в фильме «Последнее искушение Христа». Впрочем, ересь тут вообще лишнее слово. Ибо театр, по определению, — место светское, даже языческое по своим корням, а следовательно — богохульное.
После второго акта я вышел на улицу, увидел пожарных и полицейских с собаками. Полицейские обсуждали некий «звонок» и меры по обследованию помещения. Судя, по всему, имело место сообщение об угрозе теракта. Я захотел сделать фото пожарных. Они попросили не делать этого. Я сослался на законное право и попробовал. Телефон отказался делать это, сославшись на низкий уровень заряда. Я сообщил пожарным, что они обладают особыми сиддхами оставаться незримыми для простых верующих и пошел навстречу судьбе обратно в театр.

2. Смысловая голограмма или посмертный триумф Мастера.

Позволю себе немного поумничать в качестве дани своей профессии. Вообще говоря, мы наблюдаем уникальный феномен – трехслойную самовоспроизводящуюся смысловую структуру — смысловую «голограмму». В первом акте оперы демонстрируется некий эпикурейский «грот Венеры» — место в воспаленном сознании художника Тангейзера, пребывание в котором, в конечном счете, приводит к всеобщему моральному осуждению Тангейзера обществом. То есть, этот фрагмент постановки — опера внутри оперы. В этом акте присутствует обнаженная женская грудь. Следует отметить, что на фоне множества обнаженных античных статуй в зале театра она смотрится абсолютно органично.
Во втором акте Тангейзер эпатирует публику на кино-конкурсе, что, в конечном счете, приводит к упомянутому осуждению.
В третьем акте Тангейзер по этому поводу страшно страдает. Налицо конфликт языческого и христианского сознания, который и является предметом оперы. Важно понимать, что он совсем в пользу языческого сознания и плотских утех. Критическое отношение само по себе заложено в сюжет произведения. Итак, второй смысловой слой – "реальные" события оперы, а не те эротические галлюцинации, что случаются в воспаленном разуме главного героя. Третий смысловой слой — это то, что происходит за пределами Новосибирского театра оперы и балеты: весь этот жуткий скандал, шумиха, демонстрации клерикалов и консервативных патриотов, судебные разбирательства и ультимативное заявление митрополита!
Вот это я понимаю! Вот это настоящая Опера! С большой буквы. Не только на сцене, но и за пределами театра. И ровно про тоже самое, про что и в театре.
Вот оно, подлинное величие гения Рихарда Вагнера!!!

3. Аншлаг клерикализма.

На следующий день я узнал, что весь сыр-бор во многом был из-за постера фильма, который по сюжету снял Тангейзер. На постере изображен Христос, распятый на женских бедрах. Изображение постера нашел в сети. Выглядит, бесспорно, очень вызывающе! Будь я ординарным христианином, наверняка бы обиделся на богохульников. Будь я неординарным христианином, знающим, что неканонические изображения распятого мужика не являются изображениями Богочеловека, махнул бы рукой и дежурно помолился бы за прощение грехов погрязшей в разврате богемы.
Для сюжета оперы, надо сказать, сей постер весьма существенен — в современной ситуации эротические метафоры Тангейзера, взывающие гнев его коллег и публики, выглядят непонятно и даже академично. Ну совершенно не понятно, почему за такую сущую поэтическую ерунду, в которой нет ничего по современным понятиям откровенного, ополчилось общество! Постер бы все объяснил все очень наглядно.
В общем, вопрос действительно спорный, следует ли допускать такие постеры или нет? Случись такое в СССР, однозначно бы не допустили! Даже во времена воинствующего атеизма. И не из-за Христа, разумеется, а из-за ракурса женщины, который по критериям того времени был бы расценен как откровенно порнографический. Будь я цензором – зарезал бы без всяких сантиментов, а образец постера показывал бы дорогим гостям с целью возбуждения интереса к творчеству Вагнера. Круто, одним словом. Реально очень круто.
Режиссер и руководство театра, как выяснилось, проявили способность к компромиссу, прониклись чувствами протестующих и убрали постер. Инцидент исчерпан? Да не тут то было!
Читаю следующее: «Переход к обсуждению возникшей проблемы сучастием всех заинтересованных сторон на открытых диалоговых площадках возможенв случае, если опера «Тангейзер» в нынешнем варианте будет исключена изрепертуара ФГБУК «Новосибирский государственный академический театр оперы ибалета», – частично цитирует документ агентство «Интерфакс-Религия»http://www.interfax-religion.ru/. Отмечается, что представитель Русскойправославной церкви также указал, что вопрос, касающийся новосибирской вариации«Тангейзера», требует не только общественной, а правовой оценки, «так какявляется публичным действием, оскорбляющим религиозные чувства верующих людей,полноправных граждан нашего государства».

И как это, простите, понимать!? Режиссер и театральное руководство проявили понимание, убрали постер, редуцировали оперу до почти целомудренного уровня, а духовный наместник возьми, да и предъяви ультиматум! Дескать, прекратите свое богонеугодное поведение, вот только тогда и поговорим! Простите, а зачем вообще разговаривать, если есть решение суда!? Кроме того, это обсуждение уже фактически идет. С участием всех сторон. Общественное обсуждение это не чванливое протокольное заседание в Доме Политпросвещения, а то, что происходит на улице, кухнях и в социальных сетях.
Впрочем, духовного наместника как небожителя понять тоже можно. Небожитель с богохульниками просто так не общается и своих людей не посылает на съедение искусителям. Жрецы, строго говоря, в общественных обсуждениях вообще не должны участвовать, а если дух времени обязывает, — делать так, что бы это было невозможно. К жрецам ходят каяться и получать духовные наставления, а не вступать в публичные переговоры. В секретные, впрочем, можно, — на предмет того, что вам нужно, что бы утихомирить свою неразумную паству?

Если совсем серьезно, то митрополит озвучил не условия общественного обсуждение, а условия переговоров. Так вот, — Он ГОТОВ вступить в переговоры НА УСЛОВИЯХ ПОЛНОЙ КАПИТУЛЯЦИИ ПРОТИВНОЙ СТОРОНЫ. Возникает вопрос, а о чем тогда переговоры? Варианта два: 1) ни о чем, — наместник дал понять, что с ним разговаривать не положено; 2) формы репараций проигравшей стороны.
Ибо дело, скажем откровенно, — дрянь! Такого количества боевиков я не видел в городе ни разу. Если вдруг на меня мобилизация или призыв непреодолимой силы, спокойно бы с ними поехал, например, — в Новороссию. На разведку. Или просто крошить в труху фашистов. Или защищать сирийский люд христианский и древнейшие святыни от людоедства ИГИЛа…
Только вот, боюсь я, что все происходящее - далекие отблески будущего нашего доморощенного ИГИЛа… Многие, как я узнал позднее из своих источников, пришли без глубокой мотивации, а по призыву поддержать своих товарищей. В данном случае наиболее важно то, что в нашем городе ЕСТЬ такие влиятельные товарищи! Эти товарищи — настоящие религиозные фундаменталисты! Это они говорят, что культура должна быть православной.
Это по их приказу звонят в полицию о заложенной бомбе в первом театре города;
Это они возомнили, что президентская метафора «духовных скреп» развязывает им руки.
Это они наплевали на то, что Новосибирск — город творцов: инженеров, ученых и художников, а не святош и богобоязненных консерваторов.


Ладно, довольно кошмарить вас мракобесами... Пора поговрить о высоком...

Братья и сестры, хочу признаться, что теперь я знаю Истину. «Тангейзер» - самая великая опера Рихарда Вагнера. Хоть и других не видел ;) Но если другим можно ценить то, чего они не видели, то мне почему нельзя!? Тем более, что одну оперу я уже видел!
Все, о чем Вагнер написал в партитуре, воспроизвелось спустя полсотни века с веком снаружи ее. Но мало быть гением. Нужен еще и промысел Его. Спасибо митрополиту Тихону. Хочется верить, что это все рук его дело. Точнее, что чрез его длань длань Его слово Он каже...Волю свою.

Посмотрите на фотокарточку:

Вот где сила, брат!


Далеко не там, где вы думали...Кстати, Толоконский такого бы точно не допустил...И Индинок...А Виталий Муха тем более...Про Горячева вообще молчу...
Пересмотрите фильм "Лефиафан", кстати...Это фильм не про всевластие бюрократии над обывателем, дорогие мои братья и сестры... Этот фильм про величие власти духовной над властью мирской в благословенных краях наших соловецких...

Говорят, что у французского эксцентричного философа-эзотерика Рене Генона был некий таинственный респондент, который в одном из писем сообщил ему, что башен Сатаны ровно семь и, что седьмая башня расположена в течении реки Оби. Рене Генон, к слову, какого то черта подался в нехристи и принял ислам. Неплохо бы нашей епархии взять на вооружение сведения неизвестного оккультиста и объявить Новосибирский государственный театр Опер и балета Седьмой башней Сатаны. Хотя бы временно. Ведь именно здесь демонический гений Вагнера достиг своего подлинного триумфа.

P.S. Да простят меня мои братья и сестры православные за кощунство и богохульство явное и неявное, мыслимое и немыслимое. За исключением митрополита Тихона. У него я прощения просить не намерен. Причину оную ему по сану уразуметь положено.

P.P.S. Теперь я знаю, почему, в исламе есть запрет на изображение бога и человека. Ровно для того, что бы не было таких конфликтов, как в случае с постером к Тангейзеру!
Крым воистину наш!
Москва -Рим Третий, Новосибирск - Рим Четвертый, а пятому не быть.
Православный атеист, доктор Дмитрий (Винник).

 
Винник Дмитрий Владимирович
Доктор философских наук, член Союза журналистов России