13:58
Закон Об образовании - воспитание мозгов

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Помните, Шукшин поставил очередной проклятый вопрос: что с нами происходит? В отличие от вопросов: что делать? кто виноват?, в этой фразе уже есть некое пояснение предмета: с нами. С другими (развитым зарубежьем) почему-то такого не происходит. Попытаемся на шукшинский вопрос ответить. Во-первых, уже наш замечательный язык Пушкина и Гоголя имеет нехорошее свойство – легко ускользать от предмета, превращая разговор в беспредметный трёп (и я тоже рискую). Вот простейшая фраза: «неверно было так поступать» по английски звучит: that wasn’t the right thing to do. Даже здесь прагматичный англосакс не отрывается от thing , видя перед собой нематериальную, но вещь, предмет. Или: he dasn’t do anything about it - мы переводим: «он ничего не может поделать», опять пренебрегая указанием на предмет.

Почему так развивался наш прекрасный в художественном отношении язык? Рискну утверждать: потому, что за всё историческое время существования интеллигенции от «Народной воли» до Павла Воли у неё не было реальной площадки говорить о реальных вещах, проблемах. Поэтому у нас нет опыта оппозиции. Вот и играют протуберанцы народной энергии только на игрушечной площадке Павла Воли, да ещё на манежных площадях. Причём и там, и там присутствует хамство.
Что значит, нет опыта оппозиции? Это значит, что интеллигентный человек (прошедший все уровни образования), выражая где-нибудь на форуме, в гайдпарке несогласие, например, политикой в образовании, говорит: Фурсенко – дурак. Если этому интеллигентному человеку замечаешь: но Путин то не дурак (а он ведь за Фурсенко), то можешь получить ответ: Путин – не дурак, он – су…а. Вот и весь разговор интеллигентных людей. При этом мы, однако, не возражаем, что Путин (по у него же вырвавшемуся признанию), «пашет как раб на галерах». Вывод: что-то не то с нашим образованием, хоть и выдавливаем по капле из себя раба со времён «Народной воли» (кстати, я хоть и почти не смотрю сейчас бульдогов-харламовых, но вижу, что ребята понемногу эволюционируют).

Итак, на сегодня мы довольно часто имеем следующий результат нашего образования: прямолинейный, негибкий, легко внушаемый, разбросанный ум; несистемное, хаотичное, несамостоятельное мышление; незрелая, не сосредоточенная, аморфная личность; не дошедший до рефлексии нравственности, гражданственности, научности, веры в жизнеутверждение человек (и я таким был, может и есть, судя по этим постам, но надеюсь, саморазвился всё же ).

Так что же теперь нового в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»? Новое – в самом отношении к своему образованию и образованию своих детей.
Ведь как мы относились к образованию? Главное – «устроить» детей в «надёжную» школу, главное – «поступить» ( в вуз), главное – «окончить». Теперь нам предписывают этим законом на каждом «мелком» шаге и практически всю жизнь! делать свой выбор, а значит заниматься на каждом «мелком» шаге трудным делом – думать. Если поступать не просто в вуз, на некий профиль, а осознанно на некоторую образовательную программу, а, шагая в ней, выбирать акценты свои, сообразно своим склонностям (выбирать маршрут), то это и значит видеть перед собой вектор самоопределения, саморазвития, а не отдавать право выбора твоей судьбы аморфному бытию и тогда быть рабом на галерах независимо от своего поста в жизни (даже президент с рабами будет всегда раб, не путать с царём-самодуром).

Поэтому очень полезно в Законе вчитаться в действительный смысл понятий: академические права и свободы, автономия образовательной организации, образовательная программа – их 33 понятия в главе 1 ст.2 и ещё есть по телу закона другие.
Крайне важное значение имеет ст.3 Главы 1 : Основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования:
«В РФ каждый имеет право на образование» (т.е., не гарантируется бесплатное образование) и т.д. В гл.9 сказано «За счёт средств федерального бюджета финансируется обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего образования не менее 9% !!! (ох как не слишком много-то) человек на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в РФ». Все пункты важны, лучше по букве читать. Вот ещё вопрос: как их трактовать? Например, в пункте 4 : «человек, осуществляя свои права на получение образования и исполняя вытекающие из этого обязанности, не должен нарушать права , свободы и законные интересы других лиц» Значит, трактую я, если обучающийся своим поведением на занятии мешает другим обучающимся осуществлять своё право на получение образования, то его надо немедленно удалить (после невыполнения устных замечаний). Очень редко, но это бывает единственным разумным методом и воспитания тоже.

Кстати, воспитание – это восхождение, возвышение, восстановление. Это знания, которые переводят на новый уровень развития, образования. В отличие от напитания – накопления, накачивания информации в мешок, мешающий при хождении. Родители должны следить, что происходит с их ребёнком: воспитание или напитание. И тело тоже можно воспитать в стройное, сильное или напитать в сами знаете какое. Отсюда видимо особо проакцентированная! забота министра Фурсенко о физкультуре в школьной программе.

Воспитание, восхождение на новый уровень образования – образовательный ценз – гарантируемая государством вещь ( в государственных образовательных организациях). А как гарантируется, что для этого прописано делать – тоже в этом законе все механизмы описаны: сложное взаимодействие правовых норм, отношений в сфере образования, контроля и оценки качества. При этом есть пункт:
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических движений и религиозных объединений (организаций) не допускается. Заметьте, именно «деятельность организационных структур», но идеи сами по себе в виде встреч, семинаров, приглашённых лекций, конечно, проникать должны, иначе как воспитать критическое мышление, свою позицию в гражданском обществе? Плюс в том, что исключается опасное соседство с инородными структурами с жёсткой организацией, которые не воспитывают, а деформируют личность (религиозные лифты – секты, научные лифты – сайентологи, химио-лифты – наркотики, алкоголь, табак). Минусы есть тоже , но из двух зол наименьшее, видимо, выбрано.

Есть в законе и об аспектах образования как услуги. Ведь действует уже федеральный закон о защите прав потребителей. А также стоит задуматься о ситуации, когда при вступлении РФ в ВТО мы все попадём под действие Генерального соглашения по товарам и услугам (ГАТС), так как международный закон – приоритет (записано в законе Об образовании).

Для того чтобы обретение образования не превратилось в оплаченную услугу по выдаче диплома, а наше общество окончательно не коррумпировалось и не превратилось в пародию на гражданское общество надо чётко разделять понятия: образование никак не может свестись к услуге, а может иметь лишь её некоторые элементы. Расцвет пародии как жанра на ТВ настораживает: вспомним, первый интеллигент-пародист Александр Иванов, по сути, спился, догадываясь, что за чистой пародией идёт пустота, и под светом луны – пародии на свет солнечный – пшеница не заколосится. Пародия – греч. рarodia -означает «песнь наизнанку» похоже тотальный стиль теперь. Главное, чтобы наше образование, оторвавшись от своих корней, не стало бы пародией на западную систему с их древними университетами. Платное образование в Гарварде, Кембридже с Оксфордом не мешает выпускать дельных специалистов.

Поэтому важно следовать закону, уважать его дух и букву (это не регламент и не прейскурант). Чтобы даже младший школьник мог воспринять его суть в части принципов. Меня удивляет какое-то поверхностное поигрывание, отстранение от серьёзного разговора у некоторой части весьма уважаемых профессоров в центрах при обсуждении закона в прошедшие месяцы. Мол, на мне это никак не скажется : как работал хорошо, так и буду работать хорошо.
Писал этот закон коллектив умных людей (не автор ныне действующей конституции Франции, Наполеон, конечно, но …). Это плод многих наших болевых реформ за долгие годы, сухой остаток ушедших, как видите, не совсем в песок сил и надежд. Читайте его сами, никто вам ничего окончательно не растолкует, да и накладно это покупать у посредников.

В законе фигурирует слово компетенция. Это ключевое понятие с новым смыслом, которое входит в состав внедряемого во все новые образовательные стандарты профилей (специальностей раньше) компетентностного подхода. Если мои соображения на сей счёт хотите прочесть, то читайте статью в журнале «Философия образования» №4, 2010, с.107-116: «Модель компетентностей в современном образовании (философский анализ)»
.

 
Трофимов Виктор Маратович
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой НГПУ