13:58
mp3 формат культуры

БЛОГИ на Сибкрай.ru

Как известно mp3 формат позволяет так ужать объём записи звука без существенной потери качества, что мы на одном CD-диске можем иметь в 5-11 раз больше музыкальных произведений. Эффект – в кодировании восприятия. Ухо воспринимает, условно говоря, пунктир звуковой линии как сплошную линию, если пунктир всё же не убивает линию.
Так и в культуре, вмещающей очень много содержания, неизбежны внутренние разрывы. Не надо бояться антагонизмов почвенников и либералов, монархистов и социалистов, православных икон и рубиновых звёзд (на кремлёвских стенах). Это всё реальный материализованный кровью предков живой опыт нашего познающего себя этноса, библиотека озвученных размышлений нации о своей роли и участи в мире.
Поэтому особенно курьёзны страхи («Тем временем» Александра Архангельского 13 декабря) нашей интеллигенции: чему учить своих детей при обилии противоречивых символов или «выяснения» как аргумент в споре: кто ваши предки, не дворяне ли?
Разрывы, конечно, иногда обескураживают и портят аналогию с mp3 форматом, но это отдельная тема (о ней достаточно говорят). Вот постоянно заходит разговор о сокращении вузов в связи с демографической ямой и, в первую очередь, самого крупного сегмента – педагогических вузов. Я работаю в таком педагогическом университете, который относится к системообразующим кластерам региона, и ему не грозят эти разговоры. Но, зная специфику педвуза, считаю полезным привести некоторые доводы против ущемления любого другого педагогического вуза (с возможными редчайшими исключениями).
1. Когда мы наблюдаем, как за 4-5 лет какой-нибудь паренёк из захолустной (или просто перестроечной школы) превращается в приемлемого члена общества с другой речью, манерами и запросами, мы понимаем, что могло бы быть и совсем по-другому, и тогда на минуту становится страшно.
2. Каждый выпускник школы в условиях демографической ямы тем более должен быть сохранён для общества, а наибольший относительный рост культурно-образовательного уровня происходит именно у контингента педагогических вузов.
3. Мы теперь не упрекаем первокурсника, что он может не знать чему равно число е (основание натурального логарифма). Часто не он в этом виноват. И, главное, это не приговаривает его, а только несколько добавляет нам работы, мы её делаем и человек, у которого есть способности просто человека, прогрессирует.
4. Именно в педвузах возможен наиболее широкий спектр индивидуальных траекторий учащихся (диктуемых новыми стандартами ФГОС-3) вплоть до взаимопроникновения гуманитарного и естественно-научного путей.
5. Педвузы – это один из оставшихся козырей социального государства, следы которого ещё наблюдаются.
6. Если превращать педвузы в колледжи и ссузы, то крылья мотивации на достойное образование будут подрезаны и у родителей , и у детей.
7. Из теории надёжности известно, что укрепление (резервирование) как раз наиболее слабого звена наиболее эффективно. А может быть его удалить вовсе?
8. Тогда:
Поскольку в mp3 формате нашего образования уже давно видны искажения звука, дальнейшее усекновение только усилит какофонию. Требуется обратный процесс – сохранения и укрепления. В то же время, mp3 формат позволяет благополучно сосуществовать в нашей культурной среде университетам, условно говоря, на Воробьёвых горах и на Ключ-Камышинском плато. Не следует бояться разрывов по весовым категориям, так как без разрывов вообще нет богатства культуры.

 
Трофимов Виктор Маратович
Доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой НГПУ